Гендерные особенности эмоциональных отклонений у старших подростков

 

Подростковый возраст является важным этапом в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Психологические трудности, а также эмоциональные (аффективные) расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства подростков [1, с. 54].

Подростковый возраст – это сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый качественными и количественными изменениями в психосексуальной, интеллектуальной и социальной областях [2, с. 7].

Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза. Можно считать доказанным, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от депрессии к экзальтации с настроением в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность [7,с. 98].

В основе изменений подросткового возраста лежат мощные биологические перестройки. На поведенческом уровне это проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности [2, с. 76].

По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, изучение 15 тысяч американских подростков в возрасте 14–15 лет посредством Миннесотского личностного теста (MMPI) показало, что вполне нормальные подростки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статистически нормальны [9,  с.54].

Развитие современного подростка происходит в условиях нарастания темпа жизни, урбанизации, информационных перегрузок, адинамии и т. п. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнения. По данным исследований [1; 2; 4; 9], у многих подростков наблюдаются эмоциональные состояния, искажающие процесс нормального развития, такие как тревога, стресс, сниженный эмоциональный тонус, агрессивные реакции. В некоторых случаях эти состояния могут привести к глубоким нарушениям личности и поведения.

При исследовании эмоциональных отклонений у подростков также следует обратить внимание на гендерный аспект, так как эмоциональные проявления у юношей и девушек различаются, и, следовательно, картина при эмоциональных нарушениях будет различной, также как и пути коррекции возникающих отклонений. Также следует учесть тот факт, что в современном мире отмечаются тенденции к феминизации юношей и маскулинизации девушек, а также рост количества молодых людей с андрогинными чертами характера, поэтому картина эмоциональной сферы может отличаться от той, что обрисована в исследованиях второй половины ХХ века. 

Под тревожностью мы понимаем негативное эмоциональное состояние, характеризующееся переживаниями, волнением, страхом. Различают ситуативную тревожность или тревогу и личностную тревожность как черту личности [8, с. 11].

Под агрессией мы понимаем любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [10, с. 43].

Депрессия рассматривается как когнитивное нарушение. У каждого человека в когнитивном функционировании имеется слабое место – «когнитивная уязвимость», которая может проявиться стрессовой, психотравмирующей ситуации как депрессивный синдром [6, с. 76].

В подростковом  возрасте могут проявляться повышенная тревожность, агрессивность, могут диагностироваться депрессивные реакции. Эмоциональные отклонения являются следствием и признаком остро протекающего подросткового кризиса и связаны с формированием «Я-концепции» [6, с. 23].

Целью нашего исследования стало изучение гендерных особенностей эмоциональных отклонений в подростковом возрасте. Мы предполагаем, что существуют гендерные особенности эмоциональных отклонений в старшем подростковом возрасте, а именно: девочки более склонны к тревожности и депрессии, а агрессивность свойственна и девочкам, и мальчикам старшего подросткового возраста.

Исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Черемшанская средняя общеобразовательная школа № 20».

В исследовании приняли участие 30 юношей и 30 девушек в возрасте 14-15 лет, учащиеся 9-х классов.

Были использованы методики: методика изучения тревожности Спилбергера-Ханина; шкала личностной тревожности А.М. Прихожан; методика изучения агрессивности Басса-Дарки; тест руки Вагнера; шкала депрессии А. Бека; опросник CDI.

В результате исследования по методике Спилберга-Ханина нами выявлены достоверные различия в уровне личностной и ситуативной тревожности юношей и девушек (р=0,05) – у девушек уровень тревожности достоверно выше. Девушки старшего подросткового возраста могут быть иметь склонность к тревожности, которая выражается всевозможными страхами, фобиями, излишним волнением в различных жизненных ситуациях.

Достоверные различия выявлены по всем шкалам методики А. Прихожан. Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к тревожности (р=0,05). При этом, девушки в большей степени, чем юноши, склонны к тревожности, которая связана с самооценкой, например, испытывают тревогу в ситуациях, которые могут негативно повлиять на самооценку – ситуации критики, испытания способностей и т.д. Также для девушек в большей степени, чем для юношей, значимым источником тревожности являются межличностные отношения – общение, дружба, любовь и т.д. Неудачи в межличностных отношениях переживаются девушками сильнее, чем юношами, и чаще вызывают тревогу. Магическая тревожность также достоверно выше у девушек, они чаще боятся различных потусторонних явлений, например, привидений, страшных историй и т.д. Эти показатели могут быть связаны с особенностями эмоциональной сферы девушек – их самооценка более хрупкая, зависит от оценок других, у них выше потребность в эмоциональных связях, выше эмоциональность и впечатлительность.

У юношей при этом  достоверно выше школьная тревожность (р=0,05), то есть они в большей степени, чем девушки, испытывают тревожность в ситуациях, связанных с учением.

Статистически значимые различия зафиксированы в пяти шкалах опросника Басса-Дарки: физическая агрессия, косвенная агрессия (р=0,01), вербальная агрессия, подозрительность, враждебность (р=0,05).

У юношей физическая агрессия существенно более выражена, чем у девушек. У девочек, в свою очередь, значимо выше такие показатели как косвенная агрессия, вербальная агрессия и подозрительность.

Это означает, что у юношей агрессия чаще всего выражается в физических действиях – ударах, шлепках и т.д., у девушек – в обидных прозвищах, ругательствах, крике, сплетнях, стремлении навредить окольными путями, а также они часто считают, что окружающие пытаются навредить им.

В общем уровне агрессии статистически значимых различий у девушек и юношей не выявлено, показатели индекса враждебности у девушек значимо выше, чем у юношей (на уровне р=0,01). То есть, девушки скорее склонны к враждебности, чем открытой агрессии. Возможно, эти различия детерминированы гендерными стереотипами: открытые проявления агрессии считаются неприемлемыми для слабого пола, в то время как грубость и демонстрация физической силы – это удел мужчин. Однако, по результатам многочисленных исследований, можно утверждать, что агрессивность в одинаковой мере присуща для обоих полов, различны лишь ее проявления.

Третье эмоциональное отклонение, которое нами исследовалось – это подростковая депрессия. По результатам двух методик выявлено, что у девушек достоверно выше показатели депрессии по сравнению с юношами (р=0,05). 

Таким образом, результаты нашего исследования говорят о том, что для девушек более характерны такие эмоциональные отклонения, как повышенная личностная тревожность, тревожность самооценочная, межличностная и магическая. Юноши менее склонны к тревоге, но для них имеют значения учебные ситуации. Агрессия характерна для обоих полов, различен лишь характер ее проявления. Депрессия – это также, скорее «женская болезнь», нежели мужская, хотя имеются данные, что депрессия у юношей сложнее поддается диагностике и коррекции.

По результатам проведенного исследования нами была разработана психологическая программа коррекции эмоциональных отклонений в старшем подростковом возрасте. Программа рассчитана на девять занятий, при этом учтен гендерный аспект – пять занятий являются общими, а четыре предназначены отдельно для юношей и отдельно для девушек. При разработке занятий для девушек больший упор сделать на коррекции и предупреждении формирования тревожности, формирование адекватной самооценки, профилактике депрессивных проявлений, а при разработке занятий для юношей – профилактике школьной тревожности, физической агрессии и девиантного поведения.

Основное содержание группового занятия составляют игры и психотехнические упражнения, а также психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие подросткового сообщества. В ходе занятия устанавливаются доверительные и доброжелательные отношения между участниками, приходит сотрудничество и взаимопомощь, наблюдаются разрешения различных ситуаций [3, с. 65].

Таким образом, нами были исследованы гендерные особенности проявления тревожности, агрессивности и депрессии в старшем подростковом возрасте, выявлены достоверные различия в проявлении эмоциональных нарушений в зависимости от пола испытуемых.

 

Список литературы

 

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В.. Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002. – 216 с.
  2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
  3. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПБ.: Издательство «Речь», 2005. – 176 с.
  4. Мафсон, Л., Моро Д. и др. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. – М.: ЭКСМО, 2003. - 320 с.
  5. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков по психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 336 с.: ил.
  6. Подольский, А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 202 с.
  7. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
  8. Реан, А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры тревожности у подростков. // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 2003. С. 6–7.
  9. Роль психобиологических характеристик юношеского возраста в формировании клинической картины депрессий и  особенностях терапии  / [М.  Я. Цуцульковская, Копейко  Г.  И., Олейчик И.  В., Владимирова Т.  В.] // Психиатрия.  — 2003.  — № 5. — С. 21—28.
  10. Романко, О.А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О.А. Романко // Психология обучения. - 2007. - №9. - С. 53-63.
  11. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М.: Генезис, 2003. – 138 с.: с илл. – (Психологическая работа с детьми).
  12. Семенюк,Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.
  13. Сидоров, К.Р. , Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013. № 1. С. 3-5.


Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей
  • Проблемы взаимоотношений юношей и девушек
  • Образ мужчины в представлениях современных девушек и юношей
  • Отношение к психологическому он-лайн консультированию у юношей и девушек
  • Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
  • Особенности представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости
  • исследование эмоциональных отклонений у подростков
  • Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Для милых девушек. Стратегии поведения в опасных ситуациях
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков и юношей с ОПФР
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Про "девушек в возрасте" с любовью и уважением
  • Генезис страха у детей младшего школьного, подросткового возрастов и юношей, возможности психологической работы
  • Особенности развития в подростковом возрасте. Рекомендации по взаимодействию
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Изменение агрессивности и тревожности в процессе групповой психотерапии
  • Теретические аспекты изучения эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте
  • Особенности стыда и тревожности в созависимых отношениях
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Самовосприятие и восприятие отношений в семье у девушек с расстройствами пищевого поведения (eng)
  • Научно-теоритические предпосылки изучения представлений о самосохранительном поведении у девушек
  • Об актуальности формирования представлений девушек 16-17 лет о самосохранительном поведении
  • Формирование нарциссического склада характера у девушек
  • Психокоррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь