Коммуникативная компетентность или качество общения

Большинство консультаций детского психолога связано с трудностями, возникающими при общении в семье. Родители не слышат детей, дети не слушаются родителей, супруги не могут договориться между собой о единой системе воспитания, не умеют правильно выйти из конфликтной ситуации, а также постоянное вмешательство старшего поколения с советами и критикой. А также жалобы родителей: ребенок дерется, не умеет дружить, ему скучно, нет увлечений, сидит часами за компьютером. И некоторые родители удивляются, что есть такое понятие как «коммуникативная компетентность», то есть готовность и способность к взаимодействию с другими людьми. И уровень этой компетентности у всех разный. Именно от этого уровня зависит качество нашего общения.

Наверное, редкий человек будет отрицать тот факт, что общение значительно влияет на нашу жизнь. Мы просто не можем избежать общения в повседневной жизни (только если не станем отшельником-одиночкой): родные, друзья, соседи, одноклассники, коллеги. Эти люди окружают нас постоянно. Хотим мы того или нет, взаимодействие с людьми составляет суть нашего существования. Это наша потребность, причем одна из главнейших (немногие люди могут спокойно воспринимать одиночество). С первой минуты рождения мы окружены людьми. Но зачастую общение доставляет на дискомфорт. И причин для этого много. От личных особенностей до отсутствия навыков продуктивного взаимодействия. Но почему же такая важная сфера нашей жизни остается вне зоны внимания? Почему мы часто пускаем на самотек трудности, возникающие при общении? Многие из нас готовы учиться готовить, шить, танцевать, петь, но не готовы учиться взаимопониманию, умению договариваться, критиковать, разрешать конфликты, дружить (даже это тоже не приходит само собой).

Возможно, нам хочется верить, что причина не в нас самих и не в отсутствии каких-то умений и способностей, а во внешних обстоятельствах, других людях. Так сложилось и все. Мы не поняты или не приняты. Многие думают, что они прекрасно владеют навыками общения (у меня же столько друзей?) и не задумываются о качестве этого общения.  

Но приходится задумываться о роли общения, когда наши личные взаимоотношения начинают страдать от коммуникативной некомпетентности. Когда близкие люди перестают слушать и слышать друг друга, когда весь разговор сводится к крикам и обвинениям или к демонстративному игнорированию друг друга (игра в «молчанку»).

Умение общаться формируется в раннем возрасте и определяют коммуникативные навыки взрослого человека. Общение по сути определяет ход формирование личности. От того, насколько взаимодействие с другими людьми приносит радость, удовлетворение, насколько общение результативно и позитивно, будет зависеть уверенность в себе, мотивация, успешность человека. То есть качество общения влияет на развитие психических процессов, способностей и личностных качеств ребенка.

   И тут осознается, какое значение имеет коммуникативная компетентность ближайшего окружения ребенка, его семьи. Отсюда первая просьба: пройдите тест коммуникативных умений и определите свой вариант поведения в общении. Это тест разработан в основном для работы с подростками, но, как показывают исследования, коммуникативная компетентность складывается именно к окончанию подросткового возраста и в будущем с трудом поддается коррекции.

         Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) поможет определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированных основных коммуникативных умений.

Авторы предлагают с помощью этого теста достижений определить, к какому типу реагирования относится ваше поведение в общении: уверенному, зависимому или агрессивному. И какой блок умений у вас сформирован.

По-моему, это очень интересно!



Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коммуникативная компетентность: эффективное общение
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Принцип сообщающихся сосудов, или почему вы избегаете общения с некоторыми людьми
  • Метод исцеляющего общения с людьми с диагнозом ПРЛ ( пограничное расстройство личности).
  • Коммуникативная компетентность: умеете ли вы говорить правду?
  • Нужно ли говорить правду: коммуникативная компетентность
  • Общение без общения.
  • Страх общения с людьми?
  • Общение, стороны общения
  • Особенности общения с пожилыми людьми
  • Качество общения в семье
  • Техники и приемы общения с трудными людьми.
  • 10 правил общения с людьми, которые нужно знать каждому
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Диагностика аутизма. Как определить, что у ребенка страдает коммуникативная сфера.
  • Количество и качество общения в семье как индикаторы гармоничности союза
  • Зачем нам нужно общение с другими людьми?
  • Как улучшить общение с окружающими: говорим о компонентах общения на понятном языке
  • Как техники эффективного общения помогают понять и услышать друг друга
  • Как на нас влияет общение родителей между собой
  • Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.
  • Многие люди боятся денег. В чем причина этого?
  • Почему близкие и родственники перестают общаться с людьми с появлением особого ребенка?
  • Почему люди хотят управлять другими людьми?
  • Учебный тест «Знаток невербального общения»
  • Тест только для пары! Насколько хорошо вы знаете друг друга?
  • Конфликты в семейной жизни или искусство общения между супругами
  • Не могу нормально общаться с людьми!.. (об эффективном общении)
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь