|
«Я ничего не чувствую» как крик о помощи: пример арт-терапевтической работы с подросткомАвтор статьи: Елена Козар
Когда смотришь как маленькие дети с удовольствием сидят в песочнице, пачкаются красками, складывается ощущение, что по-другому и быть не может. В школьном возрасте в норме ребенок сохраняет интерес к рисованию и творчеству в целом. И большинство детей с особенностями здоровья также с радостью работают с песком, красками, пластилином. Но есть и те, кто своей ситуацией являет профессиональный вызов психологу. И в этом тоже прелесть моей профессии. Эмоциональная заблокированность ввиду сформированной небезопасной привязанности к матери приводит к тому, что ребенок боится говорить о своих чувствах, идентифицировать их. «Я ничего не чувствую», «Давайте не будем про характер», «Я не могу говорить об эмоциях», «Что чувствую? Нормально чувствую», - такие ответы слышу на первых сессиях. Растопить этот лед совсем непросто. Блок настолько сильный, что не дает возможность не только вербализировать свои эмоции, чувства, но и рождает страх перед работой с песком, красками. В данной статье хочу поделиться примером работы с подростком 15 лет с задержкой психического развития. Если кратко: интеллект сохранен, эмоционально-волевая сфера недоразвита. Несколько сеансов ушло на установление контакта с подростком. Сеансов, в ходе которых подросток мог взаимодействовать с эмоционально вовлеченной материнской фигурой. Сеансов, на которых подросток мог отвечать односложными предложениями, но чаще простым «Угу» или молчанием. И это принималось материнской фигурой. «Ты есть, ты хороший, ты можешь быть таким каким хочешь быть» - такая основа была всей проведенной работы. Сеансы проходили регулярно раз в неделю, и это также формировало ощущение безопасности. Подросток долгое время отказывался вербализировать свои чувства. Единственным способом выразить свои эмоции стала арт-практика. Сначала подросток выбирал только карандаши. Адекватно реагировал на предложение нарисовать что-то согласно заданию, например дом, человека, дерево. Мог выразить в цвете свое настроение. На последующих сессиях работать с песком подросток отказывался. Только рисовал карандашами. Определенным прорывом стала возможность работать красками. Подросток признался, что давно не рисовал красками, в качестве эксперимента согласился попробовать. Упражнения для работы я взяла из книги С.Н.Ивановой «Диагностика и коррекция цветом и рисунком» (Москва, 2017). Отдельная благодарность автору. Во время рисования красками подросток отмечал расслабление, в некоторых случаях говорил о вдохновении, которого давно не испытывал. При этом внешне обычно напряженное лицо расслаблялось. Предложение поработать с песком звучало от меня на каждой сессии. Но подросток упорно отказывался. Продолжал рисовать. Через 16 сессий настал день, когда после моего предложения он сначала просто подошел к песку, потрогал некоторые фигурки. Преодолев сомнения, все-таки решил поработать с песком, но подошел к нему по-особому. Вернее подскочил к нему верхом на стуле! В первой песочнице использовал только цветные камни, кристаллы. Вторая песочница не требовала моего приглашения. Как только подросток зашел в кабинет, сразу направился к песочнице и начал работать. Здесь уже было много взаимодействия с самим песком. Фигурки использовались, затем убирались. Вся работа была достаточно динамичной. В завершении подросток смог обнажить дно песочной картины. Для меня это стало очевидным прорывом в работе с бессознательным. Профессиональному ликованию не было предела! В ходе работы с подростком сделала вывод, что в терапии подростков важно владение несколькими методами и техниками. Преимущественной «точкой входа» для контакта и коррекции является арт-терапия. Работа с подростком еще продолжается. И впереди новые его личные достижения, я уверена.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|