Часто читаю статьи коллег о том, как подготовиться к встрече с психологом и что будет происходить на встрече.
Не удержался….
Общая схема взаимодействия с психологом:
1. Обнаружение предметно-проблемной области, проблемы и причины.
Сначала в виде гипотезы, затем более точно.
2. Прояснение: расширение или сужение, заглубление или выход «на поверхность».
Буквально, уточнение через ряд вопросов, «рассеивание тумана неопределенности» и перевод проблемы в запрос.
3. Коррекция (психологом) или терапия (психотерапевтом).
Способ зависит от знаний и умений специалиста, навыков владения методом и личных предпочтений.
Все методы хороши, но для конкретного клиента, проблемы и специалиста могут быть более подходящие.
С чем обычно приходят?
Жалоба – это выражение неудовольствия по поводу чего-нибудь неприятного, страдания, боли. Жалоба свидетельствует, что человек уже поставил себе «диагноз», хотя может его и не осознавать.
Часто выразитель жалобы приходит для выплеска негативного в себе и переноса ответственности за страдания на психолога.
Визитер обычно не готов к разрешению ситуации или изменению своего состояния.
Когда психолог переводит жалобу в запрос - коррекция или терапия возможны.
В противном случае все разговором и заканчивается.
Проблема - это актуальное психологическое противоречие внутри личности или группы в рамках психической нормы, создающее дискомфорт, напряжение, затрудняет нормальное развитие, функционирование и адаптацию личности или группы.
Проблемы могут быть реальными: неосознаваемые и осознаваемые или надуманными, т.е. придуманными человеком в результате попытки объяснить ситуацию или свое состояние.
Каждая проблема, с одной стороны, индивидуальная, а с другой стороны, типичная по способам разрешения в том или ином методе психологической коррекции или психотерапии.
Запрос – это то, что позволяет решить проблему.
Распространённые виды запросов: изменить ситуацию, изменить себя с целью адаптации к конкретной ситуации, выйти из ситуации и найти новые способы жить в ситуации.
Проблема и запрос связаны по смыслу.
Например:
1. Проблема – не уверен в себе, а запрос может звучать так: «Хочу быть уверенным в…..».
2. Не умею – хочу научиться…
3. Не понимаю – хочу понять…
4. Не знаю, что делать – хочу узнать…
5. Не умею – хочу научиться…
6. Знаю, как надо, но не могу сделать – надо что-то дополнительно узнать или сделать…
7. Не справляюсь сам – хочу изменить ситуацию…
8. Все плохо – как жить дальше…
Запрос имеет направленность (стратегию решения): уход ОТ проблемы; уход ОТ проблемы К решению; движение К решению ОТ проблемы; движение К решению. Вторая, третья и четвертая стратегии позволяют найти решение, тогда как первая стратегия ведет к потере времени и денег.
Скорость движения к разрешению проблемы (обретению желаемого результата) зависит от многих факторов, решается всегда индивидуально психологом на основании опыта подобных ситуаций, используемого метода, особенностей клиента и самой проблемы.
С чем, обычно, уходят от психолога?
Результат встречи с психологом зависит от многих факторов: начиная от самого клиента, до профессиональной позиции психолога.
В своей практике выделяю четыре возможных результата:
1. Поговорить и выпустит «пар».
2. Получить рекомендации и следовать им или не следовать.
3. Найти решения.
4. Получить результат (то, что внутри вас) и эффекты (то, что видно снаружи).
Даёт ли психолог гарантии?
Когда вам требуются гарантии, задайте себе вопросы:
- Каких гарантий я хочу?
- В чем, по моему мнению, они могут заключаться?
- Как я узнаю, что гарантия наступила?
- Как я могу сообщить об этом специалисту?
Ответы приблизят вас к пониманию нужны ли гарантии и как их получить.
В конце статьи коллеги пишут просьбы о лайках, отзывах и предлагают свои консультации. Я этого делать не буду…
Если вы дочитали до конца, значит вы самостоятельный и ответственный взрослый, принимающий решения самостоятельно.
Приходите к психологу.
Решайте проблемы вместе с профессионалами и получайте #быстропросторезультат.