|
Авитальная активность как форма аутодеструктивного поведения подростковАвтор статьи: Мария Кузнецова
В настоящее время разрушительные действия человечества приобретают все более весомые размеры. На формирование деструктивного поведения оказывают влияние некоторые глобальные изменения, происходящие как в мире, так и в нашей стране:
В условиях экономического кризиса человек вынужден отдавать все больше времени на основные и дополнительные виды работ, жертвуя своим временем на культурный отдых и досуг. В связи с этим происходит накопление внутренних напряженных эмоциональных состояний и человек не всегда справляется с проблемами и не находит их конструктивного решения. Особенно это отражается в аномалиях поведения подрастающего поколения. Именно подростковый возраст является сенситивным периодом для формирования ценностей и мировоззрений. Молодежь наиболее остро переживает
Подобные переживания формируют у них агрессивность и неуверенность в будущем, а также способствуют увеличению деструкций.
Авитальная активность может выступать как форма аутодеструктивного поведения подростков. Аутодеструктивное поведение - это поведение, характеризующиеся аномальным состоянием, которое выражается в стремлении подростка к саморазрешению вследствие искажения его социализации. Одна из форм аутодеструктивного поведения - это суицид. Выделяют следующие формы суицидального поведения:
Это осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев - наличием предсмертных записок. 2. Демонстративный суицид. Как правило совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько "криком о помощи", попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Это нечто иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. 3. Скрытый суицид. Это удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы. Подростки выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это занятия экстремальными видами спорта, наркотическая/алкогольная зависимость. В 2018-2019 гг. мной было проведено исследование деструктивного поведения подростков. Выборку составили учащиеся с 5 по 11 класс, их родители, педагоги и психологи. В результате исследования было выявлено три фактора, влияющих на уровень отклоняющего поведения (по значимости): Первый фактор - СЕМЬЯ Для исследования этого фактора подросткам и родителям была предложенна методика семейного окружения (ШОС, Мус/Куприянова), родителям предложена методика изучения родительских установок (PARI, Шефер/Нищерет), подростки заполняли методику "Подростки о родителях" (ADOR, Шафер/Мадейчик, Ржечан). Были выявлены следующие показатели, влияющие на уровень деструктивности поведения подростка (расположены по значимости):
Второй фактор - СРЕДА Данный фактор подразумевает социально-психологический климат в школе. Для исследования этого фактора учащимся предлагалось заполнить методику оценки подростка с классом. Классные руководителя, педагоги и психологи заполняли заранее подготовленную анкету-характеристику подростка в школе. Были выявлены следующие показатели (по значимости):
Третий фактор - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Для исследования этого фактора учащимся были предложены следующие методики: методика исследования акцентуаций (Г.Шмишек), методика самооценки личности (Мотков), методика агрессивности (Л.Г. Почетбут). Были выявлены следующие показатели (по значимости):
Все это может спровоцировать: - депрессивное состояние, развивающееся на основе одиночества, негативной оценки своего тела, отрицательного мироощущения - девиантное поведение подростка: злоупотребление алкоголем/наркотиками - незрелость личности подростка, склонность к внушаемости, подражание стереотипным моделям поведения Что должно насторожить в поведении подростка: * частая смена настроения * нарушение сна * изменение аппетита * конфликты дома/в школе *частый уход в компьютер Как помочь подростку: 1. Беседа. Установление контакта и достижение доверия. 2. Осмысление ситуации. Перенесение её из эмоциональной плоскости в рациональную, определение причин провоцирующих факторов. 3. Заключение контракта, планирование действий необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для подростка. 4. Активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах, убеждение, логическая аргументация, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов подростка. Профилактика суицидального поведения. Важно ориентироваться на три основных направления: 1. Формировать у ребенка позитивное восприятие мира. Проблемы решаемы. 2. Найти нишу наибольшего проявления склонностей и интересов подростка, направив туда его активность 3. Формировать антисоциальное факторы (работа с семьёй, со школьной средрй). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|