|
Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учрежденииАвтор статьи: Орлянская Ирина Алексеевна
Орлянская Ирина Алексеевна,педагог-психолог высшей кв. категории Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учреждении
При реализации на практике внутреннего стремления к гармонии, равновесию человеку часто приходится оказываться в сложных ситуациях, справиться с которыми самостоятельно он не может. Необходима профессиональная психологическая помощь, которая включает в себя психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологической консультирование, профориентацию и др. Коррекционная работа с ребёнком – это сложнейший вид деятельности специалистов в образовательных учреждениях. Залог успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и педагогом, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога. При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Л.С.Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребёнка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка. Остановимся на таком направлении коррекционной работы психолога образовательного учреждения, как работа с тревожными детьми. Среди так называемых трудных детей выделяют несколько групп, среди которых группа, куда входят застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание. Несомненно, характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Дети этой группы являются, скорее, флегматиками или меланхоликами, хотя возможны и сочетания особенностей темперамента. Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом. Нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем. К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся: 1.природные особенности (например, тип темперамента), 2.социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение педагога, влияние психолога). Не всегда целесообразно начинать исследование эмоционально неуравновешенных детей с тестов, на их взгляд бессмысленных заданий взрослых. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить к работе в группе, с которой занимается школьный психолог. Для работы с данной категорией детей подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арттерапии. Они помогают ребёнку пережить свои некогда подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций. Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает. Эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком. Литература Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2000. Кожанова Н.Е. Диагностика семьи и семейного воспитания. - М., 1995. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. - М., 1996. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М. – Воронеж, 2000. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2000. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М – Воронеж, 2000. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 2001. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|