Развитие навыков лидера для оптимизации работы организации

  1. Лидерство определяется как психологическая характеристика поведения отдельных членов группы; как процесс влияния через способности, умения или другие ресурсы, необходимые людям.
  2. Подход личностных черт и качеств (теория «великих людей») заключается в том, что лидер обладает некоторыми определенными качествами, врождёнными и неподдающимися развитию в ранних теориях и приобретенными в более поздних. Список потенциально важных качеств успешного лидера практически бесконечен, что не дает возможности создать единственно верный образ лидера. Большинство рассматриваемых характеристик лидера можно развивать, используя навыковые тренинги, мастер-классы и специализированное обучение.
      На данный момент не выявлены конкретные качества, являющиеся определяющими для эффективного лидерства. Так же не найдена значимая взаимосвязь между лидерством и конкретными качествами. Таким образом, данный подход недостаточно применим на практике как при развитии лидеров в организации, так и в диагностических целях.
  3. Поведенческий (бихевиористский) подход заключается в том, что поведение лидера можно описать одним из стилей: авторитарным (директивным), демократическим (коллегиальным, промежуточным), либеральным (попустительским). Авторитарный стиль предполагает конкретизацию содержания необходимой деятельности, способов выполнения и жесткие временные рамки, а подчиненные характеризуются низкой мотивацией, повышенной тревожностью и стериотипностью при выводе деятельности. Демократический стиль предполагает активное участие лидера в деятельности группы, помощь подчиненным, и принятие решения, в обсуждении которого участвовала вся группа, члены которой мотивированы, вовлечены в деятельность и креативны. Либеральный стиль предполагает пассивное поведение лидера, передачу полномочий принятия решений подчиненным, которые, в свою очередь, ожидают требований и распоряжений, непродуктивно работают самостоятельно и неохотно и неэффективно сотрудничают.
      Оптимальным по соотношению количественных и качественных показателей результатов работы является демократическое лидерство. Либеральное лидерство будет приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, а авторитарное лидерство полезно в условиях сильно ограниченного времени. Наиболее эффективным считается гибкое варьирование между тремя стилями в каждой конкретной ситуации и с каждым конкретным подчиненным.
    • Навыки, которые необходимо развивать для эффективного действия в каждом из трёх стилей определяются содержанием стиля. При авторитарном: навыки тайм-менеджмента, организатрские способности, планирование, высокий уровень знаний в конкретной области.  При демократическом: умение анализировать и подводить итоги, понимать потребности сотрудников, слушать и слышать, навыки построения дискуссии и ведения обсуждения. При либеральном: навыки оценки и подбора персонала, навыки делегирования ответственности. Для развития вышеперечисленных навыков существует специальная литература, тренинги, курсы повышения квалификации и другие виды обучения.
    • Ситуационный подход заключается в принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в совокупности условий реализации лидерства, и типе решаемых лидером задач. В разных ситуациях в роли лидера могут выступать разные люди, равно как и один и тот же человек может быть лидером в разных ситуациях, однако лидеров «вообще» не бывает.
    • Количество возможных ситуаций в организации значительно меньше, чем ситуаций в жизни вообще, поэтому можно обозначить основные навыки, необходимые лидеру в рамках данного подхода. К ним относятся способность поддерживать, чуткость к потребностям подчинённых, умение формулировать цель и видеть направление развития организации в целом, умение работать со смыслами, то есть умение создавать и обобщать цели таким образом, чтобы каждый участник был включён в смысловое поле и ощущал свою причастность и необходимость. Обучение данным навыкам может быть, как специализированным, в виде тренингов или литературы, так и достаточно специфичным и ненаправленным, например, диалоговые формы общения.
    • В любой ситуации важно учитывать количество лидеров и размер рабочей группы. Наиболее оптимальное соотношение количества лидеров 1 к 5-7, то есть в рабочей группе из 5-7 человек эффективно иметь 1 лидера.
  4. Создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям; оно зависит от типов культур, особенностей лидеров и их конституентов, конкретных ситуаций и многих других факторов. Согласно проведенному литературному обзору достаточно сложно установить, какой из подходов к определению лидерства является наилучшим для развития навыков при оптимизации работы организации “вообще”. Соответственно, для каждой цели организации можно выбрать свой наиболее подходящий путь развития лидера.


Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важное умение Лидера . Принцип Паретто в практической технике!
  • Двадцать отличительных качеств лидера
  • Как воспитать в себе лидера: Развитие уверенности
  • Харизма лидера
  • Аутентичность лидера
  • Обаяние харизматичного лидера
  • У лидера нет пола, или Женщина управленец?
  • Секреты воспитания, или Как вырастить лидера
  • Кто вы в мире конфронтации: от Изгоя до Лидера
  • Принципы новой эры или становление Лидера
  • Тайны лидера в тени мифа.
  • Как воспитать в себе лидера: Инициативность и целеустремленность
  • Функции лидера в местах лишения свободы
  • Как воспитать лидера. Часть 1. Психолог (Киев) Данил Протас
  • Как воспитать лидера (видео). Часть 2. Психолог (Киев) Данил Протас
  • Развитие лидерских навыков сотрудников организации
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Навыки, необходимые для построения успешной карьеры
  • Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУ
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Навыки преодоления стресса — часть 3. Навыки изменения физиологии тела
  • Психологические основы организации групповой работы на уроках русского языка и литературы
  • Представление о времени как условие организации самостоятельной работы младших школьников
  • Необходимые психологические навыки
  • Навыки, необходимые для беременной и роженицы
  • Навыки не работают. Работает человек (об изменениях)
  • Несколько упражнений для организации комфортного тайм-менеджмента
  • Как развивать социальные навыки?
  • Специфика границ Я на разных уровнях организации личности
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь