Лидерство определяется как психологическая характеристика поведения отдельных членов группы; как процесс влияния через способности, умения или другие ресурсы, необходимые людям.
Подход личностных черт и качеств (теория «великих людей») заключается в том, что лидер обладает некоторыми определенными качествами, врождёнными и неподдающимися развитию в ранних теориях и приобретенными в более поздних. Список потенциально важных качеств успешного лидера практически бесконечен, что не дает возможности создать единственно верный образ лидера. Большинство рассматриваемых характеристик лидера можно развивать, используя навыковые тренинги, мастер-классы и специализированное обучение.
На данный момент не выявлены конкретные качества, являющиеся определяющими для эффективного лидерства. Так же не найдена значимая взаимосвязь между лидерством и конкретными качествами. Таким образом, данный подход недостаточно применим на практике как при развитии лидеров в организации, так и в диагностических целях.
Поведенческий (бихевиористский) подход заключается в том, что поведение лидера можно описать одним из стилей: авторитарным (директивным), демократическим (коллегиальным, промежуточным), либеральным (попустительским). Авторитарный стиль предполагает конкретизацию содержания необходимой деятельности, способов выполнения и жесткие временные рамки, а подчиненные характеризуются низкой мотивацией, повышенной тревожностью и стериотипностью при выводе деятельности. Демократический стиль предполагает активное участие лидера в деятельности группы, помощь подчиненным, и принятие решения, в обсуждении которого участвовала вся группа, члены которой мотивированы, вовлечены в деятельность и креативны. Либеральный стиль предполагает пассивное поведение лидера, передачу полномочий принятия решений подчиненным, которые, в свою очередь, ожидают требований и распоряжений, непродуктивно работают самостоятельно и неохотно и неэффективно сотрудничают.
Оптимальным по соотношению количественных и качественных показателей результатов работы является демократическое лидерство. Либеральное лидерство будет приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, а авторитарное лидерство полезно в условиях сильно ограниченного времени. Наиболее эффективным считается гибкое варьирование между тремя стилями в каждой конкретной ситуации и с каждым конкретным подчиненным.
Навыки, которые необходимо развивать для эффективного действия в каждом из трёх стилей определяются содержанием стиля. При авторитарном: навыки тайм-менеджмента, организатрские способности, планирование, высокий уровень знаний в конкретной области. При демократическом: умение анализировать и подводить итоги, понимать потребности сотрудников, слушать и слышать, навыки построения дискуссии и ведения обсуждения. При либеральном: навыки оценки и подбора персонала, навыки делегирования ответственности. Для развития вышеперечисленных навыков существует специальная литература, тренинги, курсы повышения квалификации и другие виды обучения.
Ситуационный подход заключается в принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в совокупности условий реализации лидерства, и типе решаемых лидером задач. В разных ситуациях в роли лидера могут выступать разные люди, равно как и один и тот же человек может быть лидером в разных ситуациях, однако лидеров «вообще» не бывает.
Количество возможных ситуаций в организации значительно меньше, чем ситуаций в жизни вообще, поэтому можно обозначить основные навыки, необходимые лидеру в рамках данного подхода. К ним относятся способность поддерживать, чуткость к потребностям подчинённых, умение формулировать цель и видеть направление развития организации в целом, умение работать со смыслами, то есть умение создавать и обобщать цели таким образом, чтобы каждый участник был включён в смысловое поле и ощущал свою причастность и необходимость. Обучение данным навыкам может быть, как специализированным, в виде тренингов или литературы, так и достаточно специфичным и ненаправленным, например, диалоговые формы общения.
В любой ситуации важно учитывать количество лидеров и размер рабочей группы. Наиболее оптимальное соотношение количества лидеров 1 к 5-7, то есть в рабочей группе из 5-7 человек эффективно иметь 1 лидера.
Создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям; оно зависит от типов культур, особенностей лидеров и их конституентов, конкретных ситуаций и многих других факторов. Согласно проведенному литературному обзору достаточно сложно установить, какой из подходов к определению лидерства является наилучшим для развития навыков при оптимизации работы организации “вообще”. Соответственно, для каждой цели организации можно выбрать свой наиболее подходящий путь развития лидера.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.