|
Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапииАвтор статьи: Мирцало Анна
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) родилась из наблюдений в области военной медицины. КПТ предполагает, что эмоции и поведение человека определяет система его мышления. Военные врачи замечали, что в ситуации военных действий в бою люди одного возраста и уровня образования чувствуют и ведут себя совершенно по-разному. В фильме Ф.Ф.Коппола «Апокалипсис сегодня» есть эпизод, в котором отряд спецназовцев плывет по реке и попадает в засаду. Командир сидит спокойно и курит и следит, куда летят пули: он капитан спецназа, его долго учили, куда смотреть, как плыть, чтобы тебя не убили. Главная задача военного – убивать и не быть убитым. Второй, его помощник, строчит хаотично из пулемета по джунглям в разные стороны со словами: «Это супер! Лучше, чем Диснейленд!». А третий лежит в трюме бронированного катера и дрожит от страха, что его убьют, хотя катер пуленепробиваем. У всех этих трех людей совершенно разные мысли (в терминологии КПТ - когниции) по поводу ситуации, в которой они находятся. Когниция – это не просто мысль о том, что происходит «здесь и сейчас», это и опыт прошлых лет (образ из прошлого, воспоминания наставлений родителей, о травмах детства), мысли о будущем, возникающие «здесь и сейчас». «Здесь и сейчас» у этих военных людей возникли три совершенно разные мысли. Командир знал, что нужно думать по поводу сложившейся ситуации, поэтому сидел тихо и спокойно. Его эмоция – спокойствие, влекла за собой упорядоченное поведение. Мысли второго, помощника, включали лихорадочное эмоциональное состояние, провоцируя хаотичную стрельбу по джунглям и определяя тем самым не совсем рациональное поведение. Тот, кто лежал в трюме, вероятно, считал, что на войне всех убьют, и он с нее не вернется, поэтому лежал в трюме, дрожа от страха, хотя по статистике большинства войн убивают меньшинство: большинство солдат возвращаются с войны пусть не совсем, но целыми. Из такого рода наблюдений появилась КПТ, которую разработал А.Бек, связана она с наукой о мозге. Когнитивные науки – это сочетание нейробиологии, нейропсихологии и компьютерных наук, психиатрии и психологии. Основные постулаты КПТ: «здесь и сейчас»; отказ от обобщений при анализе конкретной ситуации; избегание черно-белого мышления, катастрофизации. Когниция – это схема (информационный фильтр), через которую «здесь и сейчас» человек воспринимает реальность. Доказано, что наши воспоминания о прошлом и мысли о будущем возникают «здесь и сейчас», когда открываются «файлы памяти» под влиянием ситуации, которая разворачивается в настоящем. В этот момент срабатывает фильтр, появляется эмоция, которая запускает определенное поведение. Эта концепция отражена в треугольнике Бека. Информация о ситуации (А) под влиянием когниции (В) вызывает эмоцию, запускающую определенное поведение (С). Когниция В на вершине треугольника, играющая определяющую роль, взята в «облачко». «Облачко» говорит о том, что большинство людей не осознают процессов своего мышления. Выделяют три уровня мышления:
КПТ состоит в работе с когнициями и воплощении в поведении новых исправленных когниций. Один из главных принципов – формирование психотерапевтического альянса. Клиент предупреждается о работе с когнициями, которые являются фундаментом его плохого настроения, тревоги, проблемного поведения, но он должен нести ответственность за воплощение правильных паттернов в свое поведение и жизнь. Главная задача – найти искаженные когниции (мыслительные конструкции), мешающие жить, проработать их и исправить. Каковы же возможности психолога в предупреждении развития аддиктивного поведения подростков и снижения уровня аддиктивного риска с опорой на КПТ? Ответ звучит следующим образом: в усилении операционных ресурсов личности. Личностные ресурсы – это система способностей человека к устранению противоречий между личностью и жизненной средой, преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Различают ресурсы личности:
Любой ребенок/подросток встречается с ситуацией аддиктивного риска. Соглашается ребенок или нет на то, что ему предлагают, зависит от его личностного ресурса, от того, что вложили в него родители. Правильно сформированная когниция может определить жизнь подростка. Употреблению наркотиков, противоправным действиям предшествует зондирование подростком реакции семьи. Увещевания родителей по типу «Несешь чушь», «В тюрьме будешь сидеть», «Курить будешь – рак легких заработаешь» к числу сдерживающих не относятся, вызывают у подростка недоверие и сомнение, определяют эмоциональное состояние и влекут за собой соответствующее поведение – желание попробовать. Задача психолога состоит в изменении стиля мышления. Его усилия могут быть направлены на изучение структуры семьи и тех установок, которые транслируются ребенку. Привыкая с детства считать себя «никчемой», «алкоголиком, как и твой отец», установки родителей попадают на автоматический уровень мышления ребенка и когда друзья-товарищи предложат ему рюмку водки или папиросу марихуаны, семя упадет на благодатную почву. Если ребенок знает, что он из хорошей семьи, а папироска марихуаны влечет за собой возникновение конкретных проблем, его способности дать отрицательный ответ и отказаться от опасного эксперимента возрастают. Школьный психолог может активировать этот ресурс благодаря проявлению участию, эмпатии, любви к ребенку со здоровым ядром личности. Методы: 1. Заполнение пустоты. «Облачко» – это и есть пустота. Когниции большинством людей не осознаются. Осознать когницию сложно, потому что в отличие от эмоций и поведения, которые протекают длительно, она может быть молниеносной и незамеченной. «Мой сын точно, как его отец-алкоголик, который бросил нас в 3 года», - говорит мать неблагополучного ученика. И бывает крайне трудно убедить ее в том, что она не права, т.к. эта автоматическая мысль вошла в ее плоть и кровь. Обнаружив искаженную когницию, есть возможность ее изменить 2. «Сократический диалог». Например, психолог рассказал подростку о наркотиках (о марихуане, ее воздействию на лобные доли) и задает вопрос: «А что будет дальше, если ты будешь продолжать курить марихуану?» Психолог таким образом формулирует вопрос, чтобы клиент сам на него ответил: «От ...надо отказаться», «Да, то, что я постоянно сына называю никчемой –неправильно». Психолог может нарисовать весы, расположить на одной чаше благоприятные исходы и предложить клиенту записать на второй чаше весов те последствия и потрясения, которые его будут ждать при деструктивном поведении, разрушающем личность. 3. В свое время при изучении коучинга, который также принадлежит к числу когнитивных наук, понравилась модель Сталкер, которая направлена на выявление оценочных суждений и их влияния на наше поведение по результатам самонаблюдения. Пример ее выполнения представлен на рис. 2. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|