Общение, стороны общения

Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленной совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

 В социальной психологии в структуре общения выделяются три его непосредственные составные части:

¨коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

¨перцептивная сторона, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания;

¨интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий партнеров общения.

Коммуникативная сторона общения. Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникацияпредполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней (10%  - слова, 30% - тембр, мелодичность, ритмика, 60% - невербальное общение).

В речи выражаются социально-психологические особенности человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной реальности.

Существенно дополняют речевое поведение  средства невербальной коммуникации. К ним, в частности, относятся: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон, темп речи, паузы, плач, смех и т.д.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами. Взглядом выражается внимание, одобрение или несогласие, эмоциональное состояние, начало или окончание фраз.

Важную роль играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова и фразы (указательные, описывающие, замещающие жесты).

Существенную роль играют позы участников диалога (как они сидят, стоят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации.

Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. в это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие.

Личную или персональную зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. обычно оно используется во время общения в официальной или в неофициальной обстановке со знакомыми людьми.

Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. она чаще всего соблюдается при общении с людьми, которых мы мало знаем, во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей.

И, наконец, общественная зона от 4 м. И более, соблюдаемая во время выступления перед большими группами людей.

Перцептивная сторона общения. В процессе общениямежду его участниками происходит активное взаимное восприятие сторон. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В процессе межличностного восприятия всегда присутствуют не только представления о другом человеке, но и представления о самом себе, которые, взаимно обогащаясь, помогают взглянуть на собеседника, на самого себя как бы через призму тех образов, которые постоянно возникают во взаимодействии с различными людьми.

Соотнеся себя со своим партнером, начинаешь лучше понимать его мотивы, поступки, более адекватно реагировать на них в эмоциональном плане.

Важную роль в процессе общения и установления взаимопонимания являются такие социально-психологические явления, как: эмпатия, рефлексия, стереотипизация и др.

Эмпатия предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что  переживает другой человек (собеседник), сочувственное отношение к нему.

Рефлексияпроцесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: «я думаю, что он думает, будто я думаю…и т.д.». Т.е. содержательной стороной рефлексии является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению.

Здесь нужно обратить внимание на такую особенность, что, не смотря на то, что в диалоге участвует два собеседника, в него незримо оказываются вовлеченными как минимум 6 участников:

1.      Субъект А, каков он есть на самом деле.

2.      Субъект А¢, каким А сам себя представляет.

3.      Субъект А¢¢, каким его воспринимает партнер по общению.

Аналогично и с субъектом Б.

Идеальным представляется случай, когда все три участника с каждой стороны полностью совпадают и предстают в одном лице.

Интерактивная сторона общения. В процессе общения организуется взаимодействие людей.

Особенно наглядно процесс такого взаимодействия можно увидеть, используя так называемый трансакционный анализ.

Трансакцияэто единица общения. Согласно теории трансакционного анализа, каждый человек в процессе общения в различных жизненных ситуациях независимо от возраста занимает одну из трех условных коммуникативных ролей или позиций: Родителя, Взрослого и Ребенка.

Позиция Родителя всегда содержит в себе некую доминанту по отношению к другим позициям, особенно Ребенка, и выражается в обязательном требовании: «Надо!» Позиция Ребенка, напротив, предполагает подчиненное ролевое поведение с сохранением права выражать только желание: «Хочу!» Позиция Взрослого может быть выражена словом: «Могу!», совмещающимся с «Хочу!» и «Надо!»

В социальной психологии описываются следующие основные типы взаимодействия людей: это отношения кооперации и конкуренции.

Отношения кооперации всегда предполагают координацию совместных усилий, включенность  всех участников в процесс взаимодействия на пути к достижению поставленной цели.

Отношения конкуренции  представляют собой конфликтный тип отношений участников взаимодействия, преследующих различные цели. Конфликты подразделяются на деструктивные и продуктивные.

Деструктивные конфликты приводят к полному рассогласованию сотрудничества, формируя негативные установки у их участников по отношению друг к другу.

В продуктивном конфликте при различных целях и позициях сохраняется потребность найти совместные взаимоприемлемые подходы и способы разрешения конфликта.



Просмотров: 577
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 10 правил общения с людьми, которые нужно знать каждому
  • Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.
  • Нежелание вкладываться вниманием в процесс общения
  • Особенности общения с пожилыми людьми
  • Страх общения с людьми?
  • Ошибки, допускаемые родителями в процессе общения с детьми подросткового возраста.
  • Техники и приемы общения с трудными людьми.
  • Выбор партнера. Страх общения с мужчинами: «я буду не интересна ему». Неправильное восприятие себя.
  • Конфликты в семейной жизни или искусство общения между супругами
  • Метод исцеляющего общения с людьми с диагнозом ПРЛ ( пограничное расстройство личности).
  • Принцип сообщающихся сосудов, или почему вы избегаете общения с некоторыми людьми
  • Особенности общения на различных стадиях горя.
  • Особенности общения ребенка
  • Значимость общения между детьми юношеского возраста и их родителями
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Общение без общения.
  • Психологические особенности общения в сети
  • Как техники эффективного общения помогают понять и услышать друг друга
  • Психологические особенности общения с онкологическими больными.
  • Навыки общения: пассивно-агрессивная манера речи
  • Коммуникативная компетентность или качество общения
  • Психологические тренинги профессионального общения
  • Роль общения в работе педагога
  • Как слушать ребенка? Активное слушание – эффективный способ общения.
  • 3 упражнения, которые помогут развить навыки общения
  • 5 Языков общения, развивая которые вы улучшите взаимоотношения
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Виды общения, которые не стоит путать, но их часто путают
  • Как улучшить общение с окружающими: говорим о компонентах общения на понятном языке
  • Типы невротических клиентов и способы общения с ними: агрессивный и ригидный.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь