Современные методы арт – терапии в организации работы психолога по сплочению воинских коллективов

Арт-терапия – метод психокоррекции посредством художественного творчества – привлекает к себе в последнее время все большее внимание во всем мире. Трудно назвать еще какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и их групп, но и для "социального врачевания".

Современные методы арт  терапии в организации работы психолога по сплочению воинских коллективов

Мировой опыт свидетельствует о том, что арт-терапия в качестве самостоятельного и достаточно влиятельного направления в лечебно-коррекционной и педагогической практике смогла сформироваться лишь там, где аутентичный опыт художественной работы был объединен с медицинской моделью и психотерапевтическими представлениями.

С этим же связана и попытка описания арт-терапии как метода общественного, профессионального движения, имеющего определенные социальные задачи, которые она стремится решать в определенном культурно-историческом контексте.

Несомненную привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации, составляет то, что она использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Целью работы является представление арт-терапии как оригинального направления в социально-культурной деятельности, с характерными для нее методами.

Гибко реагируя на динамично изменяющиеся, на протяжении второй половины XX века социально-экономические, политические и культурные обстоятельства, арт-терапевты смогли создать высокодифференцированную систему услуг, оказываемых самым различным группам клиентов. При этом они всякий раз демонстрируют приверженность гуманистическим ценностям, сознавая свою ответственность за здоровье людей, уважая их достоинство и стремясь быть открытыми для того, чтобы учиться, исходя из своеобразия образа жизни и культурного опыта военнослужащих.

Ныне спектр возможностей арт-терапии весьма широк и включает в себя не только осуществление лечебно-реабилитационной помощи военнослужащим с самыми разнообразными заболеваниями, но и помощь населению в условиях военных действий, реализацию функций "медиации" в различных конфликтах, работу с правонарушителями" лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, военнослужащих с эмоциональными и поведенческими нарушениями, объединенных по религиозным, этническим и иным социальным признакам, и многие другие возможности.

Как ни парадоксально это может показаться, но современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с разнообразными культурными феноменами ближе всего стоит, по-видимому, к первобытному, "примитивному", доисторическому искусству. И для того и для другого более важен процесс творчества, не сдерживаемого никакими условностями, искренность и полнота самовыражения, а не конечный продукт и его оценка аудиторией.

Архаические формы искусства – как прообраз современной арт-терапии – дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык "коллективного бессознательного" в период существования "высокого", академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья.

Вместе с развитием движения за "детское искусство" рос интерес и к "патологическому искусству". Последнее, представляющее творчество душевнобольных и так называемых "аутсайдеров", как и "детское искусство", рассматривалось в качестве примера творчества, свободного от сдерживающего влияния какой-либо культурной традиции. С этого времени берут свое начало практика коллекционирования и изучения работ психически больных, а также попытки его имитации в собственном изобразительном творчестве.

Изобразительная деятельность больных становится предметом для художественного осмысления и научных исследований, а также все более широко используется с диагностической целью. Изучается и определенный лечебный эффект от занятий рисованием. Происходит сближение поборников "детского искусства" и творчества психически больных с представителями новых художественных течений. Все это ведет к формированию первых идей об исцеляющем потенциале художественного творчества и более широкому использованию изобразительного искусства в качестве лечебно-коррекционного приема.

Испытывая на себе сильное влияние разнообразных, в частности, традиционных и архаических культур, они ассимилируют новый для себя опыт и художественные языки этих культур. Они принимают во внимание различные установки, ценности и верования представителей разных сообществ. Механическое перенесение некоторых из уже хорошо освоенных приемов арт-терапевтической работы и подготовки специалистов зачастую оказывается неэффективным в этих условиях.

Экономические реформы и изменения в социальной политике также являются важными факторами, влияющими на эволюцию арт-терапевтического подхода. Изменение форм медицинского обслуживания населения происходит в определенной связи с изменениями в социальной политике. Так, рынок медицинских услуг в большей степени ориентируется на представителей среднего класса, относительно более молодых, трудоспособных и социально динамичных военнослужащих. В то же время в развитых странах уделяется все большее внимание медицинскому обслуживанию и психотерапевтической помощи – то есть менее социально защищенным группам населения. Изменения в социальной политике проявляются и в том, что повышается роль психотерапевтической и психопрофилактической работы с семьями военнослужащих и разнообразными "малыми сообществами" граждан. При этом отдается предпочтение групповым формам психо- и арт-терапии.

Весьма важные изменения в деятельности арт-терапевтов выражаются также в том, что в последние годы они все больше ориентируются во внегоспитальную сферу, например на работу при социальных муниципальных центрах, приближенных к населению, что позволяет гибко учитывать разнообразные потребности различных групп населения, проводить работу с пожилыми, детьми и подростками, бездомными, безработными, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью.

Из многообразных изменений в деятельности арт-терапевтов в последние годы следует также отметить повышение их роли в сфере образования. Речь идет, главным образом, о работе арт-терапевтов в специализированных школах, а также с детьми, посещающими общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Отсюда – многочисленные попытки ее использования в образовательных учреждениях, в социальной работе, социально-культурной деятельности и адаптации военнослужащих к условиям военной службы.

 Арт-терапия все шире используется в социально-культурной сфере, включаясь в деятельность учреждений по обслуживанию тех или иных категорий граждан, реабилитационных учреждений, центров психического здоровья, в различные формы работы с местными сообществами и социальными меньшинствами.  За рубежом, например, арт-терапия применяется в работе с правонарушителями в тюрьмах и после их освобождения из мест заключения, при оказании помощи безработным, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью и во многих других областях.

Используются разнообразные формы арт-терапевтической работы, как индивидуальные, так и групповые, главным образом, в виде открытых студийных или тематически-ориентированных групп. Особенностью таких форм работы является то, что они не носят "психотерапевтического" характерам, как правило, не связаны с использованием психодинамического подхода. Участие в них является сугубо добровольным и не предполагает заключения психотерапевтического контракта.

Основной акцент делается на стимулировании коммуникации участников группы военнослужащих, развитии у них практических навыков, в том числе связанных с производственной деятельностью. Задачами работы таких групп является также преодоление социальной деривации, освоение участниками группы более адаптивных форм поведения (в частности, в ситуации конфликта), выражение ими своих переживаний, работа над проблемами, характерными для групп военнослужащих с различным составом участников, повышение самооценки и укрепление их идентичности, развитие творческого потенциала, личностный "рост" и ряд других.

Деятельность различных групп военнослужащих может предполагать работу с разными материалами, например обучение технике живописи, декоративных изделий из глины и других материалов.

В работе тематически-ориентированных групп военнослужащих применяются разнообразные темы и упражнения:

•темы и упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами;

• темы, связанные с восприятием себя;

• упражнения и темы, позволяющие изучать отношения в семье и работать с семейными проблемами;

• групповые игры и физические упражнения;

• упражнения и темы, позволяющие исследовать и разрешать конфликты;

• техники, предполагающие сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения (прослушиванием музыки, чтением стихов, движением и танцем, исполнением ролей и т.д.).

Что же касается танцевально-двигательной терапии, то непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой огромной силы, что лишают нас сомнений относительно их уместности в концепции интегративной арт-терапии.

Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой, именно она в основном занимается движениями мышц органов, неподконтрольных сознанию структур. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.

Ни для кого не секрет, что танцевальные терапевты, руководители творческих хореографических коллективов относятся к телу и разуму как к единому целому, определяя их взаимное воздействие как залог здоровой психики. Удивительно, что в русских танцах и танцевальных движениях других этносов, помимо движений-сигналов личности, движений-символов, движений ролевого направления, существуют уникальные по своей психофизиологической связи детали.

Например, внутренне зажатый, имеющий проблемы психологического плана человек, пойдя в круг и подражая раскованным движениям танцующих, всегда выдаст себя тем, что руки его не будут подниматься на ту высоту, при которой открывается доступ к подмышкам. Большие скопления лимфатических узлов в подмышечных впадинах представляют собой центры "защиты" не только на клеточном, тканевом, но и общеорганизменном уровне; и при поднятых руках они оказываются "доступными", что свидетельствует об уровне доверия танцующих друг к другу.

Значит, танцуя при исполнении фольклорной песни, посредством работы со свободными движениями рук мы снимаем зажатость плечевого пояса, избавляясь от гнева.

Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, предназначенных для производства тонких дифференцированных движений, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Но ведь наши руки – это наша речь, наше мышление. Становится понятным, какую сферу личности мы пытаемся привести в порядок, осваивая танцевальные движения для рук.

Сильный эффект оказывают характерные для русских танцев движения ног: исполнители танцуют со слегка согнутыми коленями, всей стопой активно взаимодействуя с землею. Стопа почти не отрывается от земли, а во время притопываний, которые словно вбивают ногу в землю, осуществляется столь необходимое заземление. Человек, твердо стоящий на земле, имеет не только 

Драма-терапия – это один из возникших недавно видов арт-терапии, который включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для пациентов, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения, и в целях лечения.

Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в древних ритуалах исцеления и театральных представлениях многих цивилизаций. Но лет тридцать назад она вновь появилась как современный метод психотерапии, который получил официальное признание. Все компоненты театрального искусства – голос, движение, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки – являются неотъемлемыми составляющими драма-терапии.

Почему же в этом контексте театральное искусство приобретает такое значение? Почему его нельзя использовать только для того, чтобы внешним образом выразить проблемы людей? Любой вид искусства являет то, что невозможно донести ни в какой другой форме. С помощью театра мы можем выразить и пережить нечто, что часто называют "таинствами жизни". Древние греки думали, что с помощью театра можно встретиться с богами (слово "театр" происходит от слова theatron, которое связано и со словом theoria – то есть мы лучше понимаем все, увидев это в театральном представлении, – и со словом theos, что означает "бог").  Мы можем испытать такие чувства и эмоции, совершить такие поступки, которые невозможны в обычной жизни.

В случае изобразительного искусства зритель вовлечен преимущественно произведением искусства (картиной или скульптурой) и в меньшей степени, самим художником. В театре зрители вступают в прямые отношения с актерами, которые сами в этот момент находятся в процессе творчества.

Процесс творчества происходит не только в физическом, но и в метафорическом пространстве между актером и зрителем – он меняется каждый вечер во время представления. Зрители – это и единая группа, и собрание отдельных людей, которые придают различную динамику ожиданиям, настроению, чувствам и смыслу. Как отдельный актер, так и весь актерский ансамбль реагирует на любые изменения аудитории, и по ходу пьесы между ними устанавливается определенная система общения. Если мы посмотрим спектакль на другой день, то увидим уже другое, неповторимое представление. Это общение становится возможным благодаря специфической структуре театра и условности представления.

Через условность театра мы сжимаем пространство или ускоряем время, переживаем, отдельные события внутри сцены и реагируем так, как если бы мы "воспринимали нечто реальное". Именно эти процессы – ядро театрального искусства, служащее арт-терапии. Это театральное искусство, используемое особым образом, в данный момент и в данном месте, – суть драма-терапии и практики ее применения.

Драма-терапия в основном работает с драматической реальностью, часто на материале пьес, легенд и мифов о разных жизненных ситуациях. Напротив, психодрама, вообще говоря, работает со сценарием жизни клиента, реальными событиями, которые происходили в его прошлом, происходят сейчас или могут произойти в будущем.

Большая часть терапевтической работы в психодраме осуществляется через имитацию, то есть воссоздание эпизода с разными членами группы, исполняющими в сценах роль "значимых других". При анализе сцен в психодраме используются многие театральные приемы, в том числе проигрывание ролей в обратном направлении и метод "пустого стула". Клиент здесь эмоционально не дистанцируется от своего материала. Разве что это бывает с той целью, чтобы дать клиенту возможность сыграть роль "значимого другого", не используя прием проигрывания роли в обратном направлении.

Психодрама – очень эффективный метод, сочетающий широкий спектр творческих систем и приемов, многие из которых основоположник психодрамы Якоб Морено, заимствовал из театра.  Психодрама считается мощным средством психотерапии, использующим методы, взятые Морено из профессионального театра и усовершенствованные в дальнейшем.

Драма-терапия – это недавно возникший вид арт-терапии (или, как ее еще называют, терапии творчеством, художественной терапии, или терапии через самовыражение), но у нее древняя история. В любой культуре, как недавнего, так и весьма отдаленного прошлого, театр (включая драму) был частью и жизни общества, и жизни отдельных людей, он был как средством выражения необходимости изменений, так и частью этих изменений.

Драма и театр были частью как религиозных обрядов, так и уличных представлений, актеров превозносили до небес – и обращались с ними как с бродягами. С чего начинается понимание драмы и театра и их взаимосвязи с терапевтическим действием?

Драма как вид искусства, где мы участвуем в качестве актеров, технического персонала, режиссера и зрителей, имеет решающее значение для нашего выживания. Если у нас не будет возможности принять участие в "драме, которая больше, чем жизнь", тогда мы, может быть, сотворим драму, которая будет действительно больше жизни – по своим разрушительным масштабам.

Ритуал, одна из древнейших форм театрального искусства, дает людям возможность укрепить веру и свои взаимоотношения, заново переосмыслить тему добра и зла – используя символы и образы, на разных уровнях влияющие как на отдельного человека, так и на целые группы людей.

Представление об арт-терапии как оригинальном направлении в социально-культурной деятельности говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.

Умножение радости через самовыражение и доставление радости другим – вот главное ядро совместной работы.

Взаимодействие и взаимоподдержка в постоянной или временной группе военнослужащих позволяют выработать уверенность в себе за счет негласных позитивных оценок деятельности члена самой группой, принимающей то, что мы делаем. Постепенно эти приобретения закрепляются и на физическом уровне.

Таким образом, важность физических привычек определяется тем результатом, по которому мы впоследствии можем проводить диагностику. Она, в свою очередь, демонстрирует и качественное продвижение в освоении тренинга, и приобретение новых умений социального плана.

Взаимная поддержка, приобретение уверенности в себе, самораскрытие и возрастающая адекватная самооценка – все психотерапевтические элементы органично вписываются в структуру арт – терапевтического тренинга.

Наряду с проработкой отдельных состояний замечается, что при работе с арте – терапевтическими методиками происходит и коррекция отдельных черт личности человека, сопряженных с нежелательными для социума явлениями. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность. Скандал и злоба потому разрушительны, что неритмичны в нашем подчиненном различным ритмам мире. Они ломают установленную гармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий. К тому же на физиологическом плане все негативные эмоции, являющиеся следствием нежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, нарушают его ритм, что не может сказываться положительно и на всем самочувствии человека.

Таким образом, поскольку индивидуальные задачи становятся общегрупповыми, тогда и движение всей группы военнослужащих к поставленной цели становится необходимым условием развития индивидуальности каждого ее члена.



Просмотров: 723
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Техника работы со страхом при помощи арт-терапии "Трансформация".
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Размышления на тему "Искусства быть"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Техника работы с утратой "Коштасу" ("Прощание")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Техника "Семейный Ларец" для работы с горем утраты на основе МАК "Семейный круг"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих химической зависимостью"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • "Время первых" в контексте работы с ПТСР
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Критика "немедицинской психотерапии" и перспективы развития психологической терапии
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь