Способы мышления и их влияние на жизнь человека. Часть 2. Когнитивные искажения.

Автор статьи: Елена Кислова

Все когнитивные искажения уводят человека, так или иначе, из реальности.

Когнитивному психотерапевту нужно

  • Слышать искажения клиента.
  • Уметь различать искажение
  • Понимать суть искажения

 Цель когнитивной терапии состоит в том, чтобы снизить эмоциональный дистресс, вызванный неправильной интерпретацией той или иной ситуации.

Смысл работы с искажениями: показать человеку, что нарушено в его восприятии.
Для восприятия мира в реальности в  когнитивном  подходе возможно использование метамодели. Она позволяет связать речь человека с опытом, который передается этой речью для восстановления связи поверхностной и глубинной структур языка человека с помощью выявления проблематичных и неоднозначных категорий языковых стереотипов, проявляющихся в процессах  искажения, исключения и обобщения. 

1)Обобщения- какой-то элемент указывает на весь класс без исключений.

Примеры: «меня никто не любит», «мне все рады»

Характерные слова в речи: все, вообще, никогда, всегда, то же самое, постоянно, вечно, полностью, совершенно, абсолютно.

Поиск исключения информации.

 2)Исключения: человек исключает какие-то фигуры из восприятия. То есть не принимает во внимание. Можно исключать мысли, чувства, отношения, периоды в жизни, какой-то опыт.

Нужно восстановить утраченную информацию.

 3)Искажения.

Если есть недостаточность информации об элементе - невозможно его точно определить. Нужна конкретизация.

 Остановимся подробнее на некоторых когнитивных искажениях:

 1.Долженствование- это закон во внутреннем мире, который закрывает от человека другие варианты развития событий. Не дает внутренней свободы!

У клиента существует четкая непреложная идея о своем поведении или поведении других людей. Если его ожидания не оправдываются, то это воспринимается как неудача.

Пример: «Ужасно, что я ошибся. Я во всем должен добиваться успеха»

«Я взял кредит на квартиру для семьи и теперь нечем оплатить матери дорогостоящую операцию- я должен был думать не только о себе»

«Мне гораздо ближе и удобнее снимать квартиру около работы. Но я должна жить с мамой, так как ей без меня плохо»

Через долженствования человек лишает себя СВОИХ желаний и потребностей.

Результатом мышления в стиле долженствования становится злость!

Злость может быть обращена внутрь и наружу.

Человек злиться: «Сын должен поступать в мединститут! Мы так решили с женой, мы все для него делали. Сколько денег потратили на репетиторов»

Сын не соответствовал ожиданиям родителей, вызвав у них чувство злости.

«Ты не должен делать, думать, чувствовать, так как это нарушает мой закон! И тогда я на тебя злюсь!!!» Применимо к себе и другим.

2.Дихотомическое мышление (черно-белое, полярное или «все или ничего»): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черно-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.

Пример: «Если мой отец не успешный, а я успешный, значит, я отдаляюсь от отца и тогда мне нужно стать неуспешным»

«Брак-это абсолютная зависимость, я никогда не смогу быть свободной в браке»

Такой вид мышления может быть ведущим для людей с пограничной симптоматикой.

 3.«Катастрофизация» (или негативные предсказания): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов.

Задача терапевта показать клиенту его способность всегда ждать худшего.

Пример: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать»

 4.Нарушение причинно-следственных связей. Одно событие происходит вслед за другим и человек по своей логике делает вывод, который по разным причинам имеет силу и закрепляется- подтверждается последующими событиями.

Пример: женщина отказала мужу в близости, а через пару дней узнала о его измене. Выстраивает причинно- следственную связь (только так на данном этапе она может жить): не буду отказывать- не будет изменять.

От таких искажений возможно формирование глубинных убеждений (см

часть 1).

 5.Излишняя личная ответственность.

Искажение строится на отсутствии дифференциации.

Пример: «Я хорошо выгляжу, и это провоцирует мужчин на насилие».

После дефолта многие считали себя виновными, что не уберегли деньги, не предвидели ситуацию. Тут нет разделения, за что человек в силах отвечать, а за что нет.

 6.Эмоциональное обоснование, убеждение, что некоторая ситуация - правда, потому что человек «чувствует», а по сути «верит» в него настолько сильно, что игнорирует или обесценивает доказательства обратного.

Пример: женщина уверена в измене мужа, так как чувствует это.

Вопрос: а каковы доказательства?

« Я знаю, что много достиг в профессиональной деятельности, но по- прежнему чувствую себя неудачником»

 5.Навешивание ярлыков: наделение безусловными глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.

Пример: :я- плохая мама или жена, я- дура, наивная, тупая, ужасная, бесчувственная, истеричка и т.д.

Все поведение человека тогда строится на подтверждение этого ярлыка: я - хорошая мать и тогда все силы тратиться на то, чтобы это доказать. 

Обвинять себя можно по- разному, в том числе путем навешивания ярлыков: «Я-жестокая»

Тогда присутствует вина и восприятие человека сразу меняется. Уже невозможно воспринимать мнение со стороны как поддержку. Мнение будет «читаться» как обвинение.

«Я чувствую себя тупой»- тогда это не оспоришь. На самом деле- это мысль…

 6.Отсутствие дифференциации.

Когда нет дифференцированности- есть слияние, осуществляющееся через механизм проекции.

Слияние никогда не бывает на равных.

Происходит идентификация с другим человеком через проекцию.

Пример: проекция себя на другого человека: « Я думала ты этой дорогой пойдешь...»
В устойчивых отношениях слияния один человек подчиняет себе другого.

Доминирование происходит через проективный механизм и не разделении границ между внутренним и внешним..

Когда осуществляется проекция, другой человек, как отдельная личность, теряется, происходит исключение его из контакта.

Проекцию можно осуществлять, но надо ее всегда проверить. Задав вопрос: а так ли это?

 7.Персонализация.

Представление о себе как о причине негативного поведения людей без учета более вероятных объяснений поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.

Пример: «Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что- то не так»

«Я причина и счастья и несчастья сына» Сына тут как бы тогда и нет…

При наличии данного искажения человек может бесконечно испытывать чувство вины.

 8. «Чтение мыслей»: уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

Пример: «Он думает, что я обиделся», «Он думает, что я толстая»

 9.Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.

Пример: « Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог».

 10.Магнификация/ минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и (или) позитивного.

Пример: «Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный».



Просмотров: 800
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • «Черно-белое» мышление пограничника. Пример стратегии.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Для изменений к лучшему возраст может быть любым. Пример успеха
  • «Я ничего не чувствую» как крик о помощи: пример арт-терапевтической работы с подростком
  • Пример сеанса. Запрос: Поиск себя...
  • Может ли внутренняя реальность быть «несимволической» ? Пример из психоанализа.
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Человек бессмертный. Как будем видеть себя через 300 лет?
  • Я сама себя слепила, и с собой поговорила. Пример из практики.
  • Какой пример ты покажешь детям, если уйдешь из семьи?
  • Пример из практики работы с собой. От недовольства компьютерными играми сына к заботе о полку бм
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Равенство и равноправие проявляется через общение (показательный видео-пример)
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • А тебя дорогой, я попрошу остаться! - один пример работы с любовной зависимостью.
  • Каждый человек должен любить себя
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • Когнитивные искажения (ошибки мышления)
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Пример работы с агрессивной реакцией клиента в переговрах.
  • Хочу быть увереннее.. ((Пример работы с субличностями.
  • Познание себя происходит через другого...
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Выбор партнера. Стоит ли брать пример с более успешной подруги.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь