|
Креативная игра “Счастливый случай” как инструмент разрешения проблем малой группыАвтор статьи: Майсак Надежда Васильевна
На ежегодном саммите психологов в Санкт-Петербурге (2013) я проводила мастер-класс с использованием креативной техники «Счастливый случай», которой хочу поделиться с психологами, тренерами и бизнес-консультантами. См.: Мартин Компаньон, Дидье Нуайе. Креативный подход в командной работе. (Серия «Шпаргалки для менеджеров»). – М.: Претекст, 2007. – С. 30-31. Цель данной групповой игры состоит в использовании креативного подхода для решения любой актуальной проблемы малой группы (семьи, профессионального коллектива, студенческой группы и др.). Задачи креативной игры:
Ход игры: 1. Озвучивается актуальная проблема, над решением которой будет работать группа. Так, участники моего мастер-класса на саммите в Санкт-Петербурге проголосовали за нахождение ответов на вопрос «Как сохранить семейное счастье на долгие годы?». На Международной конференции по внедрению стандартов CDIO, проходившей в Астраханском государственном университете, присутствующие на практико-ориентированной секции решали такой вопрос: «Как формировать лидеров изменений в организации?». На своих занятиях в вузе мы со студентами ставим следующие вопросы: «Как обеспечить самообучение и саморазвитие в течение жизни?», «Как преодолеть эмоциональное выгорание?», «Как воспитать развитого ребенка?», «Как сохранить работоспособность на долгие годы?», «Как мотивировать сотрудников на эффективную работу?», «Как сформировать психологически комфортную и безопасную образовательную среду?» и др. 2. Группа участников делится на подгруппы, каждая из которых «выбирает» для дальнейшего описания любое сложное техническое устройство: бытовой прибор (например, микроволновую печь, холодильник, утюг, электрочайник), компьютер, мобильный телефон, машину и пр. (Я обычно раздаю картинки с изображением этих устройств и вокруг них на листе бумаги появляются яркие работы, включающие ответы на поставленный вопрос). 3. Далее письменно необходимо составить список всех деталей и аксессуаров выбранного прибора. 4. Напротив списка деталей и аксессуаров надо записать функции, которые они обеспечивают для работы выбранного прибора. 5. Затем с помощью ассоциативного мышления перенести толкование этих функций в поле решения поставленной проблемы. Перенос толкования на проблему обязателен, в нем состоит смысл креативного упражнения! Итак, в начале игры намеренно отдаляясь от проблемы, участники выходят из традиционного русла «реки Мышление» в «рукав творчества». Обогатившись там идеями, они возвращаются в привычное русло и получают разнообразные ответы на интересующий вопрос. В конце игры варианты ответов можно проранжировать по степени важности для Вас лично (особенно если Вы – менеджер), для группы или организации, а также по быстроте внедрения, легкости реализации, по нестандартности или другим критериям. В учебном процессе игру целесообразно использовать на заключительном этапе изучения дисциплины. Я использую данную игру в рамках таких вузовских дисциплин, как: Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды; Социализация детей и подростков; Организация деятельности психологической службы; Организационная культура и лидерство; Психология воспитания лидера; Этика государственной и муниципальной службы и др. Попробуйте, результат игры убедителен, и играть Вам действительно понравится! На фото: "шедевр" подгруппы, выбравшей для креативной работы "стиральную машину". На фото: доска с вариантами решений, озвученных всеми подгруппами участников. Психолог-консультант в Астрахани Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|