Не могу нормально общаться с людьми!.. (об эффективном общении)

От клиентов часто приходится слышать: «не могу нормально общаться с людьми». Что есть нормальное общение? И о каких нормах здесь может идти речь? Попробуем рассмотреть процесс общения с разных сторон и найти соответствующие рекомендации в каждом случае.

Установка 1: общение – это обмен. Информацией, эмоциями, размышлениями, переживаниями, важными событиями. С этой точки зрения человеку нужно восстановить свою способность обмениваться всеми этими элементами опыта с другими людьми. На первый взгляд здесь все прозрачно, нет ничего сложного. Но все не так просто. Очень часто нормальному обмену препятствуют так называемые внешние или внутренние границы. Они неосознаваемы и воспринимаются человеком как норма. Границы представляют собой своеобразный фильтр, которым человек «отгораживается» от мира, пропуская одних людей в свою жизнь и отстраняясь от других. Нередко такие границы – это отзвуки родительских предписаний «не делай», «не будь», «не живи», которые, будучи усвоенными в молодом возрасте, устраняются теперь только с помощью психотерапевтических интервенций.

Установка 2: общение – это обмен поглаживаниями. Раз мы говорим о «нормальном» общении, то мы имеем в виду в первую очередь эффективное общение. Мы начали с концепции обмена, чтобы понять форму процесса, но теперь пришло время немного углубиться в его содержание. Здесь нам очень помогут поглаживания из трансактного анализа. Каждое поглаживание – это стимул, позитивный или негативный. Все нуждаются в такой стимуляции! Допустим, вам кто-то сделал небольшой комплимент или просто улыбнулся или тепло поприветствовал. Это поглаживание. Если вы ответите на него аналогичным позитивным поглаживанием, то между вами установится атмосфера доверия и комфорта, что является фундаментом для эффективного общения. А если не ответите поглаживанием, то возможен некий разрыв в общении. Очевидно, что в поглаживаниях нет ничего сложного и противоестественного. Тем не менее, многим почему-то так сложно «выдавить» из себя улыбку или простой комплимент. Здесь снова можно предположить, что это идет из «счастливого» детства, где они недополучили от родителей этих стимулов в виде прикосновений, прижиманий и поглаживаний, усвоив такие «эффективные» подходы к общению.

Установка 3: общение – это обмен неисчерпаемыми ресурсами. Многие считают, что им нечего предложить собеседнику, поэтому и на контакт идти не стоит. На самом деле это далеко не так. Точнее это верно, только если рассматривать общение как обмен невосполняемыми ресурсами. Это такие ресурсы, как материальные ценности, время, услуги, информация. Особенность их в том, что при отдаче они уходят безвозвратно, требуя взамен компенсации такого же вида ресурсов. То есть, если вы поделились с кем-то услугами, то взамен вы ожидаете, например получение материальных ценностей (денег) или ценной информации. Однако, есть еще два вида услуг, которые не расходуются при обмене. Это любовь и уважение. Если вы ими делитесь, то их у вас меньше не становится, наоборот – вы получаете в ответ их еще больше. Подходя к общению с этой стороны, вы будете уверены, что вам всегда есть, что предложить. Последние два вида неисчерпаемых ресурсов ценятся намного больше в общении, чем первые четыре, потому что их всегда катастрофически не хватает.

Установка 4: общение – это обмен реакциями на сообщения. Продолжая тему эффективного общения, хочется остановиться еще на одном важном моменте. По форме общение – это процесс обмена сообщениями между отправителем и получателем. При этом общение будет эффективным, если посылаемые сообщения вызывают нужные отправителю реакции. В НЛП есть преспуппозиция, которая именно так и гласит: «смысл сообщения заключается в вызываемой им реакции». То есть, если оратор в течение часа распинался, рассказывая выдающийся по его мнению доклад, но его в результате «забросали помидорами», то цена этому докладу копеечная. А если, к примеру, тот же оратор произнес всего лишь несколько фраз вместо часового доклада, видя настроение аудитории, но смог донести до нее все, что хотел, то он может считаться мастером коммуникации. Именно поэтому в общении кроме всего прочего так важна невербальная составляющая. Одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией, может вызвать совершенно разную реакцию.

Резюме. Не так уж и сложно научиться «нормально» общаться. Важно помнить, что общение в первую очередь – это обмен. Правда, здесь могут поджидать внутренние или внешние границы в виде отзвуков родительских предписаний из детства. Не нужно «скупиться» на поглаживания – в них нуждаются все, особенно те, кто дает понять, что они им не нужны. Полезно помнить о неисчерпаемых ресурсах в виде любви и уважения, которых никогда не бывает много. А еще держать в голове ту реакцию, которую хотите получить от собеседника. Здесь вам гораздо быстрее поможет не то, что вы конкретно скажете, чтобы вызвать эту реакцию, а то, как вы будете это говорить.

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию



Просмотров: 539
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • Зачем нам нужно общение с другими людьми?
  • Общение между людьми - великое благо.
  • Как выстроить общение с детьми, если муж уходит из семьи?
  • Общение, стороны общения
  • Самое ценное, что только может дать общение
  • Давайте разберемся, что есть - роскошь: гармоничное общение, большое состояние, эстетство или...
  • Как улучшить общение с окружающими: говорим о компонентах общения на понятном языке
  • Общение с людьми. Нюанс.
  • Общение без общения.
  • Общение с людьми имеющими инвалидность
  • Как на нас влияет общение родителей между собой
  • Реальная цена, которую приходится платить за токсичное общение
  • Обмен ресурсами между X и Y
  • Общение с мужем: пять фраз, которые негативно скажутся на отношениях.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • Общение сегодня: как интернет изменил привычный взгляд на коммуникации
  • Для чего нужно общение?
  • Ребенок! Как просто наладить с ним доверительное общение?
  • Общение со всеми без конфликтов.
  • Чтобы общение с ребенком приносило радость
  • Коммуникативная компетентность: эффективное общение
  • Эффективное общение тренера со спортсменом
  • Эффективное общение: Я Вас слушаю! – не вижу!
  • Как преодолеть обиду на родителей и стоит ли продолжать общение?
  • Как развиваются отношения или общение на разной «глубине»
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь