«Я ничего не чувствую» как крик о помощи: пример арт-терапевтической работы с подростком

Автор статьи: Елена Козар

Когда смотришь как маленькие дети с удовольствием сидят в песочнице, пачкаются красками, складывается ощущение, что по-другому и быть не может. В школьном возрасте в норме ребенок сохраняет интерес к рисованию и творчеству в целом.  И большинство детей с особенностями здоровья также с радостью работают с песком, красками, пластилином. Но есть и те, кто своей ситуацией являет профессиональный вызов психологу. И в этом тоже прелесть моей профессии.

Эмоциональная заблокированность ввиду сформированной небезопасной привязанности к матери приводит к тому, что ребенок боится говорить о своих чувствах, идентифицировать их.

«Я ничего не чувствую»,

«Давайте не будем про характер»,

«Я не могу говорить об эмоциях»,

 «Что чувствую? Нормально чувствую», - такие ответы слышу на первых сессиях.

Растопить этот лед совсем непросто.  Блок настолько сильный, что не дает возможность не только вербализировать свои эмоции, чувства, но и рождает страх перед работой с песком, красками. 

В данной статье хочу поделиться примером работы с подростком 15 лет с задержкой психического развития.  Если кратко: интеллект сохранен, эмоционально-волевая сфера недоразвита.  

Несколько сеансов ушло на установление контакта с подростком.  Сеансов, в ходе которых подросток мог взаимодействовать с эмоционально вовлеченной материнской фигурой.  Сеансов, на которых подросток мог отвечать односложными предложениями, но чаще простым «Угу» или молчанием. И это принималось материнской фигурой. «Ты есть, ты хороший, ты можешь быть таким каким хочешь быть» - такая основа была всей проведенной работы.

Сеансы проходили регулярно раз в неделю, и это также формировало ощущение безопасности.

Подросток долгое время отказывался вербализировать свои чувства. Единственным способом выразить свои эмоции стала арт-практика. Сначала подросток выбирал только карандаши.  Адекватно реагировал на предложение нарисовать что-то согласно заданию, например дом, человека, дерево. Мог выразить в цвете свое настроение.

После нескольких сеансов мною было предложено попробовать поработать с песком. Именно «попробовать».  Для того, чтобы оценить подходит ли этот материал ему.  Подросток согласился. Несколько минут он сидел напротив песочницы и молча смотрел на нее. Слегка прикоснулся, но действовать с песком побоялся. Итогом работы стала клетка, в которую были утрамбованы фигурки, и несколько разбросанных кубиков. Описать песочную картину подросток не хотел и не мог.

Я ничего не чувствую как крик о помощи пример арт терапевтической работы с подростком

На последующих сессиях работать с песком подросток отказывался.  Только рисовал карандашами.



Определенным прорывом стала возможность работать красками. Подросток признался, что давно не рисовал красками, в качестве эксперимента согласился попробовать.  Упражнения для работы я взяла из книги С.Н.Ивановой «Диагностика и коррекция цветом и рисунком» (Москва, 2017). Отдельная благодарность автору.



Во время рисования красками подросток отмечал расслабление, в некоторых случаях говорил о вдохновении, которого давно не испытывал. При этом внешне обычно напряженное лицо расслаблялось.

Предложение поработать с песком звучало от меня на каждой сессии. Но подросток упорно отказывался. Продолжал рисовать.

Через 16 сессий настал день, когда после моего предложения он сначала просто подошел к песку, потрогал некоторые фигурки. Преодолев сомнения, все-таки решил поработать с песком, но подошел к нему по-особому. Вернее подскочил к нему верхом на стуле!  В первой песочнице использовал только цветные камни, кристаллы.

Вторая песочница не требовала моего приглашения. Как только подросток зашел в кабинет, сразу направился к песочнице и начал работать. Здесь уже было много взаимодействия с самим песком. Фигурки использовались, затем убирались. Вся работа была достаточно динамичной.  В завершении подросток смог обнажить дно песочной картины. Для меня это стало очевидным прорывом в работе с бессознательным. Профессиональному ликованию не было предела!

В ходе работы с подростком сделала вывод, что в терапии подростков важно владение несколькими методами и техниками. Преимущественной «точкой входа» для контакта и коррекции является арт-терапия.

 Работа с подростком еще продолжается. И впереди новые его личные достижения, я уверена.

 

 

 



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Световой короб. Игровая терапия, рисование красками и песком.
  • Подросток и современный подросток. Есть ли разница?
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Осторожно — подросток. Как общаться с подростком
  • Трудный подросток - хороший подросток!
  • Трудный подросток - подросток, которому трудно.
  • Подросток-это результат моего труда! Как вырастить умного человека.
  • Ребенок начал рисовать черными красками - это нормально?
  • Ребенок – подросток. Как быть?
  • Что делать, когда подросток врёт
  • Что делать, если подросток не хочет идти к психологу?
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Что делать, если в семье подросток?
  • Подросток на скутере: кто виноват и что делать?
  • Подросток слишком много времени проводит в интернете: что делать?
  • Что делать, если подросток испытывает стресс?
  • Почему подросток «ничего не хочет» делать? Краткое руководство для родителей.
  • Спорт и подросток - что делать, если возникли трудности?
  • Саша+Маша = Что делать, если подросток влюбился
  • Подросток и гаджеты. Что делать?
  • Подросток курит, что делать?
  • Подросток. И что с ним делать?
  • Подросток хамит. Что делать?
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах?
  • Ваш подросток курит. Что делать?
  • Подросток врет. Почему и что делать
  • Что переживает подросток, который играет в «стрелялки»
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Внутренний подросток - кто это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь