Уважаемые коллеги и гости сайта!
Вашему вниманию предлагается для возможного обсуждения текст статьи, посвященной некоторым аспектам роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога.
Материалы исследования были опубликованы более 10 лет назад в журнале "Acta Eruditorum" (Цветкова О.В. Некоторые аспекты роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога [Текст] / О.В.Цветкова// Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. - 2008. Вып.5 - СПб.: Изд-во Русск. христианск. гуманитарн. академии, 2008. - С.191-194.). Однако, кажется, по прошествии лет данная тема сохранила актуальность.
Интересно узнать мнение специалистов и клиентов психологов и психотерапевтов.
В настоящее время проблематика эффективности взаимодействия психолога и клиента становится все более актуальной, ввиду роста количества специалистов в области психологии и потенциальных клиентов. Это связано с тем, что все большее число людей осознает наличие психологических проблем и необходимость их прорабатывания, от которых стремится избавиться посредством психотерапевтической помощи.
Обращение к тому или иному психологу стало одной из сервисных услуг. Это больше не воспринимается зазорным, но в какой-то степени стало даже престижным. Особенно модным считается прибегать к помощи организационных психологов-консультантов. На Западе профессия психолога уважаема и занимает определенную нишу в социальной иерархии. Взгляды на роль представителя этой профессии в нашей стране диаметрально противоположны. С одной стороны, это некая сверхъестественная личность, обладающая непостижимыми способностями. С другой – этакий чудак с кипой тестов, который достоин лишь пренебрежительного отношения, вплоть до презрительного уничижения, и доказывает вполне очевидное. В свою очередь, подобные представления клиентов обусловлены естественным влиянием их стереотипов и психологических защит на восприятие клиентом специалиста. И это обуславливает эффективность взаимодействия человека, обратившегося за помощью, и профессионала.
Одними из важных компонентов эффективной профессиональной деятельности психолога является восприятие его клиентом и самовосприятие как субъекта профессиональной деятельности. Можно считать, что этот образ детерминирует выбор поведенческих стратегий и предполагаемых действий, как специалиста, так и человека, обратившегося за помощью, в процессе их взаимодействия. Это, в свою очередь, влияет на успешность психотерапевтического процесса. Успешность обусловлена адекватностью выбранного психологом стиля взаимодействия и тем, насколько он соответствует в сознании, как клиента, так и специалиста идеальному образу профессионала.
Можно предположить, что эта система представлений, как правило, приобретает черты гендерного профессионального стереотипа. А неадекватно сформированный у клиента стереотип может стать тормозом в психотерапевтическом процессе, поскольку это связано с тем, насколько комфортно человеку во взаимодействии с психологом.
При столкновении специалиста с ожиданиями клиента возможны различные варианты: взаимодействие (перенос), конфликт и другие. Они детерминированы разными факторами. Исходя из этого, представляется чрезвычайно важным и актуальным исследование факторов, детерминирующих эффективность взаимодействия человека, обратившегося за помощью, и профессионала, который ее оказывает, в зависимости от пола обоих представителей этой диады.
Проблема огромного влияния на психотерапевтический процесс и его успешность, которое оказывают различные стереотипы и установки и механизмы психологических защит и которое по-разному проявляется в зависимости от половой принадлежности клиента и психолога, стала предметом рассмотрения работы «Роль стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога».
Объектом исследования стали клиенты психологов и психотерапевтов в возрасте от 18 до 65 лет:
15 мужчин, посещавших психолога – мужчину;
15 мужчин, посещавших психолога – женщину;
15 женщин, посещавших психолога – мужчину;
15 женщин, посещавших психолога – женщину.
Выборку группы испытуемых составили 60 человек.
В рамках исследования в опоре на блок из 4 методик (одна из модификаций методики «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, «Методика ранжирования личностных качеств психолога», «Цветовой тест отношений», Методика «Индекс жизненного стиля – LSI») были выявлены: значимость для клиента некоторых личностных качеств психолога, наличие и степень выраженности механизмов психологических защит клиента. В работе изучались отношения клиента к специалисту и психотерапевтическому процессу, степень удовлетворенности клиента, комфортности во время взаимодействия со специалистом, а также взаимосвязь между перечисленными выше факторами и степень ее выраженности.
В результате проведенного исследования большей частью подтвердились ранее выдвинутые в нем гипотезы: в большинстве мужчины и женщины используют различные механизмы психологических защит, и у них по-разному проявляются гендерные и профессиональные стереотипы при взаимодействии с психологом в зависимости от половой принадлежности специалиста. Частично опровергнута гипотеза о том, испытуемые мужского и женского пола будут отдавать предпочтение разным личностным качествам психолога (мужчины – чертам рационального порядка, женщины – эмоционального). Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что мужчины, обратившиеся к специалисту женщине, и все испытуемые женской группы, выбрали три одинаковых качества как наиболее предпочитаемые.
На первый план в образе идеального психолога большинство испытуемых выдвигает черты, эмоционального порядка (внимание к людям и сочувствие, доброжелательность), то есть в первую очередь клиенты все-таки приходят за поддержкой и сочувствием. При этом большое значение придается компетентности, как основе эффективной работы со специалистом. Привлекает внимание то, что по итогам мужчины, обратившиеся к специалисту женщине, и все испытуемые женской группы, выбрали эти три качества как наиболее предпочитаемые. Причем по отношению к психологу противоположного пола испытуемые сделали совершенно идентичный выбор.
Исключение составили мужчины, обратившиеся за помощью к мужчине психологу, которые более высоко оценивают качества, рационального порядка: достоинство, внутреннюю свободу и широкий кругозор. В отношении женщин специалистов эти черты для них менее значимы, что объясняется, скорее всего, влиянием гендерных стереотипов.
Как наименее желательные для психолога клиенты определяют тоже одинаковые черты (рассудительности, внешней привлекательности, а так же различные проявления уступчивости, покладистости, неуверенности в себе и так далее). Скорее всего, помимо проявления влияния гендерных стереотипов, подтверждающих, что внешняя привлекательность не столь значима в профессиональной деятельности мужчин и в диаде женщина – женщина, это объясняется социальной желательностью даваемых ответов, то есть работой психологических защит. И только мужчины в отношении женщин не скрывают, что привлекательность может оказать некоторое положительное влияние на эффективность психотерапевтического процесса.
Полученные в результате исследование системы отношений клиент – психолог (психотерапевт) данные позволяют сделать следующие выводы:
Как и мужчины, так и женщины имеют не очень высокие показатели по параметру «ожидания от психолога».
Мужчины гораздо выше оценивают роль психолога в обществе, нежели женщины, причем в большей степени они выделяют работу психолога мужчины, при сопоставлении с показателями по другим шкалам это может говорить о том, что мужчины все-таки больше расположены работать со специалистами мужчинами. Они также гораздо больше принимают психологов, с которыми они работали (работают), по сравнению с женской группой, причем они в равной мере позитивно относятся и к специалистам женщинам, и к мужчинам.
В результате исследования механизмов психологической защиты
клиента в целом можно сделать вывод о том, что представители женского
пола более часто пользуются такими защитами, как отрицание, регрессия,
проекция. Мужчины же чаще прибегают к проекции и интеллектуализации.
Привлекает внимание тот факт, что интеллектуализацией одинаково часто
пользуются как мужчины, так и женщины. Вероятно, это связано с тем, что
женщины стали более активными в жизни, стремятся к самореализации, что
требует от них проявления большей маскулинности, проявляющейся в
«активно-творческих» характеристиках, инструментальных чертах личности: активности, доминантности, целеустремленности, решительности, уверенности в себе, жесткости, способности к лидерству, логическом мышлении, расширении кругозора и приобретении
большого количества знаний.
Данные, полученные в исследовании клиентов с помощи методики «Цветовой тест отношений», позволяют сделать заключение, что представители трех групп при взаимодействии с психологом принимают себя, относятся к себе позитивно и чувствуют себя достаточно уверенно. При этом женщины, обратившиеся к мужчинам, характеризуются гораздо меньшей уверенностью в себе, более низкими самооценкой и уровнем самопринятия. Вполне возможно, это феномен объясняется тем, что они испытывают большую потребность в одобрении и поддержке со стороны представителей противоположного пола. Что подтверждается их цветовыми предпочтениями и данными по шкале ожиданий.
Женщины чрезвычайно позитивно воспринимают психолога женщину и работу с ней. Это весьма положительно влияет на эффективность психотерапевтического процесса, что дает больше возможностей для принятия и переработки негативных эмоциональных переживаний.
Интересно, что испытуемым кажется, что от женщин нельзя ожидать практически никакой реальной помощи. Это, скорее всего, детерминировано влиянием гендерных стереотипов.
Участники исследования демонстрируют наличие некоторого опасения при работе с психологом. При этом мужчины, обратившиеся к мужчинам психологам, в меньшей степени готовы принять и переработать свои переживания для повышения эффективности работы. Возможно, это связано с феноменом некоторого соперничества между мужчинами. Что подтверждается их цветовыми предпочтениями.
Большинство испытуемых отражают положительное мнение о психологах, сложившееся в социуме. Исключение составляют представительницы женской группы, обратившиеся к женщинам - специалистам, которые выказывают противоположную позицию. Это может объясняться и расхожим в обществе мнении о специфике женских взаимоотношений.
Результаты корреляционного анализа не только подтвердили полученные с помощью использованных методик данные, но и выявляли некоторые количество достаточно интересных связей.
Так, например, чем более позитивно клиент будет воспринимать психолога в совокупности всех его черт, тем более позитивными будут его ожидания, тем меньше он станет прибегать к использованию психологических защит. При этом образ специалиста, сложившийся у клиента в отношении его психолога, тесно взаимосвязан с самовосприятием клиента.
Очевидным стало и то, что чем меньше человек прибегает к примитивным формам психологических защит, что связано с определенным уровнем психологической развитости его личности, тем большее количество стереотипов, в том числе гендерных и профессиональных, он использует для поддержания внутреннего сбалансированного состояния. В этом случае, чем чаще эти стереотипы оправдываются, тем больший комфорт будет испытывать клиент при взаимодействии с психологом.
При изучении связей внутри каждой группы выяснилось, что в ситуации обращения к психологу противоположного пола для того, чтобы у клиента складывались позитивные ожидания, для испытуемых женщин важную роль играет степень позитивности восприятия психолога и самовосприятия при взаимодействии с ним, а также большое число гендерных стереотипов в отношении него. Для мужчин же – положительное общественное мнение о специалистах подобной сферы деятельности. Интересно, что для того, чтобы мужчина обратился к женщине и принимал работу с ней, необходимо, чтобы общественное мнение его в этом поддерживало.
Оказалось, что наличие профессиональных стереотипов в отношении психолога противоположного пола мужчины и женщины используют по-разному. Испытуемые женской группы – для более позитивного восприятия, а мужской – как средство для осознания и принятия своих опасений, возникающих в процессе работы над собой.
Обращаясь за помощью к специалисту женщине, испытуемые женской группы регрессируют меньше, если считают, что работа с психологом будет для них полезной. Мужчины рационализируют меньше, если испытывают положительные эмоциональные ощущения. При этом и те, и другие используют и проекцию, но женщины сочетают ее с компенсацией, а мужчины с реактивными образованиями.
При обращении к психологу своего пола у женщин восприятие профессионала взаимосвязано с тем, насколько психотерапевтическая среда, организованная психологом, способствует повышению самооценки клиентки. У мужчин же с тем – насколько специалист способен компенсировать его проблемы. В этой ситуации мужчины пользуются вытеснением для поддержания положительного эмоционального состояния, используя при этом еще и проекцию с интеллектуализацией. Женщины же пользуются вытеснением для того, чтобы снизить свои опасения и переживания. При этом, прибегая еще и к регрессии.
Интересно, что ожидания позитивного от работы с психологом у представителей мужской группы связано с их неготовностью принять фрустрирующие обстоятельства, ситуации. Если же клиентки надеются получить пользу, то, даже когда испытывают дискомфорт в течение психотерапевтического процесса, они пользуются интеллектуализацией.
Во время взаимодействия с человеком, обратившимся за помощью, психолог зачастую сталкивается с проявлением его механизмов психологических защит и стереотипов, с негативными последствиями этого. Однако если он будет знать, какие именно психологические защиты у клиента и, главное, в ответ на что, возникли или усилились, специалист сможет более эффективно и быстро решать проблему сопротивления клиента, его ухода от работы над собой, что, скорее всего, и является совокупностью этих механизмов защиты. Между тем, необходимо учесть, для того, чтобы произошло настоящее "продвижение", клиенту зачастую нужно испытать всю гамму чувств, обозначающих сопротивление изменениям: страх, растерянность, фрустрацию, агрессию и другие. А поскольку профессия психолога предполагает и изрядную долю провокации, так как работа с сопротивлением, как правило, более плодотворна, эти знания помогут специалисту ориентироваться, правильно ли клиент продвигается по пути самосовершенствования.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что, вполне вероятно, для клиентов будет более комфортным взаимодействие с психологом, который придерживается идей клиенто-центрированной психотерапии К. Роджерса. гуманистического подхода, несколько меньше – консультация в рамках бихевиоризма. Также, возможно, что психоаналитические идеи и техники будут для них менее актуальны.
Таким образом, получены некоторые ориентиры, которые необходимо учитывать психологу в процессе своей профессиональной деятельности. Очевидно, что специалистам необходимо развивать не только профессиональные навыки, но и некоторые личностные характеристики, такие как интерес к людям, гибкость, открытость, творчество, умение создавать позитивную атмосферу, эмпатия, рефлексия, склонность к оказанию поддержки, а также умение поддерживать собственное эмоциональное благополучие.
Одним из возможных решений проблемы эффективного взаимодействия человека, обратившегося за помощью, и консультанта является мотивирование потенциальных клиентов путем создания положительного имиджа психолога, доказательства его профессионализма «в действии».
Специалист должен вызывать доверие и уважение, прежде всего, своей профессиональной компетентностью. При этом чрезвычайно важно проявление эмпатии, принятия и создание комфортной для клиента доброжелательной обстановки.
Очевидно, что значимость создания условий для позитивного восприятия консультанта клиентом в процессе их взаимодействия особо возрастает при интерпретации получаемой специалистом так называемой обратной связи. Ведь психолог должен, кроме прочего, уметь грамотно использовать поступающую от клиента информацию в своей профессиональной деятельности и способствовать формированию (и поддерживать) субъектной готовности клиента к самопознанию, в том числе, и на основе формирования позитивного образа специалиста в глазах обратившегося к нему человека.
Данная работа освещает лишь некоторые аспекты роли стереотипов и психологических защит в феномене восприятия клиентом психолога. В результате исследования были получены некоторые ориентиры, которые необходимо учитывать психологу в психотерапевтическом процессе, поскольку их можно рассматривать как обратную связь, данную клиентами.
Исследование роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога является относительно новым явлением. И вопросы, связанные с использованием данных обратной связи о восприятии клиентом специалиста и процесса консультации на различных этапах психологического консультирования, остаются открытыми. Поэтому проблема поиска оптимальных путей организации успешного психотерапевтического процесса остается актуальной и представляет собой широкое поле деятельности для современного психолога.