В армейской жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса: 1. Психокоррекция ориентирована на психически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь, либо ставящие перед собой цель развития личности. 2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. 3. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов. 4. Психокоррекционные воздействия, направленные на изменение поведения и развитие личности клиента. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и ближайшего вероятностного прогноза проявления психологического отклонения. В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции различают следующие формы коррекционной работы: - симптоматическую (коррекцию симптомов) – кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии; - каузальная (причинная коррекция) направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий. Проведение коррекционной работы основывается на основных принципа 1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплектности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. 2. Принцип нормативности развития – последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. В групповой коррекции нельзя стремится к доведению всех членов группы по какому-либо из параметров до одинаковых показателей, нельзя подталкивать к достижению заранее определенных результатов, но необходимо создавать условия для развития психологических качеств каждого участника. 3. Принцип коррекции «сверху – вниз». Коррекционная работа организуется не как упрочение и умножение уже имеющегося, а как формирование условий для усвоения новообразований, активное влияние на субъект коррекции. Коррекция по принципу «сверху – вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. 4. Принцип системности коррекции и отклонений психической деятельности требует учитывать иерархичность строения психологических образований. В этом случае успех коррекции обуславливается результатами и диагностического обследования представляющего системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и причинами. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию: 1. Теоретический компонент предполагает: - знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; - знание периодизации психического развития; - представление об основных теориях, моделях и типах личности; - знание о социально-психологических особенностях группы; - знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие. 2. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. 3. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Особенности индивидуальной работы Индивидуальное коррекционное воздействие направляется на лиц, с выявленными в процессе психодиагностики отклонениями от функциональной психологической нормы, препятствующими социальной адаптации в воинском коллективе, усвоению профессиональных знаний и умений. При этом различают коррекцию интеллектуального развития, коррекцию личностных особенностей и профилактику невротических состояний и неврозов. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия. 1. Убеждение. Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним. Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и почему он делает, а также – если в этом есть необходимость – объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами: 1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. 2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога. 3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким – не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения. 4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического поглаживания». Для того, чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть, и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить «нет», но под воздействием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь критично. 2. Внушение. Пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, т. к. этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. адаптация, как адекватное включение индивида в социальную ситуацию, влияет на развитие личности и эффективность деятельности. Задача коррекции – формирование у индивида адекватных форм общения с руководителями и сослуживцами. В некоторых случаях – преодоление последствий социальной депривации. В целях коррекции необходимо обеспечить широкий опыт положительных контактов с руководителями и сослуживцами. Полезно создавать моменты внеситуативно-личностного общения с руководителем. В случае глубокой дезадаптации коррекция осуществляется в группах социально-психологического тренинга. Коррекция социальной дезадаптации индивида требует сотрудничества специалиста-психолога и руководителя. Коррекция эмоциональных нарушений осуществляется множеством психотерапевтических приемов, обеспечивающих изменение аффективного состояния человека, позволяющих достичь общей релаксации, снятие патологического напряжения, уменьшение тревоги, увеличение активности, разрешить аффективные проблемы ситуации (десенсибилизация страха, пресечение агрессивных реакций…). Для этого разработаны системы аутотренинга, оперантной регуляции поведения. Однако любое коррекционное вмешательство в аффективную сферу воздействует не только на конкретно нежелательное проявление, но ведет к изменению соотношений целой структуре эмоциональной регуляции. Следовательно, подходить к коррекции эмоциональных нарушений следует, ориентируя воздействия на собственные резервы и механизмы эмоциональной сферы субъекта, учитывая структуру уровней эмоциональной регуляции. При коррекции страхов используют варианты классической психодрамы или десенсибилизации (постепенного привыкания к пугающему фактору). В качестве примитивных, не всегда адекватных форм эмоционального реагирования часто встречается агрессия. Агрессивные тенденции могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или людям, приобретать формы физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане, носить эпизодический нестойкий характер, либо являться наиболее частым способом реагирования субъекта на воздействие окружения или же выглядеть как патологическое влечение. При попытках психологической коррекции агрессии необходимо тщательно проанализировать, какую роль она выполняет в конкретной ситуации. Тактика психокоррекционных воздействий должна строиться в зависимости от природы агрессии. Коррекционные меры могут быть от воспитательных до использования психодрамы. Сущность психологического консультирования. Для того, чтобы правильно организовать психологическое консультирование необходимо ЗНАТЬ: - каковы цели и задачи психологического консультирования и каковы мотивы обращения военнослужащего за психологической консультацией; - в чем суть процесса, возникающего между человеком – военнослужащим, оказавшимся в трудной ситуации и нуждающимся в психологической помощи (клиентом) и человеком, ее оказывающим (консультантам); - каковы приемы и техника, которые могут сознательно использоваться консультантом в процессе оказания помощи; - какая динамика процесса психологического консультирования; - какой потенциал, положительный опыт, внутренние силы могут быть актуализированы в процессе консультирования; - каким должен быть консультант. В ходе консультации работа военного психолога строится на следующих положениях психологии: - работа с опытом переживаний клиента, переживаний сегодняшних, в данный момент по времени и месту; - антропологическое видение клиента, взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы; - проявление психологом способности положительно воспринимать все, что переживает военнослужащий в данный момент и соответствующим образом сообщить о них другому человеку; - безусловное принятие клиента, понимание его, включающее не только проникновение в мысли, но и чувства человека, умение смотреть на проблему с его позиции, умение встать на его место; - каждый человек, в том числе и клиент свободен в принятии ответственности за свои поступки, он сам создает свою систему личностных конструкторов; - многие чувства возникают у клиента в момент консультации, необходимость использования момента «здесь и сейчас» в поисках своего настоящего «Я», обращения к потоку переживаний; - в начале консультации локус оценки находится в большей степени в психологе, в ходе консультации перемещается в клиента, клиент сам знает, что делать. Динамика психологического консультирования Особенности протекания времени психологической консультации как процесса взаимодействия консультанта и клиента и процесса личностных изменений, заключается, скорее всего, не в последовательности линейного времени – прошлое – настоящее – будущее. Часто уже в процессе рассказа, точка зрения клиента изменяется, он готовится к принятию нового взгляда на себя и окружающих, иной концепции происходящего. К полезной психолога информации следует отнести, прежде всего, следующее: - историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась); - отношения клиента со всеми действующими в его рассказах лицами, их отношения к проблеме; - представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих людей; - происходившие когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и с чем они были связаны; - чем именно вызвано обращение к консультанту, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже. Существуют принципы для отбора ситуаций: 1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными. 2. Обсуждаемые ситуации должны типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом. 3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описывающими целостные моменты взаимодействия, т. е. негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.