|
Почему подросток начал употреблять ПАВ?Автор статьи: Шинковский Андрей Дмитриевич
В настоящее время многие родители и специалисты сталкиваются с проблемой употребления психо активных веществ (Наркотики, алкоголь, табак и т.д.) подростками. Постараюсь осветить на вопрос касательно причин употребления ПАВ подростками и поделится некоторыми рекомендациями по профилактической работе. Почему в статье я буду описывать только подростковый возраст? Первое: Я непосредственно работаю с этой возрастной категорией. Второе: Чаще всего именно в этот период происходит первое употребление (проба) ПАВ, ввиду трудностей сопротивления внешнему отрицательному воздействию. Так почему же подростки начинают употреблять ПАВ? Согласно общепринятой классификации все причины упротребления ПАВ подростками можно разделить на 2 группы: 1) Отклонения в психике подростка 2) Специфическое особенности поведения.
В первой группе причинами употребления ПАВ могут быть совершенно различные обстоятельства с трудом поддающиеся систематизации т.к. подросток имеет заболевание, а лечением занимаются врачи. Особый интерес представляет вторая группа. Во всех причинах прослеживается 1 общий компонент. Это непринятие существующей реальности, стремление к ее изменению и невозможность совладать с окружающей действительностью. Трудностью является травматизация подростка в этой самой действительности, от которой он стремится «уйти» или «преукрасить» различными способами, в т.ч. при помощи употребления ПАВ. Т.е. подросток подменяет удовлетворение основной (базовой) потребности – другой, более простой и незатратной в ресурсном плане. Известно, что окружающая среда играет одно из важнейших значений в формировании личности подростка включая его социализацию, которая без общества невозможна. У подростков склонных к употреблению ПАВ возникает средовой конфликт, причинами которого могут являться различные обстоятельства в том числе семейные. А вот способов, эффективных способов, разрешения таких адаптационно – средовых конфликтов у подростков склонных к употреблению ПАВ – нет, ввиду трудностей в социальной сфере, возникающих вследствие получения травматичного опыта. Получается своеобразный "замкнутый круг". Этот необходимый социальный опыт разрешения конфликтов формируется в процессе взаимодействия подростка со средой, если в этой самой среде, происходит что – то настолько сильно травмирующее личность подростка, что его собственного опыта и сил не хватает для разрешения конфликтной ситуации, происходит реакция ухода и подмены истинной потребности, подкрепляемая легкими и энергетически не затратными способами, например упротребление ПАВ. Здесь зависимость или склонность к употреблению от ПАВ выступает как способ адаптации к среде. Так как же проводить профилактику? Профилактику употребления ПАВ необходимо проводить в 2х направлениях личном и социальном. При проведении личной профилактики, подросткам необходимо получать актуальные знания о вреде различных ПАВ, проходить личную и групповую психотерапию, обучать навыкам анализа чувств и преодоления стресса, способствовать осознанию подростком своих ценностей, формировать навык принятия обоснованных решений, формировать навыки постановки и достижения целей, развивать способы сопротивления социальному давлению. Важно обучать навыкам ответственного поведения, расширять запас знаний в области самопрофилактики употребления ПАВ и ведению ЗОЖ. В качестве социальной профилактики употребления ПАВ необходимо отметить развитие навыков позитивного межличностного взаимодействия, развивать навыки эффективной временной организации собственного досуга. Так – же необходимо формировать положительный «образ –Я», развивать уровень самосознания. Возможно использование ограничивающего (изоляционного компонента), единственным его условием, долно являться нацеленность на коррекцию деструктивных поведенческих реакций путем создания модели выбора и разнообразия Если подвести итог всего вышесказанного, то основой профилактики употребления ПАВ является принцип недопущения повторной травматизации личности воспитанника в социальной среде, повлекшей за собой трудности адаптации и как следствие уход от травматических событий путем употребления ПАВ. Все эти компоненты профилактики способствуют гармоничному развитию личности подростка и экологичную социализацию в среде сверстников и взрослых. Данные мероприятия ведут к снижению травматизации личности воспитанника вызванной средовым – адаптационным конфликтом, ведущим к реакциям ухода от реальности, снижению личностной целостности, реакциям дезадаптации посредством употребления ПАВ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|