|
Профилактика употребления наркотических веществ в младшем школьном возрастеАвтор статьи: Орлова Елена Викторовна
Современный подход к решению проблемы наркомании предполагает приоритет профилактической работы с младшими школьниками, ведение которой должно начинаться до наступления подросткового возраста, определяемого как «критического» для начала формирования зависимого поведения [4, 25]. Наркомания – периодическое использование наркотического вещества, приводящее потребителя к постоянной интоксикации, навязчивому стремлению принять вещество, трудностям при добровольном прекращении употребления, а также проявлению решимости добыть вещество любым путем [7, 50]. Следовательно, в данной статье не корректно использовать термин «употребление наркотических веществ» в отношении младших школьников, поэтому наиболее приемлемо применять понятие «формирование употребления наркотических веществ». Формирование употребления наркотических веществ – это, прежде всего, научение определенной форме поведения, которая транслируется субкультурой. Также это формирование наркогенных установок и внутренней готовности к употреблению наркотических веществ. Данный процесс может развиваться не у всех младших школьников, но всегда присутствует риск его возникновения [7, 28]. Работа по профилактике формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте имеет свою специфику с одной стороны связанную с организацией образовательного процесса в начальных классах, с другой стороны, психологические особенности младшего школьника. Необходимо учитывать следующие особенности профилактической работы, обусловленные возрастным развитием [3, 50]: 1. Учитель является значимым взрослым, поэтому его мнение, стиль поведения, отношение к событиям и людям, в том числе и отрицательное отношение к употреблению наркотических веществ, имеют огромное влияние на младшего школьника. 2. Младшие школьники воспринимают явления и происходящие события в противоположных категориях: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно» и т.д. Поэтому употребление наркотических веществ можно легко связать в сознании младшего школьника с «плохим» и «неправильным» противопоставив «хорошему» и «правильному». 3. Сформированное еще в дошкольном возрасте, образное мышление позволяет младшему школьнику ярко представить себе те явления, о которых сообщает учитель. Важна стимуляция представлений младшего школьника, подавать материал дискретно, с паузами для формирования в сознании образа. 4. Картина мира в младшем школьном возрасте недостаточно сформирована, ее отдельные части пока разобщены в сознании. Поэтому довольно легко связать употребление наркотических веществ с негативными явлениями и ситуациями. 5. Отличительными особенностями младшего школьного возраста являются восприимчивость, любознательность, внушаемость, податливость, стремление подражать. Данные черты можно использовать как ресурс для эффективного усвоения программы профилактики. Таким образом, цель первичной профилактики в младшем школьном возрасте заключается в информировании детей и формировании у них определенных жизненных навыков. Профилактические меры в данном случае должны ослаблять факторы риска и формировать защитные механизмы личности. Задачи профилактики риска формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте [6, 518]: 1. Развитие социальной и личностной компетентности: - усвоение основных человеческих ценностей; - формирование навыков принятия ответственных решений и критического мышления; - формирование адекватной самооценки; - формирование установки на ведение здорового образа жизни. 2. Профилактика нарушений общения и взаимодействия: - обучение разрешению конфликтных ситуаций; - обучение способам преодоления стресса и саморегуляции; - формирование навыков управления эмоциями. 3. Развитие навыков самозащиты: - формирование навыков сопротивления информации об употреблении наркотических веществ, поступающей от сверстников, через СМИ и рекламу; -информирование о пагубных последствиях употребления наркотических веществ для психического, физического и социального здоровья. Основные направления профилактики риска формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте [2, 78]: 1. Информационно-посветительское – работа с детьми в рамках уроков литературы, окружающего мира, ОБЖ, классных часов и с помощью использования методов мозгового штурма, дискуссий; работа с родителями в формате родительских собраний, лекций. 2. Практическое – с детьми проводятся тренинги, ролевые игры, викторины, праздники здоровья, конкурс плакатов, написание сочинений, изготовление поделок, рисунки. Родители привлекаются в работу на конференциях и практических семинарах. Проводятся индивидуальные консультации. Мишенями профилактики являются факторы риска формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте [5, 123]: 1. Оценивание учащихся. В младшем школьном возрасте оценки в школе являются особенно значимыми для ученика, так как через вопросы «Как ты учишься?», «Как дела в школе?» взрослые оценивают весь остальной спектр жизнедеятельности ребенка, следовательно, выражается отношение к нему общества. Шкала оценок выступает своеобразной нормативной шкалой социальной стратификации. Итоговые оценки фиксируют некоторый статус, который обозначает возможность дальнейшего продвижения по вертикали образования. А. К. Колеченко и А. М. Каменский изучив процесс оценивания в школе пришли к выводу, что у педагогов отсутствуют четкие положения при выставлении отметок, чаще они руководствуются интуитивными представлениями. В результате оценки носят произвольный характер и создают у ученика чувство несправедливости. По мнению А. К. Колеченко и А. М. Каменского оценивание результатов обучения и поведения создает наибольшее количество причин приобщения детей к наркотикам. 2. Присутствие в характере младших школьников психологических черт дошкольников, таких как восприимчивость, внушаемость, податливость, любознательность, стремление подражать. Подобные черты могут при неблагоприятных условиях выступить фактором риска положительного восприятия наркотиков и состояния опьянения от их употребления, а в некоторых случаях способствовать формированию установки на «престижность» наркотиков, с осознанным стремлением «быть как взрослые» и ощущать то, что ощущают взрослые. 3. Депривация потребности в признании является следствием конфликтов с учителем, низкого социометрического статуса в классе, неуспешности в учебе, что приводит в действие неадаптивные механизмы психологической защиты. При пассивном типе реагирования ребенок становится замкнутым, ленивым, апатичным, уходит в себя, в мир фантазий. При активном типе реагирования ребенок становится агрессивным, стремится компенсировать свою неуспешность в других сферах, в том числе асоциальной деятельности. 4. Любопытство к неизвестному. В младшем школьном возрасте детей начинает интересовать все, что связано с наркотиками, которые выступают как запретный и неизведанный мир, что вызывает особый интерес. Исследования В. А. Барабохина и С. Ф. Савченко показали, что только 20% детей не знают о том, что такое наркотики, остальные в той или иной мере осведомлены о них [1, 117]. Также, у младших школьников отсутствуют знания о последствиях употребления наркотических веществ, что может выступить дополнительным фактором риска. 5. Этап естественного аутодеструктивного поведения. Детям младшего школьного возраста присуще поведение, когда все то, что связано с риском кажется привлекательным. Особенно ярко данное поведение проявляется у мальчиков. Дети с удовольствием показывают, какие они храбрые и смелые, не думая о последствиях. При недостаточно сформированном самоконтроле, стремление к риску может спровоцировать приобщение к наркотикам. 6. Школьная дезадаптация, усугубляемая сложными отношениями в семье, т.е. дисгармоничные отношения в семье, отсутствие эмоциональной близости и взаимного уважения, дисфункциональный стиль воспитания, вкупе с плохой адаптацией к условиям школы, неконструктивными отношениями со сверстниками и учителем. Таким образом, успешность профилактики риска формирования употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте определяется двумя условиями. Первым условием является организация ранней профилактики в образовательных учреждениях до наступления подросткового возраста. Второе условие - профилактическая работа должна опираться на объективные данные, т.е. на результаты диагностики факторов риска формирования употребления наркотических веществ, а также на психологические особенности младшего школьника.
Литература.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|