Групповая терапия: вмешательство ведущего с целью создания и сохранения терапевтической среды

В этой статье я рассмотрю групповую терапию и вмешательство ведущего группы с целью создания и сохранения терапевтической среды.

Ведущий психотерапевтической группы имеет сво­ей целью не только предоставление психотерапевтических услуг каждому пациенту, но и создание терапевтической сре­ды в группе в целом. Поэтому у ведущего две задачи: ему необходимо контролиро­вать и каждого участника по отдельности, и группу как целое. 

Потребности группы не всегда могут совпадать с потребнос­тями конкретного участника, хотя в дальнейшей перспективе потребности участников будут полнее удовлетворяться как раз путем создания терапевтической среды в группе и развития группы как средства психотерапии. Развитие  группы как целого и превращение её в терапевтический помогающий инструмент - это и есть основная задача, которую ставит перед собой ведущий долгосрочной терапевтической группы. Решив эту задачу, ведущий уходит на второй план, и на этой стадии процесса участники говорят, что посещают групповую терапию не ради персоналии именно этого ведущего, а «ради самой группы».

Групповая терапия вмешательство ведущего с целью создания и сохранения терапевтической среды
Большинство психотера­певтов уверено, что применение методов групп-анализа, за которые высказы­вался Зигмунд Фулкс, приведет к созданию благоприятной терапев­тической среды и эффективной психотерапевтической груп­пы. 

Тем не менее в группе могут происходить и деструктивные процессы, которые на короткий или длительный период спо­собны сделать и группу, и среду в лучшем случае нетерапев­тическими, а в худшем — вредоносными и разрушительными как для участников, так и для самого ведущего.

Руководитель осуществляет в своей группе фасилитацию на разных стадиях — формирования группы, ее консолидации, работы с группой и окончания терапии. Обязанность руково­дителя сводится к проведению вмешательств, соответству­ющих конкретной стадии. В краткосрочной закрытой группе психотерапевт способен достаточно четко определить свои за­дачи. В долгосрочной, медленно развивающейся открытой груп­пе промежуточные стадии растягиваются, в течение них про­исходят выходы из группы и принятие новых членов. Выход и вход новых участников группы могут вызывать различные последствия: так чаще всего выражается присущая группе в целом тенденция регрессировать к начальным стадиям своего развития, после чего процесс обретения зрелости идет с ускорением. 

Руководитель выбирает способ своего вмешательства в зависимости от того, что происходит в группе. Наиболее очевидной задачей психо­терапевта здесь является фасилитация процесса расставания с уходящими членами. В то же время новым участникам по­ требуется защита от других членов группы, которые недобро­желательно отнесутся к приходу новичков — как при появле­нии в «счастливой семье» нового ребенка.

Ведущие групп, работящие в краткосрочном формате нескольких месяцев, таким образом часто не завершают стадию формирования «группы как целого» и таким образом «не собирают дивиденды» от своей работы. По многочисленным практическим наблюдениям, стабильная групповая  матрица формируется после 10-20 групповых часов - что соответствует примерно 2-4 месяцам при сеттинге 1,5 часа / 1 раз в неделю. В удачном случае, если Группа сформирована из подготовленных высокофункциональных участников, матрица формируется быстрее. Если же стадия отбора кандидатов в группу была пройдена с допущениями, то формирующаяся  матрица будет по ходу «выбраковывать» из группы неподходящих членов, и этот процесс затягивается на несколько месяцев. «Расслабиться» и опереться на группу как на терапевтический инструмент ведущий сможет лишь после окончания «болтанки» и перехода в рабочий терапевтический режим. В дальнейшем его вмешательства будут требоваться все реже - для коррекции курса.

Итак, роль группового ведущего весьма сложна и ответственна. В этой статье я кратко коснулась основной задачи ведущего долгосрочной терапевтической группы - создании особой терапевтической среды. На моей групповой супервизии для ведущих групп я предлагаю участникам-ведущим групп рассмотреть кейсы и краткосрочной, и долгосрочной работы - тогда ведущие наглядно видят, как сложна эта самая первая стадия формирования группы и сколько пользы получают участники позднее, когда группа «настроена» и работает как инструмент.



Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Правила терапевтической группы
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Как получить пользу от терапевтической группы?
  • Первичное собеседование с участником терапевтической группы
  • Приручить стыд. Ценность терапевтической группы.
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Посещаемость и пунктуальность психотерапевтической группы
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Протокол психотерапевтической группы с больными шизофренией
  • Мои дети выросли ... (набор психотерапевтической группы)
  • Креативная игра “Счастливый случай” как инструмент разрешения проблем малой группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь