|
Психологические факторы девиантного поведения подростковАвтор статьи: Петрунина Ольга Ивановна
Наметить профилактические и (или) лечебные мероприятия в работе с девиантными подростками можно только после определения факторов, обуславливающих девиации. Такие факторы подразделяются на 2 больших группы: индивидуальные (антропологические) и социальные. В данной статье я не буду касаться таких факторов появления девиантного поведения, как физические, генетические и экономические. [4]. Вполне понятно, что не бывает «трудных» детей без сложных родителей. Здесь не имеются ввиду родители зависимого поведения, неврастеники и социопаты, а такие ситуации, как: слишком амбициозные родители, тревожные, злобные и жестокие родители, мама «бизнес-вумен», родители –пессимисты или манипуляторы, безумно любящие родители или родители-завистники, мама-«тряпка», страдалица или истеричка, «уставшие» родители, родители-неудачники, щедрые родители или родители-надсмотрщики, а также родители, регулярно пытающиеся «устроить» свою личную жизнь. Девиации появляются там, где подросток не понимает, как юридически и психологически полноценными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в доверии, признании, самовыражении. Подросток как бы «восстанавливает справедливость» в той среде, в которой воспитывается [2]. Психические расстройства и аномалии развития обнаружены у 60 процентов российских дошкольников, среди школьников этот показатель достигает 70-80 процентов, сообщает Агентство "Москва" со ссылкой на директора ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского" Минздрава России Зураба Ильича Кекелидзе. Эту информацию Зураб Кекелидзе озвучил в ходе пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья 10.09.2015г. По словам специалиста, как минимум треть российских школьников страдает социальной дезадаптацией - то есть, дети имеют проблемы в плане привыкания к новой среде, с трудом приспосабливаются к школьным условиям, плохо усваивают учебный материал. Главный психиатр России отметил также, что подросток, подкармливающий и защищающий бродячих собак от отлова, вероятно, болен серьезным психическим заболеванием и нуждается в принудительном лечении [1]. К антропологическим факторам относится и состояние эмоционально-волевой сферы. В подростковом возрасте наблюдаются «искажения отношений подростка с действительностью». Поступки подростков агрессивного генеза являются как раз следствием личностного кризиса. Нельзя сбрасывать со счетов и состояние гормональной сферы и нейро-гуморальной регуляции организма. Иногда перекосы в поведенческой сфере зависят как раз от дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы, когда в кровь выбрасывается запредельное количество нейротрансмиттеров [5]. Движущей силой девиантного поведения является неспособность адаптивных механизмов личности подростка корригировать с возможностями окружающей среды. Окружающая среда часто тормозит идентичность, но если адаптивность высокая, подросток будет ярче проявлять свой образ «Я» и часто через эпатаж. Идентичность- динамичная структура и развивается через кризисы. И большое значение будет играть ценностные ориентиры и морально-нравственные установки подростка. Если установки подростка деструктивного характера (деструктивная идентичность), то «перебить», перестроить эти установки психолого-педагогическими методами весьма трудно, а порой и невозможно в условиях современного образовательного пространства. В данной ситуации требуется медикаментозное вмешательство, так как часто деструктивная идентичность имеет патологическую окраску. Неспособность подростка идентифицировать себя зависит от социальной среды, в которой он воспитывается и от соответствия требований этой среды с потребностями и ценностями подростка. Если к подростковому возрасту не сформировались нравственные ценности, то широта его кругозора может иметь корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов в сочетании с ощущением пустоты и собственной ненужности. [3] Да, девиантное поведение выглядит как система противоречий принятым в обществе нормам, но важным этиологическим фактором является несбалансированность психических процессов, нарушения адаптивности и самоактуализации, проявляющееся в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Распространенный миф на тему девиаций – что они возникают под влиянием дурной компании. Как показывает практика, то все происходит в обратной последовательности: именно благодаря сформированной склонности (в процессе воспитания) к девиациям ребенок попадает в дурную компанию. Подросток ищет нездоровые способы удовлетворения своих потребностей через привязанность к чему-либо или кому-либо, через агрессию (аутоагрессию) и т.д. В процессе воспитания случаются перекосы либо в сторону отсутствия поддержки, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, формирование навыков адаптации к миру задерживается и нарушается. И эта поведенческая привычка – использовать что-то или кого-то для удовлетворения потребностей – переносится на другие объекты или других людей. Очень злая шутка судьбы- гиперопекающая мать. Когда взрослеющий ребенок сталкивается с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное – чувствовать себя неудачником. Гиперопекающая мать уверена, что она идеальная мать и, вместо того, чтобы предложить ребенку самостоятельность и поддержать его в этом, начинает его еще больше опекать и контролировать, видя такое состояние своего чада. Ребёнок уверен, что его мать добрая, а он на нее злится, то наступает внутренний конфликт, крайним проявлением которого может стать и суицид. Вторая крайность- домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями. Такой ребёнок лишен необходимого условия для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы, страх пробовать. Ребёнок попросту не способен к удовлетворению своих потребностей в связи с нересурсным состоянием (склонность к депрессии и поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным). Для реализации своих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки. Для детей, воспитанных в вышеописанных условиях, такой способ реализации своих потребностей затруднен, поскольку сам механизм научения таким навыкам не натренирован. Поэтому они выбирают более доступные и менее трудоемкие для себя формы почувствовать удовлетворение или отвлечение от неудовлетворенности – различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.
Список литературы:
4.Пилягина Г. Я. Аутоагрессивное поведение: патогенетические механизмы и клинико-типологические аспекты диагностики и лечения: Дис... д-ра мед. наук. - Киев, 2004. - 436л. 5.Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|