Особенности суицидального поведения подростков.

Особенности суицидального поведения подростков   Особенности суицидального поведения подростков.

Суицидальные проявления у детей и подростков  имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. В 90% слу­чаев суицидов в подростковом возрасте — это «крик о помощи» и лишь в 10% случаев —  истинное желание покон­чить с собой. Так частота завершенных попыток по срав­нению с покушениями соотносится как 1:50. Тем не менее, эти цифры говорят о необходимости своевременного выявления претсуицидальных состояний у школьников, нуждающихся в пси­холого-педагогической и психотерапевтической помощи.

К особенностям суицидального поведения подростков относят:

1. Недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления   о   том,   что   такое   смерть,   и   предвидения смертельного исхода. 

2. Отсутствие в этом возрасте четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстра­тивно-шантажными действиями.

3. Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «не­серьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суици­дальных попыток - отсюда «неожиданность» факта.

4. Опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, бли­жайшего окружения сверстников), а не степень выражен­ности тех или иных психопатологических нарушений.

5.       Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных по­пыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогула­ми уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родите­лями, мелкими правонарушениями и др. 

В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Характеристики подростков с риском самоубийства:

1. Дети и подростки, переживающие острые, экстремаль­ные или длительные, психологически тяжелые ситуации.

2. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).

3. Подростки с патохарактерологическими, психопатичес­кими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонст­ративности и психастенических расстройств в поведении.

4. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склон­ные к асоциальным формам поведения. 

5. Подростки из конфликтных семей, а также проживаю­щие с психически больными родственниками, родителя­ми-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.

6. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к со­циально-психологической изоляции и сопровождающи­мися депрессивными переживаниями.

7. Подростки, совершившие в прошлом попытку само­убийства, а также высказывающие угрозу суицида.

Суициды у детей и подростков могут быть проявлением психогенных, острых аффективных реакций, а также резуль­татом затяжных реактивных состояний. При этом взаимо­связь между причиной и следствием может быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факто­ров: семейным и школьным микроклиматом, успеваемостью, взаимоотношениями со сверстниками, личностными особен­ностями и т. п.[2].

 Суицидально опасная референтная группа: Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; Сверхкритичные к себе. Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.  Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.  Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.Внешний вид и поведение: тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия, тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов, ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации. причитания, склонность к нытью, общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия.

Эмоциональные нарушения: скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих, чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, бесчувствие, тревога предметная (мотивированная) и беспредметная, ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный, тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг, необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие, уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку, нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, погруженность в размышления о смерти, отсутствие планов на будущее, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.Психические заболевания: маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой,

Оценка собственной жизни:  пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого, пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.

Взаимодействие с окружающим: нелюдимость, избегание контактов с окружающими, стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью, склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания.

Вегетативные нарушения слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница, повышенная сонливость, нарушение ритма сна, отсутствие чувства сна, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость), снижение либидо, нарушение менструального цикла (задержка), запоры, снижение веса тела, повышение веса тела, пища ощущается безвкусной, потеря аппетита или импульсивное обжорство,

Динамика состояния в течение суток: утренняя депрессия, улучшения состояния к вечеру.

Профилактика суицидального поведения: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение, формирование компенсаторных механизмов поведения, формирование адекватного отношения к жизни и смерти; воспитание качеств и свойств личности, в том числе воспитание стабильных ценностных ориентаций и нравственных установок, раннее выявление детей, склонных к аутодеструктивному поведению, посещение упражнений и тренингов, направленных на формирование положительных эмоциональных - волевых качеств и стрессоустойчивости. 

1. Ефремов В.С. Основы суицидологи. (2004г.)

2. Мафсон Л., Моро Д., Вейссман М., Клерман Д. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия (2003г.).

 3. «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» (1999г).

 4. Адамова Л. И. «Профилактика суицидального поведения» (1999г).



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • Профилактика суицидального поведения детей
  • Комплекс Александра Матросова* или героические грани суицидального поведения
  • Миссия семьи в предотвращении суицидального поведения.
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Насилие над ребенком как фактор суицидального поведения
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Мотивы суицидального поведения
  • На тему суицидального поведения подростка
  • Значение тестирования для определения наличия суицидального поведения
  • О профилактике суицидального поведения среди обучающихся
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Авитальная активность как форма аутодеструктивного поведения подростков
  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Нарушение пищевого поведения у детей при сахарном диабете 1 типа.
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • Возможности коррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • В моей смерти прошу винить… (Самоубийства у подростков или как не пережить своих детей)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь