Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуации

Происходящие в обществе, и конкретно, в системе образования изменения предъявляют все большие требования к уровню коммуникативной компетентности педагога, его умению находить конструктивные решения конфликтных ситуаций.

Широкая пропаганда свободы слова, мысли, ассертивного поведения раскрепощает в первую очередь тех людей, которым бы следовало развивать самоконтроль; активная работа по защите прав ребенка приводит, кроме безусловно положительных, и к негативным явлениям: иждивенческим и рентным установкам по отношению к школе и конкретному педагогу как родителей, так и учащихся.

В этой ситуации педагогу зачастую приходится самостоятельно находить пути и методы поддержания своего авторитета и противостояния психологическому давлению.

Целесообразным поэтому будет расширение практических психологических навыков у педагогов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

В психологии известны ряд хорошо зарекомендовавших себя методов противостояния психологическому давлению. В данной статье будут представлены четыре из них.

1. Уточнение.

Суть этой техники заключается в том, что «если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого» [4, С. 141].

Пример 1: (на родительском собрании происходит очень бурное обсуждение подарка для учащихся 2 класса на Новый Год).

Мама: Я не согласна тратить деньги на всякую ерунду.

Учитель: Что Вы считаете ерундой?

М: Мой ребенок вообще не ест конфет, а этих сундучков у нас дома уже целая куча.

У: Вы бы хотели, чтобы ребенок получил подарок в классе?

М: Да, но не эти пакеты с конфетами.

У: Что бы Вы могли предложить?

М: Что-нибудь стоящее.

У: Что, с Вашей точки зрения, является стоящим в плане подарка, который мог бы получить каждый ребенок в классе?

М: Ну, не знаю, какую-нибудь игрушку.

У: Как Вы думаете, какой игрушке будут рады наши ребята?

М: Все равно, но не только конфеты. Чтобы осталось что-нибудь…

(эмоциональный накал снижен).

Метод уточнения чаще используется при взаимодействии со взрослым партнером. Он помогает снизить эмоциональную напряженность ситуации. Существует следующая закономерность: в единицу времени мы можем или переживать эмоционально, или обдумывать логически происходящее.

Последовательная постановка содержательных вопросов позволяет удерживаться самому и постепенно перевести собеседника на интеллектуальный уровень рассмотрения проблемы, а не быть захлестнутым эмоциями. Чтобы сформулировать вопрос и найти на него ответ, необходимо проанализировать ситуацию логически, в результате чего часть энергии из эмоционального заряда переходит в рациональный.

Основная трудность – сориентироваться в ситуации, не дать своим эмоциям захватить нас целиком. Умение формулировать содержательные вопросы, не переходя на оценку собеседника и оправдания, должно быть отработанным.

Пример 2:

Руководитель: Вы все время конфликтуете с Х. А он так много делает для общего дела!

Подчиненный (возможные варианты ответов):

- Какова, с Вашей точки зрения, причина этого?

- Каким образом мои личные отношения с Х влияют на общее дело?

- Почему Вы заговорили об этом именно сейчас?

2. Заезженная пластинка.

Суть этого метода заключается в том, чтобы сформулировать четкую фразу, проясняющую Вашу позицию по затрагиваемой проблеме. Желательно, чтобы она была не очень длинной, и ее можно было бы повторить несколько раз, не изменяя и не нарушая логики разговора. При этом важно сохранять не только одинаковое содержание фразы, но и интонацию, не поддаваясь давлению эмоций.

Пример 3:

Родитель: Почему мой сын не может ходить в школу в джинсах. Они ведь черные!

Классный руководитель: Это распоряжение директора и решение общешкольного родительского комитета.

Родитель: Но сейчас зима. Костюмные брюки холоднее, чем утепленные джинсы.

Классный руководитель:  Это распоряжение директора и решение общешкольного родительского комитета.

Родитель: Но джинсы удобнее и выглядят как те же брюки.

Классный руководитель:  Это распоряжение директора и решение общешкольного родительского комитета.

(в 4-5 раз что-либо говорить уже нелогично: достаточно ясно, каков будет ответ)

При использовании метода заезженной пластинки необходимо придерживаться одной и той же фразы. Так как если ее изменить, собеседник легко переведет Вас в ситуацию длительного спора.

Пример 4:

Родитель: Почему мой сын не может ходить в школу в джинсах. Они ведь черные!

Классный руководитель: Это распоряжение директора.

Р: Но сейчас зима. Костюмные брюки холоднее, чем утепленные джинсы.

Классный руководитель: Все дети должны ходить на занятия в школьной форме.

Р: Но я видел, что некоторые носят в школе джинсы. Значит это не так уж обязательно.  И т.д.

Техника заезженной пластинки хорошо подходит для работы не только со взрослыми, но и с детьми. Но только в тех случаях, когда Вы четко убеждены, что отстаиваемое Вами положение действительно незыблемо и оправданно.

Пример 5: на замечание классного руководителя в отношении неприемлемости окрашивания волос в зеленый цвет, во всяком случае, в течение учебного года, пятиклассница очень эмоционально отвечает: 

- Мне мама разрешает!

Классный руководитель: В школе нельзя так ходить.

 Ученица: И вообще, это мое личное дело! Вы не имеете права мне запрещать!

Классный руководитель: В школе нельзя так ходить.

Ученица: В 6 – Б классе две девочки покрасили волосы.

Классный руководитель: В школе нельзя так ходить.  И т.д.

Опять же, после 3 – 4 повторения спор прекращается.

Пример 6:

Руководитель: Вы опять опаздываете!

Подчиненный: Это больше не повторится.

Руководитель: На этой неделе Вы опоздали 3 раза!

Подчиненный: Это больше не повторится.

Руководитель: Вы безответственно относитесь к своим обязанностям!

Подчиненный: Это больше не повторится. …

Дальнейший диалог не имеет смысла: ответ ясен. В то же время инициатор разговора получает информацию, что его услышали. Поэтому эмоциональное напряжение снижается.

Еще раз повторим, что используется техника заезженной пластинки только в том случае, если Вы действительно уверены в том, что говорите. В других ситуациях лучше применять более гибкие методы.

3. Внешнее согласие.

Суть этого метода – в такой формулировке своего ответа на эмоциональный выпад собеседника, чтобы ваша фраза была в форме согласия, а не противоречия его высказыванию. Это не означает, что вы отказываетесь от своей точки зрения, согласие не должно быть абсолютным. Главное, чтобы не звучало явное противоречие.

Если человек находится в состоянии аффекта (ярко выраженные эмоции), то любое противостояние только усиливает его. Конфликтующая сторона готова к сопротивлению, но не ожидает согласия. Даже частичное согласие снижает накал атмосферы.

 Пример 7:

- Вы всегда защищаете любимчиков!

- Я и сама часто думаю о том, какие непохожие, уникальные отношения складываются с каждым ребенком…

 Пример 8:

- Мой ребенок не мог этого сделать!

- Может быть…

Пример 9:

- Почему Вы никогда не сдаете отчеты вовремя!

- Я подумаю над этим.

Пример 10:

- Знаете, какие гадости говорят за Вашей спиною!

- Возможно…

Использование метода внешнего согласия позволяет не только снизить эмоциональный накал ситуации, но и перевести разговор в русло конструктивного обсуждения проблемы. Так как собеседник не был готов к вашему согласию, ему приходится перестраиваться. В это время легче попытаться договориться, чем стараться переубедить человека, настойчиво доказывая свою точку зрения. Кроме того, используя частичное согласие, мы сами в процессе разговора можем действительно изменить свою позицию,  если взгляд на ситуацию нашего партнера окажется более оправданным. Это психологически нетрудно сделать, так как с самого начала не было сказано «Нет!».

4. Я – это я. (Ссылка на свои личные особенности и права).

Суть этого метода в том, что вы формулируете свой отказ от требований собеседника, ссылаясь на свои личные предпочтения, особенности, установки, вкусы, о которых, как говорится, не спорят.

Этот метод позволяет остановить «нападение», хотя может вызывать в собеседнике неприятные чувства. Это очень близко к «перехвату» при физическом нападении. Тот, кто пытался осуществить давление, понимает, что вы достаточно сильны и уверены в себе, чтобы дать достойный отпор. Поэтому, не начиная драки, отступает.

Пример 11:

- Конечно, используя личные отношения, Вы можете многого добиться…

- Добиваться многого – это мое кредо!

Пример 12:

- Почему Вы всегда на работу ходите в брюках?!

- Это мой стиль.

Пример 13:

- Вы никогда не называете конкретных фамилий!

- Конфиденциальность – важная составляющая моей работы.

Пример 14:

- Вы должны пойти и сказать Х, что (далее следует не бесспорное утверждение, которое может значительно осложнить отношения с Х.) …

- Если я это сделаю, то это буду уже не я.

Другие возможные варианты ответов в технике ссылки на свои личные особенности и права:

- Это является предметом моих убеждений.

- Это не согласуется с моим представлением о себе.

- Эти мои особенности помогают мне находить творческие решения возникающих проблем.

Безусловно, использование вышеописанных методов разрешения конфликтов должно быть целесообразным в каждой конкретной ситуации. Основной критерий применения – ярко выраженная эмоциональная напряженность ситуации, так как это в любом случае не способствует конструктивному решению проблем.

Использование предложенных методов позволяет экономить нервно-психическую энергию, переводит заряд конфликта в рациональный план, снижает эмоциональные затраты. Все это, в свою очередь, способствует профилактике профессионального выгорания педагога.

Литература:

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.
  2. Психологическое влияние. Хрестоматия. СПб., 2000.
  3. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2001.
  4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985. 

 



Просмотров: 641
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • А если это - НЕлюбовь? или Пример манипуляций взрослых
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Пример исцеления: невыдуманая история о том, как "это" работает...
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Сколько ходить к психологу и что мне за это будет?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Любовь - это главное! Действительно ли это так?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Пример того, почему коуч - это исследователь, а коучинг - совместное исследование
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь