|
Особенности представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелостиАвтор статьи: Екатерина Бирюкова
Статья написана в соавторстве с кандидатом психологических наук, доцентом, Богатыревой М.Б. Аннотация. В данной статье представлен анализ подходов к рассмотрению феномена свободы, содержатся материалы эмпирического исследования особенностей представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости. Возраст ранней зрелости является особо чувствительным к переживанию феномена свободы, т.к. характеризуется множеством жизненно важных задач и выборов с необходимостью принятия ответственности за их последствия. С одной стороны, молодой человек стремится к свободе. Новое социальное пространство, в котором он оказывается, ожидает и требует от него большей самостоятельности и независимости. С другой стороны социально-экономические условия в нашей стране не позволяют молодому индивидууму быть свободным, поскольку сохраняется финансовая и эмоциональная зависимость от родителей. Такое противоречие может привести к двум негативным последствиям: человек либо откажется от свободы выбора в своей жизни и полностью станет зависимым от окружающих, либо будет всячески стремиться подчеркнуть и защитить свою независимость в принятии решений. Однако само принятое решение зачастую может быть импульсивным и неосознанным. Особенно ярко данный конфликт проявляется у девушек в возрасте ранней зрелости и выражается в сложности выбора собственного пути. Б. Ливехуд указывает на обостряющуюся дилемму – рождение и воспитание ребенка или самореализация и построение карьеры [6]. В.Б. Мельникова упоминает теории женской автономии Н. Хёршман и Х. Ким, в рамках которых свобода женщины рассматривается как способность делать индивидуальный выбор и нести за него ответственность [7]. Таким образом, основной задачей психологического консультирования в начале этапа ранней зрелости может являться повышение личной осознанности и ответственности клиента за свою жизнь, что будет способствовать развитию в молодом человеке способности к свободному выбору. Особо значимая роль переживанию свободы как внутренней данности человека отводится в экзистенциально-гуманистическом направлении психологического консультирования (в частности в гештальт-подходе), где развитие осознавания свободы выбора, ощущения себя субъектом своей жизни, способности к принятию ответственности за себя и свои действия составляют сущность консультативной работы с клиентом [8, 11]. Анализ психологической литературы по данной проблематике позволил выявить:
- В классическом психоанализе человек рассматривается практически обреченным на несвободу, поскольку его поведение детерминировано социальными нормами и бессознательными инстинктами (Фрейд З.) [4]. Представители неофрейдистского направления оставляют больше надежды на свободу человека. Обретение свободы возможно через осознание всех бессознательных факторов (Адлер А., Берн Э., Юнг К.), а также в творчестве и чувстве единодушия с окружающими людьми (Фромм Э., Эриксон Э.) [4, 9]. - В бихевиоризме Дж. Уотсона и Б. Скиннера свободы и ответственности не существует. На поступки людей полностью влияют внешняя среда - стимулы, подкрепления (Уотсон Дж., Скиннер Б.) и прошлый опыт (Скиннер Б.). Авторы считают, что для благоприятного существования в обществе человека необходимо обучить адаптивным формам поведения [4, 10]. - В когнитивно-поведенческой психологии и психологическом консультировании свобода рассматривается, как способность осуществлять внутренний контроль над своим поведением, активность личности, независимость мысли, возможность самостоятельного выбора отношения к возникающим ситуациям (Бандура А., Истербрук Дж., Эллис А. и др.) [4, 8]. Свобода взаимосвязана с интеллектуальным развитием, образованностью и с особенностями обработки поступающей информации, т.е. характером восприятия происходящих событий (Бек А., Эллис А. и др.) [8]. - В экзистенциально-гуманистическом направлении (Мэй Р., Франкл В., Ялом И., Роджерс К., Маслоу А. и др.) свобода составляет сущность личности и основной принцип психологического консультирования. Данная категория рассматривается как способность к осознанному выбору, возможность быть самим собой, жить «здесь и сейчас»; нахождение собственного подлинного смысла жизни; принятие ответственности за то, каким человек себя выбрал, за свою судьбу [4, 11].
- Свобода изучалась, как способность человека приспосабливать окружающую среду к своим потребностям посредством проявления собственной активности; выбор, возможный благодаря творческому мышлению и процессам осознания; способность к принятию ответственности (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Бернштейн Н.А., Леонтьев Д.А. и др.) [4, 5]. - Феномен свободы исследовался с точки зрения стиля взаимодействия. Полученные результаты продемонстрировали высокую степень восприятия свободы при демократическом интегративном типе взаимодействия и низкую степень ощущения свободы при авторитарном типе взаимодействия (Кузьмина Е.И.) [4]. - Обнаружены гендерные различия в представлениях о свободе и несвободе. Результаты эмпирического исследования В.И. Атагунова показали, что юноши желают обладать большей степенью свободы, чем девушки. В отличие от юношей, у девушек имеют большую выраженность духовный и властный аспекты представления о свободе. Юношам больше характерно воспринимать несвободу как зависимость и подчинение, а для девушек данное понятие является более неоднородным [2]. - Исследовались особенности представления о свободе и несвободе у курсантов высших военных учебных заведений. В.И. Атагунов, О.А. Аникеенок и Р.И. Атагунов эмпирическим путем пришли к выводу, что строго регламентированная ситуация образования оказывает воздействие на характер понимания свободы и несвободы, а также интенсивность их переживания. Тем не менее, ко второму промежутку обучения различий в восприятии реальной и желаемой степени собственной свободы у курсантов и студентов не наблюдается [3].
На данном этапе происходит перестройка жизненных ценностей (особенно, смысла жизни), устойчивое формирование своего «Я» (Эриксон Э., Абрамова Г.С., Слободчиков В.И. и др.) [1, 10]. Важными задачами возраста ранней зрелости являются: создание семьи, освоение супружеских ролей, получение профессии, развитие профессиональных навыков, обретение самостоятельности, способности к осознанному выбору и принятию ответственности за свою жизнь (Эриксон Э., Шихи Г., Ливехуд Б. и др.) [6, 10]. Таким образом, анализ психологической литературы позволил уточнить определение и характеристики свободы. Свобода - внутреннее состояние человека, проявляющееся в признании авторства собственной жизни, осознании и принятии ответственности за нее и в непосредственной реализации личностью сделанного выбора (принятого решения). Характеристиками свободы являются: возможность самореализации, материальная независимость, ответственность, физическая независимость (отсутствие ограничений в передвижении), возможность творчества, независимость мысли и слова, психологическая целостность и т.д. Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение особенностей представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости. Задачами эмпирического исследования были:
Всего в исследовании приняли участие 55 испытуемых. В группу девушек возраста ранней зрелости вошли 30 респондентов: 20 студенток МГОУ 4 курса очного отделения факультета психологии, 10 студенток МГОУ 4 курса очного отделения факультета филологии. Возраст испытуемых – от 20 до 23 лет. В группу юношей возраста ранней зрелости вошли 25 респондентов: 22 курсанта ВУ МО РФ, 3 студента МГОУ 4 курса очного отделения факультета психологии. Возраст испытуемых – от 21 до 25 лет. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ психологической литературы, методы обработки информации - статистический анализ по U-критерию Манна-Уитни, качественно-количественный контент-анализ; методики - «Психосемантическая шкала по восприятию субъективного уровня собственной свободы» В.И. Атагунова, «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, мини-эссе «Ваше представление о свободе». По методике «Психосемантическая шкала по восприятию субъективного уровня собственной свободы» В.И. Атагунова нами были получены статистически-значимые различия между девушками и юношами возраста ранней зрелости в восприятии собственного уровня реальной свободы (R=,000). У девушек уровень реальной свободы выше, они ощущают себя, в настоящий момент времени, более свободными, чем юноши. По нашим предположениям это связано с тем, что у юношей более регламентированный образ жизни, т.к. их обучение имеет военную направленность, кроме того социум возлагает на юношей более высокие обязательства и ответственность. В восприятии уровня желаемой свободы значимых различий между двумя выборками не выявлено (R=,172). Нами были выявлены статистически значимые различия между реальной и желаемой свободой у девушек и юношей в возрасте ранней зрелости (R=,003). У девушек разница между реальной и желаемой свободой меньше выражена. Данный показатель может объясняться отсутствием у девушек внутреннего конфликта между реальной и желаемой степенью обладания свободы, в то время как юноши переживают состояние фрустрации, связанное с ограничителями свободы. Сравнительный анализ результатов в двух группах по методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева выявил статистически значимые различия только по шкале «процесс жизни» (R=,080). У девушек уровень процесса жизни выражен выше. В отличие от юношей девушки более удовлетворены своей жизнью в настоящем, воспринимают ее как эмоционально насыщенную, наполненную смыслом и обладают большей свободой выбора в принятии решений. Проведенный контекстуальный анализ мини-эссе «Ваше представление о свободе» позволил выявить представления испытуемых о свободе, о внешней и внутренней свободе. Девушки возраста ранней зрелости в большей степени воспринимают свободу как ответственность (34%) и независимость (27%), что может объясняться особенностями данного возрастного периода, которые связаны со стремлением к большей самостоятельности, независимости и обустройству своего будущего, но, при этом, одновременно побуждают личность к принятию ответственности за процесс своей жизни. Для юношей больше характерно восприятие свободы как независимости (48%), но, в отличие от девушек, в меньшей степени как ответственности (17%), что, можно предположить, связано со спецификой военного образования. Внутренняя свобода девушками, также как и юношами больше рассматривается как независимость (33%, 29%) и связана с эмоциональными переживаниями (37%, 29%) – «свобода от тягостных переживаний», «внутренних конфликтов»; «чувство гармонии с самим собой», отсутствие привязанности, свобода чувств, «счастье, радость, возможность ко всему» и т.д. Однако следует отметить, что эмоциональные переживания, которыми наши испытуемые характеризуют внутреннюю свободу, отражают исключительно положительное, спокойное или радостное состояние, при этом избегается и не признается чувство тревоги, составляющее сущность свободы. Девушки (48%) и юноши (44%) в возрасте ранней зрелости имеют больше представлений о внешней свободе как о независимости – физической, поступков. Девушками также внешняя свобода зачастую понималась как материальная независимость и «свобода от давления окружающей среды». В 3-компонентной структуре представления девушек в возрасте ранней зрелости о свободе наибольший процент упоминаний относится к категории «свобода» (40%). Преобладание высказываний о внутренней свободе (35%) над упоминаниями о внешней свободе (25%) свидетельствует о восприятии девушками свободы, в большей степени, как внутреннего свойства человека. Допустимо предположить, что это связано с особенностью психологического и гуманитарного образования девушек. В 3-компонентной структуре представления юношей в возрасте ранней зрелости о свободе наибольший процент упоминаний относится к категории «свобода» (40%), что может объясняться тем, что данное понятие более обширное, в то время как «внутренняя свобода» (30%) и «внешняя свобода» (30%) являются более определенными понятиями, рассматривающими конкретные составляющие свободы. Были обнаружены статистически-значимые различия по U-критерию Манна-Уитни между упоминаниями девушек и юношей в возрасте ранней зрелости по категориям «свобода» и «внутренняя свобода». У девушек категории «свобода» и «внутренняя свобода» содержат больше высказываний и сильнее выражены. По нашим предположениям это связано с достаточно различной ситуацией образования и дальнейшим родом профессиональной деятельности у девушек и юношей. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что особенности представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости проявляются, с одной стороны, в наличии удовлетворенности между желаемой и реальной свободой, с другой стороны, стремлением к независимости, самостоятельности, свободному выбору. Все вышесказанное подчеркивает актуальность поиска форм консультативной помощи девушкам в переживании внутриличностного конфликта рождения и воспитания ребенка или самореализации и построения карьеры.
Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672с. 2. Атагунов В.И. Гендерные различия в восприятии «свободы» и «несвободы» // Казанский педагогический журнал. 2009. №11. – электронный ресурс. 3. Атагунов В.И., Аникеенок О.А., Атагунов Р.И. Особенности представлений о «свободе» и «несвободе» курсантов высших военных учебных заведений // Вестник Военного университета. - 2010. - № 2 (22). - С. 152 – 157. 4. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2007. – 336 с. 5. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. – 2000. - Том 21, №1. 6. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие человека между детством и старостью / Пер. с нем. – Калуга: Духовное познание, 1994. – 217с. 7. Мельникова В.Б. Автономия личности: обзор зарубежных подходов к проблематике // Психологические исследования. - 2014. - Том 7 №37. 8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с. 9. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ. – М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. – 571с. 10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с. 11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2014 – 576 с.
Выходные данные статьи: Бирюкова Е.В., Богатырева М.Б. Особенности представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости // Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции «XIII Левитовские чтения» (г. Москва, 18-19 апреля 2018 года): [в 2 т.] / ред. колл. Т.Н. Мельников и др.; отв. ред. М.Б. Зацепина. – М.: «Перспектива», 2018. [Электронное издание. Ссылка доступа: https://goo.gl/ysvRST] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|