Жалоба, запрос, проблема. Различия в ходе консультативной и терапевтической работы.

Как в консультировании, так и в психотерапии полезно понимать отличия запроса клиента от жалобы или проблемы, с которыми он обращается. Это является хорошей опорой для эффективной работы над запросом, или становится поводом для последовательного формирования запроса, что обычно очень помогает клиенту внести ясность в ситуацию и разобраться в своих чувствах.

Жалоба – это выражение неудовольствия чем-либо, сетование на что-либо. В нашем разговоре с клиентом жалобы часто звучат как эмоциональные высказывания, описания того, что беспокоит клиента. Пример жалобы: мне страшно выступать на публике, даже говорить среди большого количества людей.

Если говорить коротко, то жалоба – это то о чём беспокоится клиент.

Жалобу важно выслушать, отнестись к ней небезразлично. Это ещё не запрос, но уже важная часть работы.

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.  В ключе психологической работы проблему можно назвать субъективно определяемой невозможностью удовлетворения того или иного сильного стремления. То есть клиент не видит возможностей для достижения какой-то желанной цели.

В таком случае формулировка проблемы может звучать следующим образом: Мне необходимо сделать доклад на семинаре, а я боюсь выступать перед публикой.

Так ясно, проблему редко формулирует клиент, да и консультант обычно не формулирует её вслух, но ясное определение стремления и преграды может оказаться довольно полезным, как в смысле поиска решений, так и для эмоциональной вовлечённости клиента, что способствует поиску решения и повышает мотивацию к нему же.

Третья важная для нас штука – это запрос. Запрос описывает  именно ту помощь, которую хотел бы получить клиент.  При хорошей работе запрос может звучать как реалистичная цель, которой хотел бы достичь клиент в результате нашей работы.

Запрос может быть получен благодаря таким вопросам как: «Что бы вы хотели получить в результате нашей работы?» или «Давайте представим, что наша сессия завершилась, как вы поймёте, что она была успешна? Что должно произойти?»

В нашем примере запрос мог бы звучать так: «Я хотел бы научиться выступать на публике, не испытывая при этом сильного эмоционального дискомфорта» или «я хотели бы научиться обходиться со своими дискомфортными переживаниями и смелее говорить перед людьми».

Как видно из примера, сама формулировка запроса уже несёт терапевтический эффект. Ясно сформулированное стремление клиента, плюс намёк на направление, в котором стоит действовать («научиться», то есть будет процесс приобретения навыков), уже служит хорошей опорой для последующей работы.

Не все запросы так хороши. Некоторые из них могут быть манипулятивными например: «хочу чтобы муж не пил, сделайте что-нибудь», или в нашей ситуации «сделайте так чтобы я не волновался, когда говорю перед аудиторией» (здесь имеет место перекладывание ответственности).

Получается, что если я клиент, то:

жалоба – это то, что беспокоит меня

Проблема – это столкновение того, чего хочу с неким препятствием, а

Запрос – это то, чего я хочу от нашей работы с консультантом.

Очень важно различать то, чего я хочу от жизни от того, чего я хочу от консультанта. Если мне не помогут сформулировать мою задачу, и я останусь в своём переживании проблемы, то изменения могут не произойти. По крайней мере, это справедливо для консультирования.

Если вы в начале карьеры, то попробуйте в сессии действительно сформулировать каждое из трёх этих важных вещей, с которыми к вам приходит клиент. Даже если придётся потратить ни мало времени, работа будет важной для каждого из вас.



Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • Запрос и зачем он нужен. Смена запроса в ходе терапии.
  • Мой клиент - алкоголик? (Особенности работы с зависимыми. Часть1.)
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Клиент без запроса - есть о чем подумать вместе.
  • Запрос на процесс и запрос на результат
  • Как помочь клиенту сформулировать запрос
  • Хочу быть увереннее.. ((Пример работы с субличностями.
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Зачем нужен правильный запрос от клиента?
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Как Метафорические Ассоциативные Карты выводят клиента на РЕАЛЬНЫЙ запрос?
  • Как определить, лежит ли запрос клиента в зоне ваших компетенций?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Как сформулировать расстановочный запрос.
  • Как сформулировать свой запрос?
  • Клиент без запроса.
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Почему начало работы с психологом может сделать вашу ситуацию еще тяжелее
  • Техника для изменения негативных убеждений «Как если бы» на примере работы со страхом знакомств
  • как Сформулировать Запрос для обращения к психологу
  • Как сформулировать запрос к школьному психологу.
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Пример работы с агрессивной реакцией клиента в переговрах.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь