Психологические факторы девиантного поведения подростков

Наметить профилактические и (или) лечебные мероприятия в работе с девиантными подростками можно только после  определения факторов, обуславливающих девиации. Такие факторы подразделяются на 2 больших группы: индивидуальные (антропологические) и социальные. В данной статье я не буду касаться таких факторов появления девиантного поведения, как физические, генетические и экономические. [4].  

 Вполне понятно, что не бывает «трудных» детей без сложных родителей. Здесь не имеются ввиду родители зависимого поведения, неврастеники и социопаты, а такие ситуации, как: слишком амбициозные родители, тревожные, злобные и жестокие родители, мама «бизнес-вумен», родители –пессимисты или манипуляторы, безумно любящие родители или родители-завистники, мама-«тряпка», страдалица или истеричка, «уставшие» родители, родители-неудачники, щедрые родители или родители-надсмотрщики, а также родители, регулярно пытающиеся «устроить» свою личную жизнь. 

Девиации появляются там, где подросток не понимает, как юридически и психологически полноценными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в доверии, признании, самовыражении. Подросток как бы «восстанавливает справедливость» в той среде, в которой воспитывается [2].                                                                                  

Психические расстройства и аномалии развития обнаружены у 60 процентов российских дошкольников, среди школьников этот показатель достигает 70-80 процентов, сообщает Агентство "Москва" со ссылкой на директора ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского" Минздрава России Зураба Ильича Кекелидзе.  Эту информацию Зураб Кекелидзе озвучил в ходе пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья 10.09.2015г. По словам специалиста, как минимум треть российских школьников страдает социальной дезадаптацией - то есть, дети имеют проблемы в плане привыкания к новой среде, с трудом приспосабливаются к школьным условиям, плохо усваивают учебный материал. Главный психиатр России отметил также, что подросток, подкармливающий и защищающий бродячих собак от отлова, вероятно, болен серьезным психическим заболеванием и нуждается в принудительном лечении [1].                                                                                                                                                

К антропологическим факторам относится и состояние эмоционально-волевой сферы. В подростковом возрасте наблюдаются «искажения отношений подростка с действительностью». Поступки подростков агрессивного генеза являются как раз следствием личностного кризиса. Нельзя сбрасывать со счетов и состояние гормональной сферы и нейро-гуморальной регуляции организма. Иногда перекосы в поведенческой сфере зависят как раз от дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы, когда в кровь выбрасывается запредельное количество нейротрансмиттеров [5].                                                                                                 

Движущей силой девиантного поведения является неспособность адаптивных механизмов личности подростка корригировать с возможностями окружающей среды.

Окружающая среда часто тормозит идентичность, но если адаптивность высокая, подросток будет ярче проявлять свой образ «Я» и часто через эпатаж. Идентичность- динамичная структура и развивается через кризисы. И большое значение будет играть ценностные ориентиры и морально-нравственные установки подростка. Если установки подростка деструктивного характера (деструктивная идентичность), то «перебить», перестроить эти установки психолого-педагогическими методами весьма трудно, а порой и невозможно в условиях современного образовательного пространства. В данной ситуации требуется медикаментозное вмешательство, так как часто деструктивная идентичность имеет патологическую окраску. Неспособность подростка идентифицировать себя зависит от социальной среды, в которой он воспитывается и от соответствия требований этой среды с потребностями и ценностями подростка.

Если к подростковому возрасту не сформировались нравственные ценности, то широта его кругозора может иметь корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность.     Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов  в сочетании с ощущением пустоты и собственной ненужности. [3]                                                                                                                                                                        

Да, девиантное поведение выглядит как система противоречий принятым в обществе нормам, но  важным этиологическим фактором является несбалансированность психических процессов, нарушения адаптивности и самоактуализации, проявляющееся в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. 

Распространенный миф на тему девиаций – что они возникают под влиянием дурной компании. Как показывает практика, то все происходит в обратной последовательности: именно благодаря сформированной склонности (в процессе воспитания) к девиациям ребенок попадает в дурную компанию. Подросток ищет нездоровые способы удовлетворения своих потребностей через привязанность к чему-либо или кому-либо, через агрессию (аутоагрессию) и т.д.  В процессе воспитания случаются перекосы либо в сторону отсутствия поддержки, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, формирование навыков адаптации к миру задерживается и нарушается. И эта поведенческая привычка – использовать что-то или кого-то для удовлетворения потребностей – переносится на другие объекты или других людей. Очень злая шутка судьбы- гиперопекающая мать. Когда взрослеющий ребенок сталкивается с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное – чувствовать себя неудачником. Гиперопекающая мать уверена, что она идеальная мать и, вместо того, чтобы предложить ребенку самостоятельность и поддержать его в этом, начинает его еще больше опекать и контролировать, видя такое состояние своего чада. Ребёнок уверен, что его мать добрая, а он на нее злится, то наступает внутренний конфликт, крайним проявлением которого может стать и суицид.

Вторая крайность- домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями. Такой ребёнок лишен необходимого условия для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы, страх пробовать. Ребёнок попросту не способен к удовлетворению своих потребностей в связи с нересурсным состоянием (склонность к депрессии и  поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным).

Для реализации своих  потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки. Для детей, воспитанных в вышеописанных условиях, такой способ реализации своих потребностей затруднен, поскольку сам механизм научения таким навыкам не натренирован. Поэтому они выбирают более доступные и менее трудоемкие для себя формы почувствовать удовлетворение или отвлечение от неудовлетворенности – различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.

 

Список литературы:

  1. Главный психиатр РФ заявил о психических аномалиях у 80% школьников / INTERFAX.RU. Москва, 9 октября 2015 г. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.interfax.ru/russia/472334 - Дата обращения: 20.04.2017.
  2. Каяшева О.И. Библиотерапия возрастных и экзистенциальных кризисов// Проблемы современной науки: сборник научных трудов. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2011. - С.84-89.
  3. Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Психология выбора.- М.: Смысл, 2015.- 464с.

4.Пилягина Г. Я. Аутоагрессивное поведение: патогенетические механизмы и клинико-типологические аспекты диагностики и лечения: Дис... д-ра мед. наук. - Киев, 2004. - 436л.

5.Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.

 



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Как родители делают своих детей (подростков) инфантильными.
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Как родители реализуют свои амбиции за счет своих детей?
  • Ты в порядке? Или как родители учат детей не думать.
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Как родители уродуют жизнь своих детей.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • "Старые дети", или как взрослеют люди, чьи родители отказываются от зрелости
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Родители, я в вас верю! (надежны ли мы для своих детей...)
  • Если вы - родители подростка
  • Как родители толкают своих детей на саморазрушение
  • Как родители программируют своих детей на болезни?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • "Украденная жизнь" или Родители и дети - кто кого?
  • Как вырастить неудачника. Или послушные дети-счастливые родители.
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • Как при помощи сказки объяснить ребенку, почему его родители разводятся?
  • Родители как светофор для ребенка
  • Родители подростка: куда подевался мой ребенок?
  • Через что проходят родители ЛГБТ-людей
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Школа – ребёнок – родители. Партнёры или противники?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь