Почти каждая семья, по достижению подросткового возраста ребенка, начинает испытывать сложности во взаимоотношении со своим взрослеющим чадом. В большинстве случаев пришедшие на консультацию родители уверяют, что у них счастливая семья и ребенок чудесный, но…. И начинают выискивать всевозможные причины мешающие их идиллии. Но есть и те, кто видят корень зла только в своем ребенке. И мой многолетний опыт работы с подростками и их родителями подвел к тому, чтобы из каждого индивидуального случая вывести ряд общих проблем, среди которых сегодня я остановлюсь на феномене подростковой лжи. Дети в подростковом возрасте уже не считают своих родителей всесильными, мир взрослых на их взгляд уже покрыт вековой пылью, а родительские ценности им кажутся пережитком прошлого. И когда родители жестко навязывают свои догмы, подросту добивающемуся своей независимости, стремящемуся оградить свою жизнь от родительского контроля -- приходится лгать. У него появляется желание бросить вызов родительской власти тогда, когда ни родитель, ни педагог подозревающие его в обмане и не могут ничего доказать. В этот момент он чувствует свою силу и укрепляет правомерность своей лживости. Но чаще всего они лгут, чтобы избежать наказание. На моей практике часто бывали такие случаи, когда ребенок на твоих глазах совершает нелицеприятные действия и глядя тебе в глаза утверждает, что он этого не делал. Самый сложный случай был когда пятнадцатилетний подросток в компании своего одноклассника решили проучить дерзкого младшеклассника и полностью вытеснил свои действия из памяти, когда на крик сбежались свидетели. Он осознавал степень последствий за эти действия, но был не согласен с обвинениями и считал их ложными. Его желание было повеситься, но не признаваться в содеянном. Ребенок не рождается вруном, он им становится в социальном окружении и свой первый опыт неправды он чаще всего получает в семье. Он слышит как одно родители говорят между собой, другое – окружающим людям, как что-то запрещают ребенку, а себе позволяют (например курить). Это так называемый «двойной стандарт», который подрывает доверия ко взрослым, ведь он еще не имеет собственного опыта поведения и копирует взрослых., а его зато почему-то ругают. А затем все это нарастает снежным комом и приводит к педагогическому бессилию родителей ,и использованию в таких семьях недопустимых средств, как запугивание, угрозы, наказание физическим трудом и словесное оскорбление. А.Сосновский в своей работе «Детская правдивость и лживость» акцентирует свое внимание на том что, чтобы вырастить правдивого ребенка ни в коем случае нельзя: • Обещать или угрожать наказанием, которые не выполняются; • Преувеличивать (тысячу раз тебе говорил); • Предъявлять высокие требования к поведению детей, тем более если отсутствует контроль и положительное подкрепление за выполнение требуемого; • Рассказывать неправду; • Требовать от детей лжи (лесть, лицемерие); • Воспитывать холодной вежливостью-неискренностью; • Принуждать давать обещания и просить прощение;
Создание в семье атмосферы тепла, доверия и дружелюбия позволит сократить ситуации, при которых подросток провоцируется на ложь, и такие ситуации создают сами родители, когда запрет или требования родителей не объясняются, не расшифровывается, а значит не понимается и не принимается ребенком. А в последствии приводят детско-родительские отношения в тупик.
Роль родителя в формировании вранья со стороны ребенка ярко отражается в притчи "Волшебный мост"
Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему
неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:
- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.
Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.
Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился.
- А ведь я тебя обманул, - сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег.- Волшебных мостов не бывает.
Сохранить мосты между детьми и родителями, вернуть теплые чувства друг к другу, увидеть свои ошибки и наладить отношения с ребенком эффективней в групповой работе. Для этого и был создан тренинг детско-родительских отношений "Умные отношения"
Желающих пройти путь к взаимопониманию запишем на тренинг.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.