|
Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуацииАвтор статьи: Есипова Надежда Дмитриевна
Происходящие в обществе, и конкретно, в системе образования изменения предъявляют все большие требования к уровню коммуникативной компетентности педагога, его умению находить конструктивные решения конфликтных ситуаций. Широкая пропаганда свободы слова, мысли, ассертивного поведения раскрепощает в первую очередь тех людей, которым бы следовало развивать самоконтроль; активная работа по защите прав ребенка приводит, кроме безусловно положительных, и к негативным явлениям: иждивенческим и рентным установкам по отношению к школе и конкретному педагогу как родителей, так и учащихся. В этой ситуации педагогу зачастую приходится самостоятельно находить пути и методы поддержания своего авторитета и противостояния психологическому давлению. Целесообразным поэтому будет расширение практических психологических навыков у педагогов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. В психологии известны ряд хорошо зарекомендовавших себя методов противостояния психологическому давлению. В данной статье будут представлены четыре из них. 1. Уточнение. Суть этой техники заключается в том, что «если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого» [4, С. 141]. Пример 1: (на родительском собрании происходит очень бурное обсуждение подарка для учащихся 2 класса на Новый Год). Мама: Я не согласна тратить деньги на всякую ерунду. Учитель: Что Вы считаете ерундой? М: Мой ребенок вообще не ест конфет, а этих сундучков у нас дома уже целая куча. У: Вы бы хотели, чтобы ребенок получил подарок в классе? М: Да, но не эти пакеты с конфетами. У: Что бы Вы могли предложить? М: Что-нибудь стоящее. У: Что, с Вашей точки зрения, является стоящим в плане подарка, который мог бы получить каждый ребенок в классе? М: Ну, не знаю, какую-нибудь игрушку. У: Как Вы думаете, какой игрушке будут рады наши ребята? М: Все равно, но не только конфеты. Чтобы осталось что-нибудь… (эмоциональный накал снижен). Метод уточнения чаще используется при взаимодействии со взрослым партнером. Он помогает снизить эмоциональную напряженность ситуации. Существует следующая закономерность: в единицу времени мы можем или переживать эмоционально, или обдумывать логически происходящее. Последовательная постановка содержательных вопросов позволяет удерживаться самому и постепенно перевести собеседника на интеллектуальный уровень рассмотрения проблемы, а не быть захлестнутым эмоциями. Чтобы сформулировать вопрос и найти на него ответ, необходимо проанализировать ситуацию логически, в результате чего часть энергии из эмоционального заряда переходит в рациональный. Основная трудность – сориентироваться в ситуации, не дать своим эмоциям захватить нас целиком. Умение формулировать содержательные вопросы, не переходя на оценку собеседника и оправдания, должно быть отработанным. Пример 2: Руководитель: Вы все время конфликтуете с Х. А он так много делает для общего дела! Подчиненный (возможные варианты ответов): - Какова, с Вашей точки зрения, причина этого? - Каким образом мои личные отношения с Х влияют на общее дело? - Почему Вы заговорили об этом именно сейчас? 2. Заезженная пластинка. Суть этого метода заключается в том, чтобы сформулировать четкую фразу, проясняющую Вашу позицию по затрагиваемой проблеме. Желательно, чтобы она была не очень длинной, и ее можно было бы повторить несколько раз, не изменяя и не нарушая логики разговора. При этом важно сохранять не только одинаковое содержание фразы, но и интонацию, не поддаваясь давлению эмоций. Пример 3: Родитель: Почему мой сын не может ходить в школу в джинсах. Они ведь черные! Классный руководитель: Это распоряжение директора и решение общешкольного родительского комитета. Родитель: Но сейчас зима. Костюмные брюки холоднее, чем утепленные джинсы. Классный руководитель: Это распоряжение директора и решение общешкольного родительского комитета. Родитель: Но джинсы удобнее и выглядят как те же брюки. Классный руководитель: Это распоряжение директора и решение общешкольного родительского комитета. (в 4-5 раз что-либо говорить уже нелогично: достаточно ясно, каков будет ответ) При использовании метода заезженной пластинки необходимо придерживаться одной и той же фразы. Так как если ее изменить, собеседник легко переведет Вас в ситуацию длительного спора. Пример 4: Родитель: Почему мой сын не может ходить в школу в джинсах. Они ведь черные! Классный руководитель: Это распоряжение директора. Р: Но сейчас зима. Костюмные брюки холоднее, чем утепленные джинсы. Классный руководитель: Все дети должны ходить на занятия в школьной форме. Р: Но я видел, что некоторые носят в школе джинсы. Значит это не так уж обязательно. И т.д. Техника заезженной пластинки хорошо подходит для работы не только со взрослыми, но и с детьми. Но только в тех случаях, когда Вы четко убеждены, что отстаиваемое Вами положение действительно незыблемо и оправданно. Пример 5: на замечание классного руководителя в отношении неприемлемости окрашивания волос в зеленый цвет, во всяком случае, в течение учебного года, пятиклассница очень эмоционально отвечает: - Мне мама разрешает! Классный руководитель: В школе нельзя так ходить. Ученица: И вообще, это мое личное дело! Вы не имеете права мне запрещать! Классный руководитель: В школе нельзя так ходить. Ученица: В 6 – Б классе две девочки покрасили волосы. Классный руководитель: В школе нельзя так ходить. И т.д. Опять же, после 3 – 4 повторения спор прекращается. Пример 6: Руководитель: Вы опять опаздываете! Подчиненный: Это больше не повторится. Руководитель: На этой неделе Вы опоздали 3 раза! Подчиненный: Это больше не повторится. Руководитель: Вы безответственно относитесь к своим обязанностям! Подчиненный: Это больше не повторится. … Дальнейший диалог не имеет смысла: ответ ясен. В то же время инициатор разговора получает информацию, что его услышали. Поэтому эмоциональное напряжение снижается. Еще раз повторим, что используется техника заезженной пластинки только в том случае, если Вы действительно уверены в том, что говорите. В других ситуациях лучше применять более гибкие методы. 3. Внешнее согласие. Суть этого метода – в такой формулировке своего ответа на эмоциональный выпад собеседника, чтобы ваша фраза была в форме согласия, а не противоречия его высказыванию. Это не означает, что вы отказываетесь от своей точки зрения, согласие не должно быть абсолютным. Главное, чтобы не звучало явное противоречие. Если человек находится в состоянии аффекта (ярко выраженные эмоции), то любое противостояние только усиливает его. Конфликтующая сторона готова к сопротивлению, но не ожидает согласия. Даже частичное согласие снижает накал атмосферы. Пример 7: - Вы всегда защищаете любимчиков! - Я и сама часто думаю о том, какие непохожие, уникальные отношения складываются с каждым ребенком… Пример 8: - Мой ребенок не мог этого сделать! - Может быть… Пример 9: - Почему Вы никогда не сдаете отчеты вовремя! - Я подумаю над этим. Пример 10: - Знаете, какие гадости говорят за Вашей спиною! - Возможно… Использование метода внешнего согласия позволяет не только снизить эмоциональный накал ситуации, но и перевести разговор в русло конструктивного обсуждения проблемы. Так как собеседник не был готов к вашему согласию, ему приходится перестраиваться. В это время легче попытаться договориться, чем стараться переубедить человека, настойчиво доказывая свою точку зрения. Кроме того, используя частичное согласие, мы сами в процессе разговора можем действительно изменить свою позицию, если взгляд на ситуацию нашего партнера окажется более оправданным. Это психологически нетрудно сделать, так как с самого начала не было сказано «Нет!». 4. Я – это я. (Ссылка на свои личные особенности и права). Суть этого метода в том, что вы формулируете свой отказ от требований собеседника, ссылаясь на свои личные предпочтения, особенности, установки, вкусы, о которых, как говорится, не спорят. Этот метод позволяет остановить «нападение», хотя может вызывать в собеседнике неприятные чувства. Это очень близко к «перехвату» при физическом нападении. Тот, кто пытался осуществить давление, понимает, что вы достаточно сильны и уверены в себе, чтобы дать достойный отпор. Поэтому, не начиная драки, отступает. Пример 11: - Конечно, используя личные отношения, Вы можете многого добиться… - Добиваться многого – это мое кредо! Пример 12: - Почему Вы всегда на работу ходите в брюках?! - Это мой стиль. Пример 13: - Вы никогда не называете конкретных фамилий! - Конфиденциальность – важная составляющая моей работы. Пример 14: - Вы должны пойти и сказать Х, что (далее следует не бесспорное утверждение, которое может значительно осложнить отношения с Х.) … - Если я это сделаю, то это буду уже не я. Другие возможные варианты ответов в технике ссылки на свои личные особенности и права: - Это является предметом моих убеждений. - Это не согласуется с моим представлением о себе. - Эти мои особенности помогают мне находить творческие решения возникающих проблем. Безусловно, использование вышеописанных методов разрешения конфликтов должно быть целесообразным в каждой конкретной ситуации. Основной критерий применения – ярко выраженная эмоциональная напряженность ситуации, так как это в любом случае не способствует конструктивному решению проблем. Использование предложенных методов позволяет экономить нервно-психическую энергию, переводит заряд конфликта в рациональный план, снижает эмоциональные затраты. Все это, в свою очередь, способствует профилактике профессионального выгорания педагога. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|