Профилактика употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте

 Профилактика употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте

 

Современный подход к решению проблемы наркомании предполагает приоритет профилактической работы с младшими школьниками, ведение которой должно начинаться до наступления подросткового возраста, определяемого как «критического» для начала формирования зависимого поведения [4, 25].

Наркомания – периодическое использование наркотического вещества, приводящее потребителя к постоянной интоксикации, навязчивому стремлению принять вещество, трудностям при добровольном прекращении употребления, а также проявлению решимости добыть вещество любым путем [7, 50].

Следовательно, в данной статье не корректно использовать термин «употребление наркотических веществ» в отношении младших школьников, поэтому наиболее приемлемо применять понятие «формирование употребления наркотических веществ».

Формирование употребления наркотических веществ – это, прежде всего, научение определенной форме поведения, которая транслируется субкультурой. Также это формирование наркогенных установок и внутренней готовности к употреблению наркотических веществ. Данный процесс может развиваться не у всех младших школьников, но всегда присутствует риск его возникновения [7, 28].

Работа по профилактике формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте имеет свою специфику с одной стороны связанную с организацией образовательного процесса в начальных классах, с другой стороны, психологические особенности младшего школьника. Необходимо учитывать следующие особенности профилактической работы, обусловленные возрастным развитием [3, 50]:

1. Учитель является значимым взрослым, поэтому его мнение, стиль поведения, отношение к событиям и людям, в том числе и отрицательное отношение к употреблению наркотических веществ, имеют огромное влияние на младшего школьника.

2. Младшие школьники воспринимают явления и происходящие события в противоположных категориях: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно» и т.д. Поэтому употребление наркотических веществ можно легко связать в сознании младшего школьника с «плохим» и «неправильным» противопоставив «хорошему» и «правильному».

3. Сформированное еще в дошкольном возрасте, образное мышление позволяет младшему школьнику ярко представить себе те явления, о которых сообщает учитель. Важна стимуляция представлений младшего школьника, подавать материал дискретно, с паузами для формирования в сознании образа.

4. Картина мира в младшем школьном возрасте недостаточно сформирована, ее отдельные части пока разобщены в сознании. Поэтому довольно легко связать употребление наркотических веществ с негативными явлениями и ситуациями.

5. Отличительными особенностями младшего школьного возраста являются восприимчивость, любознательность, внушаемость, податливость, стремление подражать. Данные черты можно использовать как ресурс для эффективного усвоения программы профилактики.

Таким образом, цель первичной профилактики в младшем школьном возрасте заключается в информировании детей и формировании у них определенных жизненных навыков. Профилактические меры в данном случае должны ослаблять факторы риска и формировать защитные механизмы личности.

Задачи профилактики риска формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте [6, 518]:

1. Развитие социальной и личностной компетентности:

- усвоение основных человеческих ценностей;

- формирование навыков принятия ответственных решений и критического мышления;

- формирование адекватной самооценки;

- формирование установки на ведение здорового образа жизни.

2. Профилактика нарушений общения и взаимодействия:

- обучение разрешению конфликтных ситуаций;

- обучение способам преодоления стресса и саморегуляции;

- формирование навыков управления эмоциями.

3. Развитие навыков самозащиты:

- формирование навыков сопротивления информации об употреблении наркотических веществ, поступающей от сверстников, через СМИ и рекламу;

-информирование о пагубных последствиях употребления наркотических веществ для психического, физического и социального здоровья.

Основные направления профилактики риска формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте [2, 78]:

1. Информационно-посветительское – работа с детьми в рамках уроков литературы, окружающего мира, ОБЖ, классных часов и с помощью использования методов мозгового штурма, дискуссий; работа с родителями в формате родительских собраний, лекций.

2. Практическое – с детьми проводятся тренинги, ролевые игры, викторины, праздники здоровья, конкурс плакатов, написание сочинений, изготовление поделок, рисунки. Родители привлекаются в работу на конференциях и практических семинарах. Проводятся индивидуальные консультации.

Мишенями профилактики являются факторы риска формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте [5, 123]:

1. Оценивание учащихся. В младшем школьном возрасте оценки в школе являются особенно значимыми для ученика, так как через вопросы «Как ты учишься?», «Как дела в школе?» взрослые оценивают весь остальной спектр жизнедеятельности ребенка, следовательно, выражается отношение к нему общества. Шкала оценок выступает своеобразной нормативной шкалой социальной стратификации. Итоговые оценки фиксируют некоторый статус, который обозначает возможность дальнейшего продвижения по вертикали образования. А. К. Колеченко и А. М. Каменский изучив процесс оценивания в школе пришли к выводу, что у педагогов отсутствуют четкие положения при выставлении отметок, чаще они руководствуются интуитивными представлениями. В результате оценки носят произвольный характер и создают у ученика чувство несправедливости. По мнению А. К. Колеченко и А. М. Каменского оценивание результатов обучения и поведения создает наибольшее количество причин приобщения детей к наркотикам.

