|
Роль общения в работе педагогаАвтор статьи: Екатерина Подлубная
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух и более людей, состоящих в обмене между ними информацией». Так же психология относит потребность в общении к основным базовым потребностям человека. Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и учащимися, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и других участников педагогического процесса, принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А.Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. И, напомню, традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным относятся слова; к невербальным – жесты и мимика, дистанция, позиции общения, поза и др.; к паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонация, паузы и т.д. В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт. С чем это связано и что надо знать, чтобы этого избегать? Если группе людей дать задание посмотреть за окно и одной короткой фразой сказать о том, что увидели, ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя за окно? Например: «Я чувствую», «я слышу», «я вижу». Фраза должна быть максимально короткой. То каждый выскажется в удобной для него форме. Кто-то начнет со слов: «Я вижу…», кто-то – «Я слышу…» или «Я чувствую». Все зависит от канала восприятия. Понимание особенностей восприятия информации очень важно для педагогов в работе с учащимися и при общении с родителями.
СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С «АУДИАЛАМАМИ», «ВИЗУАЛАМИ», «КИНЕСТЕТИКАМИ».
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице (Прил.1) характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков», «дискретов» могут помочь определить ведущий вид восприятия, лучше понять собеседника (родителя, коллег, учащихся») и наладить конструктивное общение с ними. Так, для визуалов чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая и громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за гордецов). Как правило, «визуалы» тщательно конспектируют сказанное педагогом. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на какие – либо вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена в письменном виде. «Визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно, и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду. Поэтому имидж педагога для них играет важную роль. Типичный «аудиал» встречается достаточно редко, «аудиал» хорошо воспринимает устную инструкцию. В беседе с такими родителями педагогу важно знать, чтобы родители сами проговаривали свои проблемы вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. При общении с учащимся «аудиалом», для включения его в разговор, необходимо использовать такие фразы, как «Давайте поговорим…» или «Выслушайте меня…» Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи. Это относится и к учащимся «кинестетикам». С такими родителями лучше встречаться индивидуально. И не удивляйтесь, если при беседе вас возьмут за руку или притронутся к вам. Родителям – «кинестетикам» это необходимо для усвоения представленной вами информации. Если педагог объясняет такой маме или папе способ выполнения упражнения, лучше не давать устных инструкций, а совместно выполнить одно упражнение. И. общаясь с родителями – «дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов. «Дискреты» - это еще один тип, который встречается редко и информацию по этому типу восприятия очень трудно найти. Но они существуют, а значит имеют право на внимание с нашей стороны. Их еще называют логическим типом, поскольку информацию они воспринимают, запоминают, хранят и воспроизводят в виде схем, логических цепочек, формул, зависимостей и так далее. Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их активный словарь – важный фактор успешного общения в системе «педагог – студент», «педагог – родитель». И особенно важны эти знания при работе с людьми с нарушением слуха или полным его отсутствием Другим не менее важным и одним из основополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодействия педагога со всеми участниками педагогического процесса, является умение слушать и слышать собеседника. Приложение 1. Особенности поведения людей с различным типом восприятияВнешние проявления поведения «Визуалы» «Кинестетики» «Аудиалы» «Дискреты» Слова Яркий, взгляд, красочный, фокус, кажется, вижу Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий Тон, громкий, отзвук, послышалось звучит как..., ритмичный, благозвучный
Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы Поза Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. Голова набок, “телефонная поза”, посадка прямая. Скрещенные руки на груди, прямая осанка, поднятая голова Телодвижения Движения скованы, судорожны Движения свободные, плавные Движения то скованы, то свободны Движения лишены гибкости Дыхание Высокое, грудное Низкое, брюшное Полное Верхнее, зажатое Тембр, сила, темп голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Низкий, медленный, мягкий Мелодичный, ритмичный, меняющийся Монотонный, прерывистый, густой Направление взгляда Над окружающими Под окружающими (снизу вверх) Глаза опущены Смотрит над толпой Особенности взгляда Посмотрит, чтобы услышать Скорее прикоснется, нежели посмотрит Чтобы услышать, не смотрит Никакого зрительного контакта Поведение в конфликте Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным Отвлекающая роль, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать себя уязвимым Много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым
Литература: Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб.: издательство Речь, 2006 – 224с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|