|
Способы мышления и их влияние на жизнь человека. Часть 2. Когнитивные искажения.Автор статьи: Елена Кислова
Все когнитивные искажения уводят человека, так или иначе, из реальности. Когнитивному психотерапевту нужно
Цель когнитивной терапии состоит в том, чтобы снизить эмоциональный дистресс, вызванный неправильной интерпретацией той или иной ситуации. Смысл работы с искажениями: показать человеку, что нарушено в его восприятии. 1)Обобщения- какой-то элемент указывает на весь класс без исключений. Примеры: «меня никто не любит», «мне все рады» Характерные слова в речи: все, вообще, никогда, всегда, то же самое, постоянно, вечно, полностью, совершенно, абсолютно. Поиск исключения информации. 2)Исключения: человек исключает какие-то фигуры из восприятия. То есть не принимает во внимание. Можно исключать мысли, чувства, отношения, периоды в жизни, какой-то опыт. Нужно восстановить утраченную информацию. 3)Искажения. Если есть недостаточность информации об элементе - невозможно его точно определить. Нужна конкретизация. Остановимся подробнее на некоторых когнитивных искажениях: 1.Долженствование- это закон во внутреннем мире, который закрывает от человека другие варианты развития событий. Не дает внутренней свободы! У клиента существует четкая непреложная идея о своем поведении или поведении других людей. Если его ожидания не оправдываются, то это воспринимается как неудача. Пример: «Ужасно, что я ошибся. Я во всем должен добиваться успеха» «Я взял кредит на квартиру для семьи и теперь нечем оплатить матери дорогостоящую операцию- я должен был думать не только о себе» «Мне гораздо ближе и удобнее снимать квартиру около работы. Но я должна жить с мамой, так как ей без меня плохо» Через долженствования человек лишает себя СВОИХ желаний и потребностей. Результатом мышления в стиле долженствования становится злость! Злость может быть обращена внутрь и наружу. Человек злиться: «Сын должен поступать в мединститут! Мы так решили с женой, мы все для него делали. Сколько денег потратили на репетиторов» Сын не соответствовал ожиданиям родителей, вызвав у них чувство злости. «Ты не должен делать, думать, чувствовать, так как это нарушает мой закон! И тогда я на тебя злюсь!!!» Применимо к себе и другим. 2.Дихотомическое мышление (черно-белое, полярное или «все или ничего»): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черно-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме. Пример: «Если мой отец не успешный, а я успешный, значит, я отдаляюсь от отца и тогда мне нужно стать неуспешным» «Брак-это абсолютная зависимость, я никогда не смогу быть свободной в браке» Такой вид мышления может быть ведущим для людей с пограничной симптоматикой. 3.«Катастрофизация» (или негативные предсказания): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов. Задача терапевта показать клиенту его способность всегда ждать худшего. Пример: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать» 4.Нарушение причинно-следственных связей. Одно событие происходит вслед за другим и человек по своей логике делает вывод, который по разным причинам имеет силу и закрепляется- подтверждается последующими событиями. Пример: женщина отказала мужу в близости, а через пару дней узнала о его измене. Выстраивает причинно- следственную связь (только так на данном этапе она может жить): не буду отказывать- не будет изменять. От таких искажений возможно формирование глубинных убеждений (см часть 1). 5.Излишняя личная ответственность. Искажение строится на отсутствии дифференциации. Пример: «Я хорошо выгляжу, и это провоцирует мужчин на насилие». После дефолта многие считали себя виновными, что не уберегли деньги, не предвидели ситуацию. Тут нет разделения, за что человек в силах отвечать, а за что нет. 6.Эмоциональное обоснование, убеждение, что некоторая ситуация - правда, потому что человек «чувствует», а по сути «верит» в него настолько сильно, что игнорирует или обесценивает доказательства обратного. Пример: женщина уверена в измене мужа, так как чувствует это. Вопрос: а каковы доказательства? « Я знаю, что много достиг в профессиональной деятельности, но по- прежнему чувствую себя неудачником» 5.Навешивание ярлыков: наделение безусловными глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам. Пример: :я- плохая мама или жена, я- дура, наивная, тупая, ужасная, бесчувственная, истеричка и т.д. Все поведение человека тогда строится на подтверждение этого ярлыка: я - хорошая мать и тогда все силы тратиться на то, чтобы это доказать. Обвинять себя можно по- разному, в том числе путем навешивания ярлыков: «Я-жестокая» Тогда присутствует вина и восприятие человека сразу меняется. Уже невозможно воспринимать мнение со стороны как поддержку. Мнение будет «читаться» как обвинение. «Я чувствую себя тупой»- тогда это не оспоришь. На самом деле- это мысль… 6.Отсутствие дифференциации. Когда нет дифференцированности- есть слияние, осуществляющееся через механизм проекции. Слияние никогда не бывает на равных. Происходит идентификация с другим человеком через проекцию. Пример: проекция себя на другого человека: « Я думала ты этой дорогой пойдешь...» Когда осуществляется проекция, другой человек, как отдельная личность, теряется, происходит исключение его из контакта. Проекцию можно осуществлять, но надо ее всегда проверить. Задав вопрос: а так ли это? 7.Персонализация. Представление о себе как о причине негативного поведения людей без учета более вероятных объяснений поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих. Пример: «Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что- то не так» «Я причина и счастья и несчастья сына» Сына тут как бы тогда и нет… При наличии данного искажения человек может бесконечно испытывать чувство вины. 8. «Чтение мыслей»: уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности. Пример: «Он думает, что я обиделся», «Он думает, что я толстая» 9.Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации. Пример: « Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог». 10.Магнификация/ минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и (или) позитивного. Пример: «Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|