Хочу быть увереннее.. ((Пример работы с субличностями.

 

Для проработки неуверенности, страхов, хорошо подходит работа с субличностями (частями личности). Части личности - это наши состояния. Когда мы даем им обозначения - мы начинаем управлять этими состояниями.

Неуверенность чаще всего связана с тем, что человек не может получит доступ к своей силе, не умеет управлять своими слабыми сторонами, не хватает социальных навыков и непроработаны травмы (негативный прошлый опыт не дает двигаться вперед).

Я приведу сейчас  пример, когда самооценка более менее в норме, а социальной активности нет, проявить себя в социуме страшно. Самооценка - это только часть уверенности в себе.  Еще необходимы социальные навыки. Умение конструктивно вести себя в ситуации конфликта, говорить НЕТ без агрессии и др. Когда таких навыков нет, выходить из "своего кокона" страшно. Агрессия подавляется и становится внутренними кошмариками, так как нет навыков ее конструктивно  использовать. 

Мы немного коснулись в терапии проблемы неагрессивного решения проблем (скорее, проявления здоровой агрессии - ассертивности), но эта часть работы осталась за кадром. Я не стала перегружать статью подробностями. 

Просто, обозначу в самом начале. Всегда в проработке неуверенности мы работаем с принятием своей агрессии. