Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.

Психология общения виды общения и 5 простых правил диалога

Каждый день мы общаемся с определенным количеством людей. Как сказал один мой знакомый психолог, чтобы чувствовать себя комфортно, человеку необходимо в день пообщаться минимум с шестью людьми.

Это интересное замечание. Но что делать, если у человека трудности в общении? Бывает сложно найти общий язык. Иногда общение по какой-то причине не складывается.

В этой статье я вам расскажу какое бывает общение и какое общение приносит настоящее удовлетворение и пользу.

В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками,принуждения к определенным действиям или решениям. При подобном общении партнер выступает как объект воздействия, как пассивная, «страдательная» сторона. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Но есть и серьезное отличие между этими двумя типами общения. Партнер находится в неведении, что от него хотят что-то получить или установить над ним контроль. Чаще всего это достигается благодаря подмене истинных намерений ложными.

В манипулятивном общении человек воспринимается не как уникальная и целостная личность, а как набор неких полезных свойств и качеств, которыми можно воспользоваться или получить от этого личную выгоду. Например, доброта манипулятором будет восприниматься не как прекрасное человеческое качество, а как свойство, которым можно воспользоваться в угоду себе.

Здесь есть опасность не только попасться на удочку манипулятора. Сами манипуляторы часто страдают от своей стратегии общения с людьми. Они перестают сами себя воспринимать, как целостную, уникальную личность. Как бы изнутри они себя расщепляют на составляющие. В итоге поведение таких людей часто похоже на набор заученных действий. Появляется неестественность в их проявлениях. Это часто приводит к тому, что манипулятор оказывается в изоляции, а отношения в его жизни теряют доверительный характер, разрушаются.

Императивное и манипулятивное общение имеют еще одну общую черту — монолог. В данных случаях общение ведется как бы с самим собой. Другой человек в данных типах взаимодействия не воспринимается, как объект общения. Во главе такого взаимодействия стоят личные задачи и интересы ведущего собеседника. А. Ухтомский заметил, что в данных случаях человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

Альтернатива этих вариантов общения — диалогическое общение. В этой форме взаимодействия преодолевается эгоцентричность и фиксированность на себе. Включается интерес к собеседнику и осознание его присутствия в системе общения.

Есть несколько правил, при которых можно сказать, что диалог состоится или состоялся:

  1. В первую очередь оба собеседника настраиваются не только на свое психологическое состояние, но на состояние собеседника. Кроме того важны и актуальные желания и переживания двух сторон. Общение в данном случае строится по принципу «здесь и сейчас».

     

  2. Также важно безоценочное восприятие партнера. Любые оценки выбивают собеседника из доверительного и открытого диалога.

     

  3. Ваш партнер по общению воспринимается как равный. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, на свой взгляд на ситуацию. Это важно понимать в двухстороннем порядке.

     

  4. Содержание общения должно строится не на установках, истинах и догмах. Полноценное и продуктивное общение в первую очередь решает актуальные вопросы и задачи.

     

  5. В диалогическом общении важно идти от себя. В этом процессе важны Ваши чувства, желания, цели равно как и чувства, желания и цели Вашего собеседника. Третьи лица и мнения авторитетов в данном случае снижают эффективность общения.

     

Такая форма взаимодействия дает глубину контакта. В таком общении человек исцеляется, получает психотерапевтический эффект, находит ответы на свои вопросы, осознает свое присутствие в этом мире и собственную значимость.

Мы все стремимся общаться. Но обычные коммуникации не несут столько радости, сколько близкое взаимодействие с другим человеком. Это и доверие, и истинная ценность в жизненной системе людей.

 

Радостного и полноценного общения Вам!

 

Материал подготовила: Анна Баранова.

 



Просмотров: 592
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как улучшить общение с окружающими: говорим о компонентах общения на понятном языке
  • Общение, стороны общения
  • Общение без общения.
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Выбор партнера. Страх общения с мужчинами: «я буду не интересна ему». Неправильное восприятие себя.
  • Что говорить или КАК? Что делают Гении общения
  • Непринужденный секс как форма и норма общения?
  • Деловая беседа, как основная форма делового общения
  • Общение с еще нерожденным малышом – как правильно это делать
  • Что делать, если Вам мужчина звонит или пишет по ночам и настойчиво требует общения?
  • Виды трансакций, или как получать удовольствие от общения
  • Давайте разберемся, что есть - роскошь: гармоничное общение, большое состояние, эстетство или...
  • Как избежать конфликта и получить удовольствие от общения.
  • Как избежать конфликта и получить удовольствие от общения. (Часть 2).
  • Общаться в семье. Как? Типичные формы общения в проблемных семьях и альтернатива
  • Я-это мой стиль общения
  • Аллергия – болезнь или форма общения?
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Межличностное общение или отношения с образом партнера?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что мешает радости общения
  • Манипуляторы. Мир общения как поле манипуляции. Часть 1.
  • Несколько полезных правил общения
  • Психология общения. Как распознать ложь?
  • Как победить одиночество, разобравшись в психологии общения
  • Секс | Это способ общения
  • Количество и качество общения в семье как индикаторы гармоничности союза
  • "Формулы общения: Что важно знать"
  • О том, когда бывшие упорно ищут встреч и общения (почему и что делать)
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь