|
Особенности коррекционной работы с подростками в местах лишения свободыАвтор статьи: Чернякова Наталья Леонидовна
Статья посвящена вопросу девиантного и делинквентного поведения у подростков. Представлена краткая статистика детской преступности в нашей стране. Рассмотрена взаимосвязь девиантного поведения с психической депривацией у подростков. Представлены методы коррекционной работы с воспитанниками в местах лишения свободы. Особое внимание уделено методам сказкотерапии. Представленные случаи по работе с применением сказкотерапии. Выявлена эффективность использования данного метода в процессе диагностики и психологической коррекции личности воспитанников. Ключевые слова: воспитанники, девиантные подростки, депривация, психологическая коррекция, сказкотерапия, рефлексия. Проблема подростковой преступности остается актуальной, и специалисты различных сфер ищут новые методы профилактики и коррекции деструктивного поведения личности малолетнего преступника. По статистическим данным в 2012 году в Украине насчитывалось около 14 тыс. Подростков, совершивших преступление. Половина общего количества малолетних преступников имеют средний возраст 17 лет. И 14238 преступлений было совершено подростками, не достигшими 18 лет [8]. «В течение первого квартала 2014 уровень преступности среди несовершеннолетних вырос на 57,1%», «Больше половины из 1,2 тысячи совершенных преступлений - тяжкие и особо тяжкие. Около 400 подростков совершили преступления повторно »[9]. Газета «Закон и бизнес» приводит мнение Министерства образования и науки о причинах детской преступности: «недостаточный жизненный опыт, склонность к подражанию взрослых, вера в безнаказанность, недостаточный уровень самокритичному отношение к собственным поступкам, употребление спиртных напитков или наркотических веществ, а также бесконтрольность со стороны воспитателей, недостаточный уровень профилактической работы с несовершеннолетними и т.д. »[9]. В большинстве случаев подростковая преступность совершается детьми из «проблемных» семей. Семейное неблагополучие является тем фактором, который способствует развитию деструктивного и делинквентного поведения подростка. Хочется обратить внимание на семейные конфликты, которые носят хронический характер, что является причиной патохарактерологического развития ребенка. Также «проблемность» означает и то, что интересы и потребности ребенка в семье удовлетворялись в малой степени, а также отсутствовал эмоциональный контакт ребенка и родителей, то есть ребенок прибывал в психической депривации [4]. Психическая депривация провоцирует такие изменения в структуре личности: снижение интеллектуальных способностей, ослабление волевых качеств, чувства собственной неполноценности, нарушение привязанности. Е. И. Рогов считает, что депривация провоцирует девиантное поведение. А уже этот фактор накладываются другие, такие как: экономические, социальные, культурные и др. [5, с. 13-14, 21]. Эмоциональная депривация ведет к нарушениям не только проявляется в социуме, но и к искажению Я-концепции, к психологическому переживания «плохости» собственного Я, а, следовательно, искажение самосознания. Важную роль в данной ситуации играет наличие эмоционального контакта ребенка и родителей. Если ребенок воспитывается в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него ощущение собственной вины, формирует негативное отношение к внешнему миру. По мнению Э. Эриксона цель развития личности в подростковом возрасте - приобретение или потеря собственного Я, а также формирование чувства идентичности, или отчуждения и непризнания [6, с. 32,33]. Достигая подросткового возраста, ребенок претерпевает качественные изменения. Известно, что подростковый возраст является кризисным периодом, это так называемый «мостик» между «Я» -ребенком и «Я» - взрослым. И основная особенность этого возраста - это приобретение собственного «Я». В этом возрасте происходят метаморфозы, как на физическом, так и на психологическом уровнях. Подросток чувствует себя взрослым, но его несостоятельность во многих сферах, говорит об обратном. Растет критическое суждение относительно самого себя с одной стороны и самообожание - с другой. То есть самооценка становится плавающей, нестабильной. Желание быть независимым от родителей, вызывает конфликт, как внутриличностный, так и в отношениях с родителями. В этом возрасте ориентация направлена на сверстников, которые являются той референтной группой, законам которой подчиняется подросток. Г. Кэплан в своих работах исследовал взаимосвязь между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Подросток, желая поднять уровень самоуважения принимает участие в антисоциальных действиях, примыкает к группе сверстников с таким же направленностью, его целью является самоутверждение и повышение своего психологического статуса. Проще говоря, для него важно найти то признание, которое он не получил в семье. И, как правило, подростки, находящиеся в местах лишения свободы, таким образом, повышают собственную самооценку и приобретают самоуважение. Также Г. Кэплан указывает на то, что подросток желает соответствовать требованиям общества, но в силу разных причин, будь то проблема идентичности, социальные условия, недостаток материальных ресурсов, отсутствие социальной адаптации и т.д., он не в состоянии это сделать [3 , с. 252-254]. И тогда он ищет другие пути самореализации. В случае с девиантным подростками самоактуализация и социализация перекрыты, вследствие психической депривации, которая также препятствует развитию самосознания и рефлексии. В своей статье «Современные подходы к пониманию термина« рефлексия »Безгина Ю.Б. обращает внимание на то, что «в большинстве исследований рефлексия понимается как процесс осмысления и переосмысления человеком своих отношений с предметно-социальным миром. Они проявляются в ходе его общения с другими людьми, активного освоения норм и средств различных деятельностей, выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, а с другой - в выработке более адекватных знаний о мире с их дальнейшем воплощением в виде конкретных действий »[1, с. 38]. Именно процесс рефлексии в девиантных подростков является проблемой, которая на сегодняшний день мало изучена, таким образом, является актуальным дальнейшее изучение методов развития рефлексивности воспитанников колоний, в рамках пенитенциарной системы. На базе Куряжской воспитательной колонии мы проводим коррекционную работу с воспитанниками, то есть с подростками с деструктивными формами поведения. В работе используются методы диагностики, профилактики и психокоррекции. К методам психокоррекции мы относим личные беседы и консультации, а также различные виды психотерапии. Подробнее мы рассмотрим такое направление работы, как сказкотерпия, который является прекрасным инструментом. Сказкотерапия может быть как диагностическим методом, так и коррекционным, она способствует развитию самосознания и рефлексии у воспитанников. Еще на стадии диагностики личности воспитанников мы обсуждаем полученные результаты непосредственно с ними, если это не несет угрозы их психическому здоровью. Приведу пример, когда используем рисуночный метод «несуществующее животное», мы говорим об этом животном, спрашиваем, о его друзьях, любимой еде. Вопросы могут быть очень разнообразными. Уже на этом этапе можно определить, насколько подросток рефлексивный. Рисунок может носить агрессивный характер, повышенную тревожность, страх, а в характеристике «животные», воспитанник ничего подобно не указал. Конечно, это может быть связано и с нежеланием в данный момент открываться, в силу формирующегося чувство доверия к психологу, потому что на это потребуется некоторое время, но могу сказать, что большинство из подростков не осознают, в каком эмоциональном состоянии они находятся. И это касается не только эмоциональной составляющей, но и самосознания в целом. И для воспитанников иногда становится открытием, то, что они о себе узнают от психолога. Метод, который, на мой взгляд, позволяет работать эффективно, это сказкотерапия. Она развивает познавательные процессы, прививает морально-этические ценности, и способствует формированию самосознания и рефлексии подростка. Привлекательность этого метода в том, что его можно использовать не только высококвалифицированным специалистам, но и тем, кто только начинает свою профессиональную деятельность, как психолог. Благодаря сказке создается контекст, в котором происходит перенос внутреннего мира подростка на сюжет сказки. Благодаря чему включаются процессы, направленные на активизацию потенциальных личностных структур. К. Бремс отмечает, что рассказывание историй очень терапевтически влияет на детей [2]. Подбирать нужно сказки, чтобы они соответствовали культурной принадлежности личности ребенка, его исторических корней. Подросткам сложно говорить о своих проблемах открыто. В сказке все просто. История не цепляет лично. Она снимает защиту и создает атмосферу доверия между подростком и психологом. Возникает зона безопасности, которая способствует активации познавательной активности и включения в процесс. Интересно слушать и наблюдать, как ребята делятся своими интерпретациями одной и той же сказки. Приведу пример работы с воспитанниками. Задача состояла в том, что нужно было придумать сказку на любую тему, с любыми героями. Основным условием задачи, это придумать уныкальний текст сказки. Ребята прекрасно справились с заданием. Они по очереди читали сказки и мы вместе обсуждали, высказывался каждый. Один из ребят написал сказку о мухе, которая была пустой и одинокой, но однажды она познакомилась с пчелой, которая занималась добыванием меда и муха почувствовала себя еще более бесполезной. Когда я спросила, а почему муха чувствует себя одинокой, воспитанник ответил, потому что она зеленая и у нее никого нет. В этом эпизоде мы видим проективный механизм, когда личный опыт и самоощущение проецируются на сюжет сказки. В данном случае сказка была использована как для диагностики так и для терапевтического воздействия. Еще один пример работы с прибывшими воспитанниками. Этап состоял из двух подростков, не достигших совершеннолетия. При личной беседе один из ребят сказал, что он сирота - маму лишили родительских прав, за злоупотребление алкогольных напитков, бабушка, присматривалась за парнем, умерла в 2013 году, судили его за кражу, пояснил, что стипендии не хватало, поэтому совершил преступление. Второй парень - из семьи, в которой родители развелись, и через некоторое время появился отчим; есть брат, с двумя высшими образованиями. Итак, во время проведения сказкотерапии первый воспитанник сказал, что смысл сказки в дружной семье и материальном благополучии, для второго - смысл в неуловимом стремлении к совершенству. Когда я спросила, а на что похожа эта совершенство, он ответил: «на брата». Даже из этого маленького эпизода мы видим, что такие культурные ценности как полноценная семья, экономическая стабильность, стремление к саморазвитию важные для воспитанников, несмотря на то, что они «пропитаны» уголовного культурой и теми понятиями, которые она предлагает. Относительно этой ситуации, мы видим, на какие ценности мы можем ориентироваться, осуществляя коррекцию личности. Я часто обращаю внимание воспитанников на те высказывания, которые они произносят, интерпретируя сказку, я повторяю их слова, при этом переспрашиваю, правильно ли я их поняла. Для того чтобы их высказывания приобретали сознания, и это способствовало развитию рефлексии. Таким образом, развитие процесса рефлексии в девиантных подростков может влиять на снижение рецидивов преступлений, благодаря расширению знаний о мире, о себе и о других, открытию и усвоению нравственных законов, осознанию причин и последствий определенных событий и собственного поведения. 2. Бремс К., Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К .// пер.с англ. Ю.Брянцевой - второй изд., Междунар.- Москва: Эксмо - пресс, 2002. - 639с. 3. Кон И.С. Психология ранней юности / Кон И.С. - М .: Просвещение, 1989 г. - 255с. 4. Лангмейер И., Матейчек С., Психическая депривация в детском возрасте / Лангмейер И., Матейчек С. - Прага: Авиценум 1984 г. (с.17-60, 244-258). Режим доступа: http://gestalt-taganrog.ru/articles/deprivatio1.shtml 5. Рогов И.А., Настольная книга практического психолога в образовании / Рогов И.А. // Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., Перераб. и доп. - М .: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с. 6. Эриксон Э., Идентичность: юность, кризис / Эриксон Э. // пер. с англ. общ.ред.ы предисл. Толстых А. В. - М .: Издательская группа Прогресс, 1996 г. - 344с. Режим доступа: psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfiled=147 7. Рассудово Л. А., Процесс рефлексии в девиантных подростков / Рассудово Л. А. // Текст научной статьи по специальности психология, периодическое издание, № 7/2012 г. 8. Бывший В., малолетний преступности МОН предлагает противопостав просветительства и службы примирения / Колишный В .// периодическое издание, Закон и Бизнес, №29 (1119) 20.07-26.07.2013. 9. Закон и Бизнес, Уровень детской преступности в Украине вырос на 57% - ГПУ, 29.04.2014 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|