|
Коммуникативная компетентность или качество общенияАвтор статьи: Приемских Александра Михайловна
Большинство консультаций детского психолога связано с трудностями, возникающими при общении в семье. Родители не слышат детей, дети не слушаются родителей, супруги не могут договориться между собой о единой системе воспитания, не умеют правильно выйти из конфликтной ситуации, а также постоянное вмешательство старшего поколения с советами и критикой. А также жалобы родителей: ребенок дерется, не умеет дружить, ему скучно, нет увлечений, сидит часами за компьютером. И некоторые родители удивляются, что есть такое понятие как «коммуникативная компетентность», то есть готовность и способность к взаимодействию с другими людьми. И уровень этой компетентности у всех разный. Именно от этого уровня зависит качество нашего общения. Наверное, редкий человек будет отрицать тот факт, что общение значительно влияет на нашу жизнь. Мы просто не можем избежать общения в повседневной жизни (только если не станем отшельником-одиночкой): родные, друзья, соседи, одноклассники, коллеги. Эти люди окружают нас постоянно. Хотим мы того или нет, взаимодействие с людьми составляет суть нашего существования. Это наша потребность, причем одна из главнейших (немногие люди могут спокойно воспринимать одиночество). С первой минуты рождения мы окружены людьми. Но зачастую общение доставляет на дискомфорт. И причин для этого много. От личных особенностей до отсутствия навыков продуктивного взаимодействия. Но почему же такая важная сфера нашей жизни остается вне зоны внимания? Почему мы часто пускаем на самотек трудности, возникающие при общении? Многие из нас готовы учиться готовить, шить, танцевать, петь, но не готовы учиться взаимопониманию, умению договариваться, критиковать, разрешать конфликты, дружить (даже это тоже не приходит само собой). Возможно, нам хочется верить, что причина не в нас самих и не в отсутствии каких-то умений и способностей, а во внешних обстоятельствах, других людях. Так сложилось и все. Мы не поняты или не приняты. Многие думают, что они прекрасно владеют навыками общения (у меня же столько друзей?) и не задумываются о качестве этого общения. Но приходится задумываться о роли общения, когда наши личные взаимоотношения начинают страдать от коммуникативной некомпетентности. Когда близкие люди перестают слушать и слышать друг друга, когда весь разговор сводится к крикам и обвинениям или к демонстративному игнорированию друг друга (игра в «молчанку»). Умение общаться формируется в раннем возрасте и определяют коммуникативные навыки взрослого человека. Общение по сути определяет ход формирование личности. От того, насколько взаимодействие с другими людьми приносит радость, удовлетворение, насколько общение результативно и позитивно, будет зависеть уверенность в себе, мотивация, успешность человека. То есть качество общения влияет на развитие психических процессов, способностей и личностных качеств ребенка. И тут осознается, какое значение имеет коммуникативная компетентность ближайшего окружения ребенка, его семьи. Отсюда первая просьба: пройдите тест коммуникативных умений и определите свой вариант поведения в общении. Это тест разработан в основном для работы с подростками, но, как показывают исследования, коммуникативная компетентность складывается именно к окончанию подросткового возраста и в будущем с трудом поддается коррекции. Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) поможет определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированных основных коммуникативных умений. Авторы предлагают с помощью этого теста достижений определить, к какому типу реагирования относится ваше поведение в общении: уверенному, зависимому или агрессивному. И какой блок умений у вас сформирован. По-моему, это очень интересно! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|