Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии

Автор статьи: Мирцало Анна

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) родилась из наблюдений в области военной медицины. КПТ предполагает, что эмоции и поведение человека определяет система его мышления. Военные врачи замечали, что в ситуации военных действий в бою люди одного возраста и уровня образования чувствуют и ведут себя совершенно по-разному. В фильме Ф.Ф.Коппола «Апокалипсис сегодня» есть эпизод, в котором отряд спецназовцев плывет по реке и попадает в засаду. Командир сидит спокойно и курит и следит, куда летят пули: он капитан спецназа, его долго учили, куда смотреть, как плыть, чтобы тебя не убили. Главная задача военного – убивать и не быть убитым. Второй, его помощник, строчит хаотично из пулемета по джунглям в разные стороны со словами: «Это супер! Лучше, чем Диснейленд!». А третий лежит в трюме бронированного катера и дрожит от страха, что его убьют, хотя катер пуленепробиваем. У всех этих трех людей совершенно разные мысли (в терминологии КПТ - когниции) по поводу ситуации, в которой они находятся.

       Когниция – это не просто мысль о том, что происходит «здесь и сейчас», это и опыт прошлых лет (образ из прошлого, воспоминания наставлений родителей, о травмах детства), мысли о будущем, возникающие «здесь и сейчас». «Здесь и сейчас» у этих военных людей возникли три совершенно разные мысли. Командир знал, что нужно думать по поводу сложившейся ситуации, поэтому сидел тихо и спокойно. Его эмоция – спокойствие, влекла за собой упорядоченное поведение. Мысли второго, помощника, включали лихорадочное эмоциональное состояние, провоцируя хаотичную стрельбу по джунглям и определяя тем самым не совсем рациональное поведение. Тот, кто лежал в трюме, вероятно, считал, что на войне всех убьют, и он с нее не вернется, поэтому лежал  в трюме, дрожа от страха, хотя по статистике большинства войн убивают меньшинство: большинство солдат возвращаются с войны пусть не совсем, но целыми. Из такого рода наблюдений появилась КПТ, которую разработал А.Бек, связана она с наукой о мозге. Когнитивные науки – это сочетание нейробиологии, нейропсихологии и компьютерных наук, психиатрии и психологии. Основные постулаты КПТ: «здесь и сейчас»; отказ от обобщений при анализе конкретной ситуации; избегание черно-белого мышления, катастрофизации.

    Когниция – это схема (информационный фильтр), через которую «здесь и сейчас» человек воспринимает реальность. Доказано, что наши воспоминания о прошлом и мысли о будущем возникают «здесь и сейчас», когда открываются «файлы памяти» под влиянием ситуации, которая разворачивается в настоящем. В этот момент срабатывает фильтр, появляется эмоция, которая запускает определенное поведение. Эта концепция отражена в треугольнике Бека. Информация о ситуации (А) под влиянием когниции (В) вызывает эмоцию, запускающую определенное поведение (С). Когниция В на вершине треугольника, играющая определяющую роль, взята в «облачко». «Облачко» говорит о том, что большинство людей не осознают процессов своего мышления.

 Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно поведенческой терапии

Выделяют три уровня мышления:

  • произвольный уровень;
  • автоматический уровень мышления проявляется в автоматических действиях, которые человеком не осознаются. Например, при переходе через дорогу мы автоматически смотрим на светофор и переходим дорогу на разрешающий цвет, потому что так учила мама, равно, как и при составлении письма не задумываемся о начертании букв, хотя в детстве долго учились писать, технологии приготовлении хорошо знакомых блюд на основе ранее изученных рецептов. На автоматических действиях построен огромный процент нашей жизни. Обычно психологи работают с автоматическим уровнем и через обратную связь возвращают клиенту расхождения и противоречия на уровне слов, эмоций и поведения в течение консультации и/или на протяжении всего периода сопровождения, способствуя тем самым осознанию клиентом искаженных когниций. Этот уровень мышления корректируем при осознании человеком неправильной когниции.
  • глубинный уровень – уровень базисных убеждений или когнитивных стилей. Это глубокие информационные фильтры, которые не осознаются человеком, но управляют эмоциями и поведением. В случае их деструктивности при их активации развиваются психозы, тяжелые депрессии, шизофрения, синдром зависимости, который является пограничным между неврозом или психозом. Патология – это искажение определенного уровня мышления.

   КПТ состоит в работе с когнициями и воплощении в поведении новых исправленных когниций. Один из главных принципов – формирование психотерапевтического альянса. Клиент предупреждается о работе с когнициями, которые являются фундаментом его плохого настроения, тревоги, проблемного поведения, но он должен нести ответственность за воплощение правильных паттернов в свое поведение и жизнь. Главная задача – найти искаженные когниции (мыслительные конструкции), мешающие жить, проработать их и исправить.

     Каковы же возможности психолога в предупреждении развития аддиктивного поведения подростков и снижения уровня аддиктивного риска с опорой на КПТ? Ответ звучит следующим образом: в усилении операционных ресурсов личности.

    Личностные ресурсы – это система способностей человека к устранению противоречий между личностью и жизненной средой, преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения  личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Различают ресурсы личности:

  • ресурсы устойчивости позволяют субъекту проходить сквозь ситуации неопределенности и давления без изменений;
  • операционные ресурсы – это когнитивные механизмы, способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации. Главное в этом ресурсе – это стиль мышления, как индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий. Именно в мышлении формируется система убеждений и установок, которые и определяют копинг-стратегии – способы преодоления стресса.

  Любой ребенок/подросток встречается с ситуацией аддиктивного риска. Соглашается ребенок или нет на то, что ему предлагают, зависит от его личностного ресурса, от того, что вложили в него родители. Правильно сформированная когниция может определить жизнь подростка.

 Употреблению наркотиков, противоправным действиям предшествует зондирование подростком реакции семьи. Увещевания родителей  по типу «Несешь чушь», «В тюрьме будешь сидеть», «Курить будешь – рак легких заработаешь» к числу сдерживающих не относятся, вызывают у подростка недоверие и сомнение, определяют эмоциональное состояние и влекут за собой соответствующее поведение – желание попробовать.

     Задача психолога  состоит в изменении стиля мышления. Его усилия могут быть направлены на изучение структуры семьи и тех установок, которые транслируются ребенку. Привыкая с детства считать себя «никчемой», «алкоголиком, как и твой отец», установки родителей попадают на автоматический уровень мышления ребенка и когда друзья-товарищи предложат ему рюмку водки или папиросу марихуаны, семя упадет на благодатную почву. Если ребенок знает, что он из хорошей семьи, а папироска марихуаны влечет за собой возникновение конкретных проблем, его способности дать отрицательный ответ и отказаться от опасного эксперимента возрастают. Школьный психолог может активировать этот ресурс благодаря проявлению участию, эмпатии, любви к ребенку со здоровым ядром личности.

Методы:

1. Заполнение пустоты. «Облачко» – это и есть пустота. Когниции большинством людей не осознаются. Осознать когницию сложно, потому что в отличие от эмоций и поведения, которые протекают длительно, она может быть молниеносной и незамеченной. «Мой сын точно, как его отец-алкоголик, который бросил нас в 3 года», - говорит мать неблагополучного ученика. И бывает крайне трудно убедить ее в том, что она не права, т.к. эта автоматическая мысль вошла в ее плоть и кровь. Обнаружив искаженную когницию, есть возможность ее изменить

2. «Сократический диалог». Например, психолог рассказал подростку о наркотиках (о марихуане, ее воздействию на лобные доли) и задает вопрос: «А что будет дальше, если ты будешь продолжать курить марихуану?» Психолог таким образом формулирует вопрос, чтобы клиент сам на него ответил: «От ...надо отказаться», «Да, то, что я постоянно сына называю никчемой –неправильно». Психолог может нарисовать весы, расположить на одной чаше благоприятные исходы и предложить клиенту записать на второй чаше весов те последствия и потрясения, которые его будут ждать при деструктивном поведении, разрушающем личность.

3. В свое время при изучении коучинга, который также принадлежит к числу когнитивных наук, понравилась модель Сталкер, которая направлена на выявление оценочных суждений и их влияния на наше поведение по результатам самонаблюдения. Пример ее выполнения представлен на рис. 2.

 

     Ценность упражнения – в многократном выполнении упражнения и создания БОС (банка оценочных суждений). Это помогает понимать то, в каких ситуациях запускаются оценочные суждения и как они влияют на поведение. В работе с клиентом на консультации при описании ситуации, реакции на нее (эмоциональной и телесной) важно поинтересоваться у него, о чем он думал в этот момент – о себе, о ситуации, о другом человеке, вовлеченном в нее. Это позволяет озвучить клиенту оценочные суждения и осознать их. 



Просмотров: 519
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Как «вытащить» себя из плохого настроения. Чувства, мысли, ситуации.
  • Новый уровень мышления отношения к себе.
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • 3 ошибки мышления, которые мешают нам быть счастливыми
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • 5 известных иррациональных утверждений, которые приводят к расстройству эмоций и мышления.
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Способы мышления и их влияние на жизнь человека. Часть 2. Когнитивные искажения.
  • Как мысли влияют на наши эмоции и поведение?
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • 3 вопроса, которые вытаскивают меня из любой неприятной ситуации.
  • Рекомендации по повышению уровня адаптации к ситуации неопределенности
  • 9 признаков того как тело и поведение говорит, что этот мужчина не Ваш
  • Ошибки мышления которые разрушают любовь
  • Дуальность мышления или рамки в которые ставят нас.
  • Как изменить шаблоны мышления (часть 1.) или 5 ментальных ловушек, которые стоят нам жизни
  • Способы мышления, как они влияют на жизнь человека. Когнитивная терапия. Часть 1.
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Как выражать эмоции здесь и сейчас экологичным образом?
  • Способы магического мышления через призму науки.
  • Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуации
  • Хочу здесь и сейчас! Сказка про ребенка, который не повзрослел.
  • Перфекционизм: особенности мышления и поведения
  • Три простых вопроса, которые помогут избавиться от «мышления бедности» и обрести достаток
  • Метафорические мысли о силе позитивного мышления.
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь