Психологические основы организации групповой работы на уроках русского языка и литературы

Автор статьи: Надежда Олейникова

Кризис подросткового возраста психологи описывают как самый острый и длительный по сравнению с другими кризисами в возрастной периодизации. Это объясняется и социальными, и психо-соматическими, и физиологическими факторами. Подростку непросто справиться с быстрыми соматическими изменениями, принять свой новый статус в обществе. Подростничество – это переход от детства, то есть зависимости от старших к зрелости, то есть независимости и самостоятельности. Это период, за который человеку необходимо осознать свое место в обществе, найти себя в системе отношений. А гормональные изменения в организме подростка настолько сильны, что влияют на его эмоционально-волевую сферу, и как следствие, на взаимодействие с окружающими людьми.

Многие педагоги сталкиваются с проблемами во взаимодействии с подростками на уроках, отмечают неорганизованность, повышенную возбудимость, расторможенность, невнимательность, а иногда грубость и агрессивность. Следует отметить, что если в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью была учебная, то со вступлением в подростничество в роли ведущей деятельности выступает общение. В первую очередь, со сверстниками, а потом уже и со взрослыми.

Конечно, подросток не перестает быть школьником, и учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. А фактически учебная деятельность становится все более сложной, к подростку предъявляется все больше требований, с которыми ему непросто справляться. Это еще одна причина возникновения проблем в интеракции учитель – ученик. Желания и потребности ребенка часто идут вразрез с требованиями социума, от этого подросток часто находится в состоянии стресса, а иногда и в хроническом стрессовом состоянии. Если еще десять лет назад подростки собирались в компании по интересам и проводили время вместе, то сейчас это онлайн общение в социальных сетях. Нельзя сказать, что общение в интернете занимает больше времени, но всё же оно отнимает достаточную его часть, которая должна отводиться на выполнение домашнего задания.

Советский психолог Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» – реализуется в сообществе сверстников.

Поэтому так важно создать на уроках ситуации, где подростки общались бы друг с другом.

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Чем больше на уроках они могут обсуждать друг с другом, тем интереснее проходит для них занятие. Для уроков литературы очень удобная форма работы – дискуссия. Можно разыграть судебный процесс над героем какого-либо художественного произведения, где решение будет принимать суд присяжных. Эта форма работы позволит активизировать учащихся через их общение друг с другом.

Психологи отмечают, что в основе снижения успеваемости может быть нарушение общения со сверстниками. И если в младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками и к повышению самооценки, то в подростничестве наоборот – снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

Российский педагог и психолог Д.И. Фельдштейн высказал другую точку зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода. Он полагает, что главную роль в психическом развитии подростков играет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным.

Исходя из этой теории, можно составить следующее задание: на уроке русского языка предложить написать ответ на письмо, адресованное каким-то человеком психологу, и дать совет по имеющейся проблеме. Работа предполагается групповая, поэтому необходимо предварительно разделить класс на небольшие группы по шесть – семь человек. Так как наша цель – наладить общение между учащимися и вовлечь в этот процесс всех участников группы, можно использовать технику мозгового штурма – метод стимулирования творческой активности всех участников для решения общей проблемы, при котором они в течение короткого времени высказывают свои идеи для решения поставленной задачи, даже если они кажутся нереальными, трудно выполнимыми, смешными и самыми фантастичными. Затем из всех предложенных вариантов отбираются самые приемлемые и дорабатываются. После этого на основе этих идей можно составить ответ на письмо незнакомца и дать ему совет.

При совместной работе учителя русского языка с педагогом-психологом можно организовать обратную связь для ребят, которые писали совет. Сделать такую работу периодической, организовав в школе почтовый ящик для писем психологу, на которые будут отвечать другие ребята на занятиях под руководством психолога и учителя русского языка. Это позволит повысить психологическую культуру учащихся, будет содействовать процессу общения на уроках и позволит подросткам быть включенными в социально значимую деятельность.

Д.И. Фельдштейн отметил, что специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – Пресс, 2004. – 365 с.
  2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: книга для учителей, родителей и студентов высших и средних учреждений образования / А.С.Белкин. – Екатеринбург, 2000. – 162 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Пригожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  4. Фельдштейн, Д.И. Том 2 : Психология развития человека как личности : избранные труды : в 2 томах / Д.И. Фельдштейн. – Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 456 с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –384 с

 



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Изобразительная деятельность, как способ общения с подростками
  • Вы не диван, чтобы для всех быть удобным. Психология отношений.
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Не нужно быть хорошим для всех, достаточно не быть плохим для всех
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Почему мы откладываем важную для нас деятельность и что с этим делать?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Что нужно для душевного общения.
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Это место для траура и оплакивания, а не для успеха, денег и отношений.
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Как улучшить общение с окружающими: говорим о компонентах общения на понятном языке
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Уверенным в себе быть легко! Что для этого нужно?
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь