|
Теретические аспекты изучения эмоциональных нарушений в младшем школьном возрастеАвтор статьи: Лена Белякова
Белякова Е.В., магистрантка I курса, направление «Психология» г. Тверь, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Научный руководитель- кандидат психологических наук, доцент Бариляк И.А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Эмоциональные проблемы младшего школьного возраста, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов (А.И.Захаров, В.В. Лебединский, Г.М. Бреслава, К.Б. Вовненко, И.И. Мамайчук и др.), сохраняет свою актуальность, а ее решение является важным этапом для успешной социализации учащихся. В этот период развития у школьников формируются первичные установки на социальную успешность и уверенность в своих способностях. Приобретенный жизненный опыт в младшем школьном возрасте может помочь ребенку включится в новые социальные отношения, совместную деятельность и адаптироваться к изменившимся условиям обучения в школе. В большинстве работ психолого-педагогического направления к эмоциональным нарушениям относят перечень негативных эмоциональных состояний: напряженность, страх, агрессию, тревогу, сниженное настроение, подавленность [2, с.93]. Как отмечал В.В. Лебединский и его коллеги, эмоциональные нарушения - устойчивые эмоциональные состояния (могут быть отдельными и комплексными), которые сопровождаются поведенческими реакциями, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром. К ним можно отнести легко меняющееся настроение, обидчивость, упрямство, проявление раздражительности, страха и тревоги. В исследовании Г.М. Бреслава, выполненном в русле психологии развития, эмоциональные нарушения рассматриваются как показатели отклонений в формировании личности. Проблемы психологической диагностики, коррекции и профилактики эмоциональных нарушений освещены в работах Н.Л. Белопольской, Т.И. Куликовой, В.В Лебединского, И.И. Мамайчук, Ю.М. Миланич, И.М. Никольской, А.С. Спиваковской, З.И Нгуен и других авторов [2, с.92]. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте могут быть детерминированы целым рядом причин, факторов и условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в значительной степени обуславливает трудности дифференцированного подхода в психологической коррекции [3, с.54]. К основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относят: 1.Природные факторы (особенности познавательной и умственной деятельности, проявление свойств темперамента); 2.Социальые факторы (особенности семейного воспитания, отношение учителя, влияние школьного психолога). Ряд авторов предлагает другую классификацию факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений: 1.Биологические предпосылки эмоциональных нарушений (генетические факторы). Г.И. Каплан и Б.Д. Сэдок, по результатам многочисленных исследований, рассматривали генетическую предрасположенность формирования депрессивного состояния у детей и их родителей. К биологическим условиям формирования эмоциональных нарушений у детей относят соматическую ослабленность, которая возникает в результате хронических заболеваниях. Многие авторы отмечают, что эмоциональные нарушения развиваются у детей с соматическими заболеваниями в результате проблем возникающих при социальной адаптации, а не в результате развития самой болезни. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребёнка. 2.К психологическим факторам возникновения эмоциональных нарушений относят особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка, в основном, нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии самоконтроля поведения. Отечественные авторы в своих исследованиях акцентируют внимание на формировании в детском возрасте преневротических патохарактерологических радикалов. К ним относятся: упрямство, эгоцентризм импульсивность, сензитивность (В.Н. Мясищев). Исследуя типологию эмоциональных нарушений, В.И.Гарбузов с соавторами выделили 9 типов: «агрессивность, благоразумность, честолюбие, педантичность, тревожная синтонность, инфантильность и психомоторная нестабильность, конформность и зависимость, тревожная мнительность и замкнутость, контрастность» [5, с.205]. А.И. Захаров в своих работах выделил классификацию основных свойств личности, предрасполагающих ребёнка к неврозу: «выраженность чувства «Я», сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость), непосредственность (наивность), инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций), латентность (потенциальность – относительно более постепенное раскрытие возможностей личности), противоречивость развития, неравномерность психического развития» [4, с.3]. Многие исследователи выявили личностные особенности детей, такие как: неуверенность в себе, тревожность, несамостоятельность, которые способствуют развитию невротических страхов у ребенка.
По многочисленным исследованиям причиной возникновения эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте является влияние окружающей среды, в частности, семьи. В рамках психоаналитического подхода (А. Фрейд), выделила перечень факторов, влияющих на формирование невроза у ребенка:
К.Г. Юнг обратил внимание на то, что нервные нарушения у детей в семье развиваются благодаря влиянию конфликтной обстановки в самой семье, нежели личных проблем ребенка. В рамках гуманистического подхода эмоциональные нарушения у ребенка возникают при рассогласовании своих чувств и в невозможности самореализации. Представители поведенческого подхода указывали, что неадекватная форма применения методов наказания и поощрения в воспитательном процессе влияет на возникновение эмоциональных нарушений у детей. В.В. Ткачева изучающая детей с проблемами в развитии выделила восемь видов личностных установок родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и с окружающим миром:
Исследование эмоциональной сферы является важным моментом в исследовании общего психического развития ребенка. Развитие и укрепление эмоциональной сферы детей становится все более актуальной, что требует психокоррекционных мер в системе образования младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|