2. Присутствие в характере младших школьников психологических черт дошкольников, таких как восприимчивость, внушаемость, податливость, любознательность, стремление подражать. Подобные черты могут при неблагоприятных условиях выступить фактором риска положительного восприятия наркотиков и состояния опьянения от их употребления, а в некоторых случаях способствовать формированию установки на «престижность» наркотиков, с осознанным стремлением «быть как взрослые» и ощущать то, что ощущают взрослые.

3. Депривация потребности в признании является следствием конфликтов с учителем, низкого социометрического статуса в классе, неуспешности в учебе, что приводит в действие неадаптивные механизмы психологической защиты. При пассивном типе реагирования ребенок становится замкнутым, ленивым, апатичным, уходит в себя, в мир фантазий. При активном типе реагирования ребенок становится агрессивным, стремится компенсировать свою неуспешность в других сферах, в том числе асоциальной деятельности.

4. Любопытство к неизвестному. В младшем школьном возрасте детей начинает интересовать все, что связано с наркотиками, которые выступают как запретный и неизведанный мир, что вызывает особый интерес. Исследования В. А. Барабохина и С. Ф. Савченко показали, что только 20% детей не знают о том, что такое наркотики, остальные в той или иной мере осведомлены о них [1, 117]. Также, у младших школьников отсутствуют знания о последствиях употребления наркотических веществ, что может выступить дополнительным фактором риска.

5. Этап естественного аутодеструктивного поведения. Детям младшего школьного возраста присуще поведение, когда все то, что связано с риском кажется привлекательным. Особенно ярко данное поведение проявляется у мальчиков. Дети с удовольствием показывают, какие они храбрые и смелые, не думая о последствиях. При недостаточно сформированном самоконтроле, стремление к риску может спровоцировать приобщение к наркотикам.

6. Школьная дезадаптация, усугубляемая сложными отношениями в семье, т.е. дисгармоничные отношения в семье, отсутствие эмоциональной близости и взаимного уважения, дисфункциональный стиль воспитания, вкупе с плохой адаптацией к условиям школы, неконструктивными отношениями со сверстниками и учителем.

Таким образом, успешность профилактики риска формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте определяется двумя условиями. Первым условием является организация ранней профилактики в образовательных учреждениях до наступления подросткового возраста. Второе условие - профилактическая работа должна опираться на объективные данные, т.е. на результаты диагностики факторов риска формирования употребления наркотических веществ, а также на психологические особенности младшего школьника.

 

 

 

Литература.

 

  1. Барабохина В.А., Савченко С.Ф. Профилактика табакокурения, токсикомании, употребления наркотиков и алкоголя в младшем школьном возрасте //Социальная работа с детьми и подростками группы риска/ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2000. 117-119

  2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 288 с.

  3. Ковальчук М. А., Тарханова И. Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2010. – 50-53 с.

  4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и концепция активной комплексной профилактики и реабилитации. / Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В., Гериш А.А., Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. (под общим руководством начальника Управления мин. образования Г.Н. Тростанецкой) // Министерство образования РФ. – М., 2001. – 50 с.

  5. Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно-методическое пособие – под ред. А. К. Колеченко. –СПб.: КАРО, 2006. – 288 с.

  6. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: Руководство. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 720 с.

  7. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. Всемирная организация здравоохранения. – Изд-во медицина. -1996 – 50 с.

 



Просмотров: 514
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этнофункциональный подход к профилактике употребления наркотических веществ
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Проблемы энуреза в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пути их решения.
  • Гиперактивность в младшем школьном возрасте
  • Истерики в младшем школьном возрасте
  • Теретические аспекты изучения эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте
  • О профилактике употребления психоактивных веществ
  • Эмоциональная привязанность к матери в младшем школьном возрасте
  • Проблема употребления подростками психоактивных веществ.
  • МКБ-10: F1 - Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  • Игра в школьном возрасте. Почему это важно?
  • Отличия и сходство «солей» как наркотиков от других видов ВИС (веществ, изменяющих сознание)
  • Влияние веществ на картину мира и Я-концепцию человека
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Особенности копинг-стратегий лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ
  • Влияние семейной системы на начало употребления наркотиков подростками Ч.2
  • Способы и методы реабилитации зависимых от психоактивных веществ
  • Как ускорить обмен веществ с помощью самой еды!
  • Влияние семьи на начало употребления подростком наркотиков. Ч.1
  • зависимость от психоативных веществ
  • Как уберечь подростка от употребления наркотиков?
  • Психологический ракурс зависимости от веществ
  • Сколько стоит воспитать независимого от психоактивных веществ ребенка?
  • Роль семьи в профилактике употребления ПАВ детьми
  • Депрессивные тенденции зависимых от психоактивных веществ
  • Советы родственникам зависимых от психоактивных веществ (ПАВ)
  • Факторы формирования жизненного сценария в юношеском возрасте
  • Что делать, если близкий человек зависим от психоактивных веществ.
  • Мужчины, с которыми лучше не иметь отношений: зависимый от хим.веществ.
  • «Учитель против младшего школьника»: работа с родителями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь