Теретические аспекты изучения эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте

Автор статьи: Лена Белякова

Белякова Е.В., магистрантка I курса, направление «Психология» г. Тверь, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Научный руководитель- кандидат психологических наук, доцент Бариляк И.А.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

Эмоциональные проблемы младшего школьного возраста, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов (А.И.Захаров, В.В. Лебединский, Г.М. Бреслава, К.Б. Вовненко, И.И. Мамайчук и др.), сохраняет свою актуальность, а ее решение является важным этапом для успешной социализации учащихся. В этот период развития у школьников формируются первичные установки на социальную успешность и уверенность в своих способностях.

Приобретенный жизненный опыт в младшем школьном возрасте может помочь ребенку включится в новые социальные отношения, совместную деятельность и адаптироваться к изменившимся условиям обучения в школе.

В большинстве работ психолого-педагогического направления к эмоциональным нарушениям относят перечень негативных эмоциональных состояний: напряженность, страх, агрессию, тревогу, сниженное настроение, подавленность [2, с.93]. Как отмечал В.В. Лебединский и его коллеги, эмоциональные нарушения - устойчивые эмоциональные состояния (могут быть отдельными и комплексными), которые сопровождаются поведенческими реакциями, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром. К ним можно отнести легко меняющееся настроение, обидчивость, упрямство, проявление раздражительности, страха и тревоги. В исследовании Г.М. Бреслава, выполненном в русле психологии развития, эмоциональные нарушения рассматриваются как показатели отклонений в формировании личности. Проблемы психологической диагностики, коррекции и профилактики эмоциональных нарушений освещены в работах Н.Л. Белопольской, Т.И. Куликовой, В.В Лебединского, И.И. Мамайчук, Ю.М. Миланич, И.М. Никольской, А.С. Спиваковской, З.И Нгуен и других авторов [2, с.92].

Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте могут быть детерминированы целым рядом причин, факторов и условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в значительной степени обуславливает трудности дифференцированного подхода в психологической коррекции [3, с.54].

К основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относят:

   1.Природные факторы (особенности познавательной и умственной деятельности, проявление свойств темперамента);

   2.Социальые факторы (особенности семейного воспитания, отношение учителя, влияние школьного психолога).

Ряд авторов предлагает другую классификацию факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений:

1.Биологические предпосылки эмоциональных нарушений (генетические факторы). Г.И. Каплан и Б.Д. Сэдок, по результатам многочисленных исследований, рассматривали генетическую предрасположенность формирования депрессивного состояния у детей и их родителей.

К биологическим условиям формирования эмоциональных нарушений у детей относят соматическую ослабленность, которая возникает в результате хронических заболеваниях. Многие авторы отмечают, что эмоциональные нарушения развиваются у детей с соматическими заболеваниями в результате проблем возникающих при социальной адаптации, а не в результате развития самой болезни. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребёнка.

2.К психологическим факторам возникновения эмоциональных нарушений относят особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка, в основном, нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии самоконтроля поведения. Отечественные авторы в своих исследованиях акцентируют внимание на формировании в детском возрасте преневротических патохарактерологических радикалов. К ним относятся: упрямство, эгоцентризм импульсивность, сензитивность (В.Н. Мясищев). Исследуя типологию эмоциональных нарушений, В.И.Гарбузов с соавторами выделили 9 типов: «агрессивность, благоразумность, честолюбие, педантичность, тревожная синтонность, инфантильность и психомоторная нестабильность, конформность и зависимость, тревожная мнительность и замкнутость, контрастность» [5, с.205]. А.И. Захаров в своих работах выделил классификацию основных свойств личности, предрасполагающих ребёнка к неврозу: «выраженность чувства «Я», сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость), непосредственность (наивность), инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций), латентность (потенциальность – относительно более постепенное раскрытие возможностей личности), противоречивость развития, неравномерность психического развития» [4, с.3]. Многие исследователи выявили личностные особенности детей, такие как: неуверенность в себе, тревожность, несамостоятельность, которые способствуют развитию невротических страхов у ребенка.

  • Социально-психологические факторы.

По многочисленным исследованиям причиной возникновения эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте является влияние окружающей среды, в частности, семьи. В рамках психоаналитического подхода (А. Фрейд), выделила перечень факторов, влияющих на формирование невроза у ребенка:

  • определенная структура неосознанных фантазий родителей, приписывающих ребенку определенную роль;
  • пренебрежение потребностям ребенка и “втягивание” его в свою патологическую структуру.

К.Г. Юнг обратил внимание на то, что нервные нарушения у детей в семье развиваются благодаря влиянию конфликтной обстановки в самой семье, нежели личных проблем ребенка.

В рамках гуманистического подхода эмоциональные нарушения у ребенка возникают при рассогласовании своих чувств и  в невозможности самореализации.

Представители поведенческого подхода указывали, что неадекватная форма применения методов наказания и поощрения в воспитательном процессе влияет на возникновение эмоциональных нарушений у детей. В.В. Ткачева изучающая детей с проблемами в развитии выделила восемь видов личностных установок родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и с окружающим миром:

  • неприятие личности больного ребенка;
  • не конструктивные формы взаимоотношений с ребенком;
  • страх ответственности перед ребенком;
  • отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
  • гиперболизация проблем ребенка;
  • ожидание волшебника, который в одно мгновение исцелит ребенка, вера в чудо;
  • рассмотрение рождение больного ребенка как наказание за что-либо;
  • нарушение взаимоотношений в семье после рождения ребенка с проблемами в развитии.

Исследование эмоциональной сферы является важным моментом в исследовании общего психического развития ребенка. Развитие и укрепление эмоциональной сферы детей становится все более актуальной, что требует психокоррекционных мер в системе образования младших школьников.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. –М.:ФЛИНТА,2015.-300с.
  2. Коненкова Р.А., Корытова Г.С. Теоретические подходы к изучению эмоциональных нарушений в детском возрасте в контексте защитно-совладающего поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета . –2014. – № 5. – С. 92-98.
  3. Королева В.В. Исследование эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [Электронный ресурс] // Новейшие достижения и успехи развития педагогики и психологии. – 2017. – С.54-57.- Режим доступа: http://evansys.com/articles/noveyshie-dostizheniya-i-uspekhi-razvitiya-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itog/sektsiya-16-meditsinskaya-psikhilogiya/issledovanie-emotsionalnykh-narusheniy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-sindromom-defitsita-vn/
  4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника [Электронный ресурс] // Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. - г.о.Новокуйбышевск, 2008 -105с. Режим доступа:  http://mirznanii.com/a/279730/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-spetsialistov-obrazovatelnykh-uchrezhdeniy-korrektsiya-narusheniy-v-razvitii-emotsionalno-lichnostnoy-sfery-mladshego-shkolnika
  5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.– СПб.: Речь, 2006. – 400с.

 



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использование метода Sand Art при коррекции эмоциональных нарушений .
  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Практики осознанности в развитии самосознания, коррекции и профилактике его нарушений
  • Эмоциональные нарушения у детей и подростков
  • В чем причина интеллектуальных и эмоциональных проблем наших детей?
  • Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Стресс - одна из причин развития сколиозов и нарушений чтения у школьников.
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • Влияние эмоциональных факторов на сердечно-сосудистую систему.
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Что такое проработка эмоциональных проблем?
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Примерный перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии двигательной сферы
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Эмоциональная привязанность к матери в младшем школьном возрасте
  • Проблемы энуреза в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пути их решения.
  • Некоторые аспекты проблемы нарушений пищевого поведения
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Гиперактивность в младшем школьном возрасте
  • Истерики в младшем школьном возрасте
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь