Авитальная активность как форма аутодеструктивного поведения подростков

Автор статьи: Мария Кузнецова

     В настоящее время разрушительные действия человечества приобретают все более весомые размеры. На формирование деструктивного поведения оказывают влияние некоторые глобальные изменения, происходящие как в мире, так и в нашей стране:

  • деградация культуры
  • деформация ценностных ориентаций
  • ускорившийся темп жизни среди молодежи
  • осложнение социально-экономического положения в семье и в стране в целом
  • рост числа неблагополучных семей, насилия, наркомании

     В условиях экономического кризиса человек вынужден отдавать все больше времени на основные и дополнительные виды работ, жертвуя своим временем на культурный отдых и досуг. В связи с этим происходит накопление внутренних напряженных эмоциональных состояний и человек не всегда справляется с проблемами и не находит их конструктивного решения.

     Особенно это отражается в аномалиях поведения подрастающего поколения. Именно подростковый возраст является сенситивным периодом для формирования ценностей и мировоззрений.

     Молодежь наиболее остро переживает

  • социальное неравенство
  • отвержение
  • отчужденность
  • непричастность к группе
  • непоследовательность каких-либо событий

     Подобные переживания формируют у них агрессивность и неуверенность в будущем, а также способствуют увеличению деструкций.

Авитальная активность как форма аутодеструктивного поведения подростков
     На сегодняшний день, по данным следственного комитета РФ, отмечается рост суицидов среди подростков (10-17 лет). В то время как в Челябинской области наблюдается снижение случаев суицидов. При этом, в 2017 году было зарегистрировано, что 163 подростка пытались покончить жизнь самоубийством.

     Авитальная активность - это активность, направленная против себя: суициды, наркомания, токсикомания, необдуманный экстрим, т.е. это действия, при которых можно получить увечья, болезнь или смерть.

     Авитальная активность может выступать как форма аутодеструктивного поведения подростков. 

     Аутодеструктивное поведение - это поведение, характеризующиеся аномальным состоянием, которое выражается в стремлении подростка к саморазрешению вследствие искажения его социализации. Одна из форм аутодеструктивного поведения - это суицид. 

Выделяют следующие формы суицидального поведения:

  1. Истинный суицид.

Это осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев - наличием предсмертных записок.

2.  Демонстративный суицид. 

Как правило совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько "криком о помощи", попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Это нечто иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом.

3.  Скрытый суицид.

Это удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы. Подростки выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это занятия экстремальными видами спорта, наркотическая/алкогольная зависимость.

     В 2018-2019 гг. мной было проведено исследование деструктивного поведения подростков. Выборку составили учащиеся с 5 по 11 класс, их родители, педагоги и психологи.  В результате исследования было выявлено три фактора, влияющих на уровень отклоняющего поведения (по значимости):

Первый фактор - СЕМЬЯ

Для исследования этого фактора подросткам и родителям была предложенна методика семейного окружения (ШОС, Мус/Куприянова), родителям предложена методика изучения родительских установок (PARI, Шефер/Нищерет), подростки заполняли методику "Подростки о родителях" (ADOR, Шафер/Мадейчик, Ржечан).

Были выявлены следующие показатели, влияющие на уровень деструктивности поведения подростка (расположены по значимости):

  • высокий уровень раздражительности родителя
  • низкий уровень сплоченности в семье
  • подавление эмоциональных реакций у подростка, и в целом в семье
  • непоследовательность действий родителей
  • низкий уровень морально-нравственных аспектов

 

Второй фактор - СРЕДА

Данный фактор подразумевает социально-психологический климат в школе. Для исследования этого фактора учащимся предлагалось заполнить методику оценки подростка с классом. Классные руководителя, педагоги и психологи заполняли заранее подготовленную анкету-характеристику подростка в школе.

Были выявлены следующие показатели (по значимости): 

  • непричастность к коллективу
  • низкий уровень/отсутствие вовлечённости в жизнедеятельность школы
  • конфликты с одноклассниками
  • конфликты с учителями
  • низкая успеваемость

 

Третий фактор - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Для исследования этого фактора учащимся были предложены следующие методики: методика исследования акцентуаций (Г.Шмишек), методика самооценки личности (Мотков), методика агрессивности (Л.Г. Почетбут).

Были выявлены следующие показатели (по значимости):

  • экзальтированность (бурная реакция, приходит в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных событий)
  • циклотимность (резкая смена настроений, может без повода быть в приподнятом настроении, и без повода быть мрачным)
  • возбудимость (импульсивность поведения)
  • неадекватная самоценка
  • самоагрессия
  • эмоциональная агрессия

 

     Все это может спровоцировать:

- депрессивное состояние, развивающееся на основе одиночества, негативной оценки своего тела, отрицательного мироощущения

- девиантное поведение подростка: злоупотребление алкоголем/наркотиками

- незрелость личности подростка, склонность к внушаемости, подражание стереотипным моделям поведения

     Что должно насторожить в поведении подростка:

* частая смена настроения

* нарушение сна

* изменение аппетита

* конфликты дома/в школе

*частый уход в компьютер

    Как помочь подростку:

1. Беседа. Установление контакта и достижение доверия.

2. Осмысление ситуации. Перенесение её из эмоциональной плоскости в рациональную, определение причин провоцирующих факторов.

3. Заключение контракта, планирование действий необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для подростка.

4. Активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах, убеждение, логическая аргументация, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов подростка. 

     Профилактика суицидального поведения. 

Важно ориентироваться на три основных направления:

1. Формировать у ребенка позитивное восприятие мира. Проблемы решаемы. 

2. Найти нишу наибольшего проявления склонностей и интересов подростка, направив туда его активность

3. Формировать антисоциальное факторы (работа с семьёй, со школьной средрй). 



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • На тему суицидального поведения подростка
  • Формирование пищевого поведения: путь от младенчества до подростка. Обзор зарубежных исследований
  • Сколько консультаций необходимо для улучшения поведения подростка
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Портрет подростка группы "Суицид"
  • Уход из дома, поведение подростка
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Насилие над ребенком как фактор суицидального поведения
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • Изменение личности "компьютерного" подростка
  • Часть 2. Профессия "Консультант по быстрому решению проблемного поведения подростков"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Суицид как следствие одиночества подростка
  • О профилактике суицидального поведения среди обучающихся
  • Поведение подростка – последствия родительских ошибок.
  • Родителям "трудного" подростка
  • Асоциальное поведение подростка глазами психодинамического направления психотерапии
  • "Мнимая система ценностей подростка".
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • «Татуировки» подростка или уроки, которые мне были так нужны
  • История про индейца и стрелу: как понимать поведение своего подростка?
  • Если у подростка конфликты в школе…
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.
  • Профилактика суицидального поведения детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь