Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?

В программе образовательных учреждений, готовящих педагогов-психологов, содержаться важные, значимые академические труды известных авторов об организации и содержании психологической службы в школе. Первыми вспоминаются в этом плане труды Ю. Б. Гиппенрейтер. Они содержат в себе много полезной информации, которую важно знать в работе. И во время обучения есть практика, у некоторых и интернатура, содержание которой зависит от руководителя. Некоторые делают упор на изучение документации, структуры школы. Мой же руководитель, например, делал больше упор на практику по различным направлениям работы и грамотное оформление её результатов в документальной форме, за что я ему премного благодарна.

При трудоустройстве некоторых специалистов поддерживает руководство, можно сказать, стажирует, с чем повезло и мне. А некоторые оказываются предоставлены сами себе. И по итогу выходит, что теория-теорией, а практика-практикой, и без каких-либо более житейских, описанных бытовым языком наставлений, всё же, не обойтись.

Тут появляются несколько путей:

  • Бросить, так и не разобравшись и попытаться реализовать себя в другом месте и сфере;
  • Вернуться к изучению теоретической литературы, законодательной базы, образовательных стандартов и др.;
  • Отчаянно штудировать просторы интернета, что даёт медленный, но при правильном подходе, всё же эффект и свои бонусы: найти разные редкие группы и сообщества с практическими редкими наработками, которые просто так при первом обращении в сеть и не увидишь. Но и иногда и минусы: например, можно запутаться и пойти не туда, нахватать и взвалить на себя лишнего, использовать непроверенную информацию. Всего этого можно избежать, относясь к информации максимально критично, а найденное скрупулёзно перерабатывая самостоятельно. От того и возвращается вопрос к скорости такого метода;
  • Методом невключённого, реже включённого, наблюдения изучать среду обитания и образовательную среду в целом, как своей организации, так и чужих, включая и детские сады, лагери, учреждения дополнительного образования. В этом подспорьем могут выступать встречи ГМО, различные городские и районные семинары, где есть возможность встретить своих коллег из других учреждений, и, помимо изучения официальных выступлений, обмениваться информацией непосредственно при личном общении. Такой метод может носить скорее дополнительный характер, чем основной;
  • Найти себе наставника, супервизора самостоятельно. Можно за плату, можно найти более старшего и опытного коллегу на своём рабочем месте, даже возможно, занимающимся некоторой другой работой, но связанной с психологической службой: социальный педагог, учитель-дефектолог, логопед, зауч или просто опытный учитель. А также можно интересоваться опытом своих сокурсников, которые уже имеют опыт работы;
  • В некоторых городах есть дополнительные курсы именно по организации работы школьной психологической службы и именно педагога-психолога, также есть дистанционные, хоть и практики чаще в них меньше.

Если первый путь молодой специалист решил отбросить и решил реализовать себя в образовании, то, в принципе, остальные он может сочетать межу собой. Больший приоритет же стоит отдать практической составляющей и организационной, так как теоретической составляющей на первое время молодому специалисту, только получившему диплом, вполне достаточно, особенно если он трудоустроился по профилю.

В чём плюсы выбора работы педагога-психолога в школе при явных минусах, как и работы психолога в других бюджетных областях?

  • Если молодой специалист, как многие выпускники, с надеждой на статус и хорошую прибыль, не стремится сразу открыть сразу частную практику с большой очередью клиентов или устроиться в элитный центр, и не отметает с виду невыгодные и неприбыльные вакансии в бюджетных организациях, тогда для него более видна основная ценность работы в школе: приобретение ценного опыта и стажа работы. Даже если и есть в перспективе надежды на дальнейший переход в более выгодное и менее стрессогенное русло, то приобретённые навыки будут служить хорошим подспорьем для счастливого будущего в прекрасном карьерном далёко. А именно, помимо непосредственно профессионального опыта работы: опыт планирования, организации деятельности, определения их иерархии по степени важности, готовности включить в свою работу какое-либо внеплановое задание, отделения важного от несущественного;
  • Опыт ведения документации, грамотности написания текстов, что может влиять, как и на личные качества, так и на профессиональные, к примеру, если в дальнейшем специалиста заинтересует научная или проектная деятельность;
  • Большее понимание своих обязанностей, ответственности, её распределения, взаимодействия специалистов и педагогического, административного состава;
  • Организаторские способности, развитие личных коммуникативных навыков, социальных контактов, как личных, так и профессиональных;
  • Своих: гибкости, волевых качеств, обогащение опыта, проживание и понимание теории на практике;
  • Если специалист совсем не ищет лёгких путей, а идёт в образовательное учреждение, где мало кто хочет работать, например, из-за сложного контингента обучающихся, то это может ему дать более ценный опыт и готовность к трудностям как в профессии, так и в жизни.
  • Из этого следует, что у специалиста формируется: большее понимание приоритетных направлений развития профессионального направления в целом и более целостное определение своей профессиональной траектории. По итогу, из этого профессионального старта, специалист может увидеть больше интересных и неожиданных перспектив, вплоть до изменения своего вида деятельности, даже оставаясь работать в той же организации, что об этом можно писать отдельную статью. Возможен в принципе своём профессиональный и карьерный рост в рамках уже имеющейся работы. Специалисты, как и учителя, со временем тоже могут найти себе дополнительное направление деятельности. Если он готов прикладывать усилия и реализовать себя, то всегда найдутся возможности дополнительного заработка, особенно если работодатель видит в специалисте это потенциал.
  • Более стабильное, постоянное место работы с гарантиями. Хоть это и более вторичный, но немаловажный фактор, который даст возможность молодому специалисту более успешно встать на ноги и развить свою самостоятельность как в профессиональном, так и в жизненном плане. Пока другие сокурсники в долгих поисках выгодного места не желают сепарироваться от родительского гнезда, бюджетный специалист уже может более уверенно задумываться о своих жизненных перспективах.

Но всё же, уделю вниманию минусам:

  • Хоть и некоторые могут рассуждать тут бесконечно, но, как и в любой работе здесь, на самом деле, их не больше. Самый главным и отличительным будет минус, присущий всем работникам бюджетных сфер, связанных с работой с людьми и стресогеннными факторами работы – повышенная возможность эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Они негарантированы, но этому вопросу стоит больше уделять внимания самому специалисту и не забывать про профилактику.

Что же можно подсказать для начала работы молодому специалисту как педагогу-психологу в школе?

  • Определения приоритетного направления работы школы: какие главные цели в работе с обучающимися стоят во главе угла, какие главные проблемы, какой контингент детей и родителей, особенности района школы и проживания детей;
  • Определения приоритетного направления работы педагога-психолога. Обычно это обговаривается при приёме на работу в той или иной форме. Часто бывает, что психологов в школе несколько и они делят работу между собой: либо по направлениям, либо по возрастной категории или по классам;
  • Определение возможностей образовательной среды: есть ли кабинет, отдельные кабинеты для занятий, один в нём специалист или несколько, есть ли какая-либо оргтехника, специальная техника, инвентарь, как и где можно организовывать занятия с большими группами обучающихся;
  • Знакомство с другими участниками социально-психологической службы, составом ПМПк школы;
  • Ознакомиться с должностной инструкцией, количеством рабочих часов (если в школьных документах не удалось найти или кажется затруднительным, то следует узнать, какую часть от ставки занимает специалист при трудоустройстве – 0,5, 1 ставку или более одной целой – и искать уже в трудовом кодексе редакции последних лет и иных документах статью о рабочих часах своей специальности, прописанной при трудоустройстве (они могут различаться: педагог-психолог, специальный психолог имеют разные особенности), у педагога-психолога обычно 36 часов, направления работы по количеству часов расписаны подробно, можно найти самостоятельно, а может напишу об этом отдельную статью) и их распределением, это пригодится при планировании деятельности, расписания, составлении документации. Вроде мелочь, но часто о ней забывают;
  • Перед составлением документации ознакомиться со школьным положением, в котором обычно указываются точные названия документов, которые нужно будет указывать на титульных листах;
  • Ознакомиться с документацией других специалистов, с рабочими программами с целью поиска образцов оформления документации для достижения его единства с остальной документацией учреждения;

На основе собранной информации подготовка документации в первую очередь, желательно в указанном порядке и разложить по отдельным файлам в папку (образцы можно взять у коллег при личном общении или в методической литературе, в интернет-сети, не забывая хорошо всё проверить и переработать, но и не слишком сразу на первых парах на этом зацикливаться, качество-качеством, но остальную работу тоже нужно делать, а такие вещи править и дорабатывать на основе опыта каждый год по необходимости):

  • График работы (иногда называют/путают с циклограммой, распределение направлений работы по часам и расписанию на протяжении недели, уточняется с администрацией и другими специалистами при необходимости, оформляется в виде таблицы, можно сразу определить дни и время для обращения за консультацией и сделать объявление для стенда и/или на дверь кабинета, обычно это приветствуется),
  • Паспорт кабинета (если ранее не был составлен теми, кто делит его с молодым специалистом),
  • Годовой (перспективный) план работы, включающий в себя все направления работы (как и график работы, на основе направлений, указанных в трудовом кодексе, стандартах, школьной документации).

Отдельно завести журналы:

  • Журнал диагностики (в сокращённом виде делится на несколько колонок: порядковый номер, дата, ФИО и класс, содержание диагностики или др. название);
  • Журнал консультаций (практически также, как и в журнале диагностики, но в последней колонке записывается содержание запроса и желательно добавить графу для подписи консультируемого, а также в графе ФИО может указываться несколько человек, если консультация групповая, например, мама и ребёнок, подробное содержание беседы рекомендую прописывать на отдельный лист и складывать в отдельный файл на каждого обучающегося и его родителей/законных представителей, а сами файлы в отдельную папку. Эта папка обычно хранится для самого специалиста и особых случаев, как таковая она необязательна, но желательна);
  • Журнал занятий (может быть несколько, например, один для занятий по запросу на разовое занятие или на какой-либо непродолжительный срок, можно прописывать как индивидуальные, так и групповые. Можно оформлять как и два предыдущих. В случае, если есть постоянные индивидуальные, групповые занятие по приказу зачисления на занятия (обычно, обучающиеся ОВЗ с интеллектуальными, речевыми нарушениями), если таких занятий и групп достаточно, то могу порекомендовать приобрести уже журнал с разметкой для факультативных занятий или такого типа и переклеить обложку);
  • Сделать копию должностной инструкции;

Если ведётся работа с обучающимися с ОВЗ с различными нарушениями, то в отдельную папку следует:

  • Сделать копию приказа(-ов) о зачислении обучающихся на занятии (желательно предварительно сделать черновой вариант и согласовать с председателем шПМПк, секретарём, методистом),
  • Рабочие программы занятий (желательно, несколько, по виду нарушения и возрасту, (это как отдельный вид искусства, например, можно прописать диагностику в первый месяц и в последний, рассчитав количество занятий на весь год, но тогда это будет дублироваться в два журнала, можно рассчитать с октября по апрель, например. Иногда требуются краткосрочные, которые могут корректироваться. Это достаточно плавающий и сложный вопрос, который вы узнаете в работе своего школьного ПМПк, так как у каждой школы в этом вопросе свои особенности и единых рекомендаций тут сразу и не дать, это уже материал для отдельной статьи или серии статей, который и так набирает популярность в сети на профессиональных ресурсах),
  • Расписание групповых и индивидуальных занятий (может именоваться как циклограмма, оформляется в виде таблицы по дням недели и времени в ячейках прописывается состав группы пофамильно или один обучающийся, если индивидуально в соответствии, обычно, с приказом на зачисление на занятия),
  • Желательно завести на каждого отдельного обучающегося папку с: титульным листом ФИО, копией заключения территориального или краевого ПМПК (если есть, обычно необязательно, по желанию) динамическим листом (прописывается динамика на начало, середину и конец года), заключением специалиста, протоколом диагностики (заключение и протокол обычно на начало и конец года), индивидуальной картой (все письменные задания, рисунки, желательно, с указанием даты в хронологическом порядке). В крайнем случае, можно складывать это в один файл и одну большую папку,
  • Оформить пакет диагностики, материал, протокол диагностики на основе (пакет диагностики Семаго, информация из трудов по патопсихологии Б. В. Зейгарник, Л.С. Выготского), обычно стандартизирован, различия имеют обычно дошкольный и школьный варианты.

И, отдельно:

  • Для каждого ребёнка, не достигшего 15 лет, нужно письменное согласие от родителей на диагностику и проведение коррекционно-развивающих занятий, а также подпись об ознакомлении с расписанием занятий с указанием даты, ФИО родителя и ребёнка. Для этих целей рекомендую разработать заранее бланк или взять у коллег, немного доработав, с пустыми соответствующими полями. Можно приглашать родителей или уведомлять их иным способом. Хранить это у себя в отдельном месте вплоть до отчисления ребёнка из школы независимо от того, работаете вы в качестве психолога или нет. Это документ, подтверждающий законность действий психолога.

Ну, и, параллельно этому начинать постепенно проводить работу в соответствии своего планирования графика, расписания и др. уже прописанного или ещё на стадии разработки. Первым, что можно сделать, диагностику адаптации первых классов в соответствии с подобранными методиками, не забыв получить согласие от родителей, прописав в соответствующие журналы и разработав итоговую справку, ну а там уже работа постепенно сама пойдёт. Тяжело только в первый год и в самом начале при планировании и разработке, а дальше идёт только дополнение и углубление по различным вопросам. Потом уже это будет воспринимать гораздо проще и легче, а навыки станут выходить на уровень автоматизмов, как и в любой работе. В принципе, молодые специалисты, если решат продолжать свой путь работы в образовании, сами всё увидят. Хоть опыт в общих чертах и схож, но у каждого уникален и по-своему интересен.

Собственно, вот и самые основные моменты, по моему мнению. Возможно, стоило разбить это на отдельные статьи, но, как по мне, одно без другого будет восприниматься фрагментарно.

Может, кто желает внести дополнения или замечания? Для меня, думаю, они будут скорее полезны, чем обидны. Ведь я всё ещё готова к новому опыту и качественным изменениям в работе, при коллективном обсуждении это происходит быстрее, чем только при самостоятельном пути проб и ошибок.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Помощь психолога. Что можно сделать, если муж пьёт?
  • О работе психолога. Опыт ведения групповых занятий «Школа приемных родителей».
  • Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учреждении
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Если для вас нет работы, то создайте её себе сами!
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • 7 ошибок, из-за которых можно остаться без работы.
  • Профилактика нехимических зависимостей как одно из направлений работы педагога - психолога
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Что делать, если у вас депрессия. Из опыта работы.
  • Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в школе
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что можно сделать, если Вас не устраивает зарплата?
  • Почему начало работы с психологом может сделать вашу ситуацию еще тяжелее
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Особенности работы педагога-психолога с детьми,испытывающими тревогу и страх.
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что делать, если много работы
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Чем можно помочь себе, если вы в депрессии?
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь