Особенности формирования самосознания подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа

В последнее время в учебный процесс все активнее внедряются инновационные технологии. Вместе с тем идет дифференциация образовательных учреждений в плане разделения математических, гуманитарных, технических направлений в обучении. Инновации и дифференцированное обучение, несомненно, влияют на развитие учащихся. Согласно работам Панова В.И., Рубцова В.В., Ясвина В.А., Слободчикова В.И. и других психологов, изменения самосознания, личности учащихся обусловлены особенностями той образовательной среды, в которой они находятся. Самосознание – психический процесс, результат социального взаимодействия индивида и его окружения. Человеческое “Я” меняется вместе с изменением условий его жизни, поэтому является необходимым изучение особенностей самосознания юношей и девушек в связи с условиями образовательной среды.

Понятие “среда” произошло благодаря идеям экологической психологии в 70-е годы XX века. Педагоги и психологи, используя понятие “образовательная среда”, хотят подчеркнуть, что обучение, воспитание, развитие и социализация ребенка происходят под воздействием обучающих и воспитательных действий и в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей. Образование же является итогом действия широкого спектра факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.). Уже само понятие “образовательная среда” подчеркивает наличие широкого спектра факторов, определяющих направление обучения, воспитания и развития личности. Существуют различные модели образовательной среды:

Эколого-личностная (В.А. Ясвин) представляет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу и возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Следующая модель, коммуникативно-ориентированная (В.В. Рубцов), представляет образовательную среду как форму сотрудничества, которая создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися.

В отличие от предыдущих, в антрополого-психологической модели (В.И. Слободчиков) образовательная среда – это динамическое образование, являющихся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.

Психодидактическая модель, по мнению Панова В.И. является близкой к вышеперечисленным подходам. Приверженцами этого подхода являются В.В. Давыдов, В.А. Орлов, ими образовательная среда понимается как система влияний и условий, которые создают возможность как для раскрытия не проявившихся способностей учащихся и педагогов, так для развития уже проявившихся у них способностей, в соответсвии с их природными задатками, интересами и склонностями с одной стороны, образовательными целями данного учреждения – с другой.

Экопсихологический подход (В.И. Панов) под образовательной средой понимает систему педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия непроявившихся интересов и способностей, так и для развития уже имеющихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

Несмотря на различия в понимании образовательной среды, авторы имеют точки соприкосновения взглядов:

  • понимают образовательную среду как совокупность факторов влияний и условий;
  • в качестве компонентов среды выступают пространственно-предметные условия, характер взаимоотношения субъектов образовательного процесса, формы и методы обучения;
  • авторы едины во мнении о необходимости постоянного мониторинга состояния образовательной среды и в зависимости от его результатов, внесения изменения в учебный процесс.

В 2009 году нами был получен социальный заказ от психологических служб одного из лицеев г. Ижевска Удмуртской республики и сельской средней общеобразовательной школы на исследование особенностей самосознания старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа.

Работа была выполнена под научным руководством кандидата психологических наук, профессора Удмуртского государственного университета Казанцевой Галины Николаевны.

В исследовании приняли участие учащиеся 11-х классов общеобразовательных учреждений: сельской средней общеобразовательной школы”, школы-интерната среднего общего образования и один из лицеев г. Ижевска (всего 87 человек из 4 классов). Мы предположили, что психологические условия образовательной среды образовательных учреждений разного типа различны; выраженность компонентов самосознания юношей выше и самосознание более структурировано в таких образовательных учреждениях, как лицей и школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов, а сами эти компоненты связаны с выраженностью психологических условий образовательной среды. Для достижения целей исследования старшеклассники были разделены на 4 группы (1, 2, 3 и 3А). В первые две группы вошли учащиеся средней школы и школы – интерната. Учащиеся последних двух групп обучаются в одном лицее, но разное количество лет: в группе 3 оказались старшеклассники, обучающиеся в лицее с первого класса, в группе 3А – школьники, обучающиеся в лицее второй год.

Для достижения поставленных нами задач мы использовали следующие методики:

  • Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
  • “Тест смысложизненных ориентаций” Д.А. Леонтьева.
  • “Методика исследования самоотношения” С.Р. Пантилеева.
  • Методика диагностики психологических условий образовательной среды Н.П. Бадьиной, которая была представлена на Фестивале “Открытый урок” в 2005 году.

Последняя методика интересна тем, что позволяет оценить выраженность в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:

  1. интенсивность образовательной среды;
  2. эмоционально-психологический климат;
  3. удовлетворенность образовательной средой;
  4. демократичность образовательной среды;
  5. содействие формированию познавательной мотивации;
  6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

В результате исследования нами были получены следующие данные.

Психологические условия образовательной среды образовательных учреждений разного типа действительно различны: “удовлетворенность образовательной средой”, “демократичность”, “содействие формированию познавательной мотивации” и “качество обучения” учениками Республиканской школы-интерната оцениваются учащимися выше. Показатели свидетельствуют, что в одном образовательном учреждении у отдельно взятого класса складывается своя особая образовательная среда, несмотря на неизменный педагогический состав и систему учебно-воспитательной работы. Основную причину различий мы видим в длительности обучения учащихся в лицее и, соответственно, в длительности и интенсивности воздействий на них психологических условий образовательной среды.

Наибольшее количество различий в компонентах самосознания получено при сравнении групп 2 и 3, 2 и 3А (воспитанники школы-интерната и учащиеся лицея). Значимые различия выявлены по таким показателям, как самооценка успешности, общительности, активности, ответственности, уверенности в себе; показателям теста смысложизненных ориентаций “цели в жизни”, “удовлетворенность самореализацией”, “локус контроля – Я”; по показателям методики исследования самоотношения “закрытость”, “самоуверенность”, “саморуководство”, “самоценность”, “самопривязанность”, “внутренняя конфликтность”, “самообвинение”. В группах учащихся Лицея значения по указанным показателям выше, чем в группе учащихся республиканской школы-интернат, за исключением показателей “внутренняя конфликтность” и “самообвинение” (в группах 3 и 3А они ниже).

Теснота связей между изучаемыми компонентами самосознания свидетельствует о целостности и большей структурированности самосознания старшеклассников, обучающихся в лицее, в наименьшей степени структурировано самосознание учащихся Республиканской школы-интерната.

Наибольшее количество связей психологические условия образовательной среды имеют с показателями СЖО. Это означает, что рассматриваемые нами условия образовательной среды связаны прежде всего со смысложизненными ориентациями школьников. Практически во всех изучаемых группах психологические условия образовательной среды имеют связи с самооценкой успешности и активности старшеклассников (за исключением группы 3А).

В целом, связи психологических условий среды и компонентов самосознания сложны и неоднозначны.

Результаты исследования были обсуждены на педагогических советах и использованы в лицее и средней общеобразовательной школе с целью коррекции учебно-воспитательного процесса в связи с условиями образовательной среды и развитием самосознания школьников.



Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Концепция Маслоу в диагностике образовательной среды
  • Создание Безопасной Информационной Среды в образовательных учреждениях
  • Условия формирования базового социального опыта в дошкольной образовательной организации
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.
  • Психологическое пространство в современной образовательной среде
  • Плей-Бек театр в образовательной среде
  • 4 способа создания среды для достижения желаемого
  • Об образовательной кинесиологии
  • Мини тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде»
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Руководство по защите прав детей с ОВЗ в образовательной организации
  • Личностные изменения приводят к давлению среды
  • «Воровские понятия», как способ самоорганизации подростковой среды
  • Счастье, как способ восприятия среды. Рассуждения психолога.
  • Механизмы психологической защиты в условиях стрессогенной среды
  • О пользе принимающей среды.
  • Развиваем ребенка .Создание развивающей среды дома.
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Психическое загрязнение окружающей среды.
  • Групповая терапия: вмешательство ведущего с целью создания и сохранения терапевтической среды
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Эффективность через дизайн среды обитания
  • Террор среды или «Nicht hervortreten!»
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Проблемность школьной среды. Первичное урегулирование конфликтов.
  • Занятие с детьми 5-6 лет с ЗПР с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • «Питательные Среды» или мой опыт преодоления профессионального выгорания.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь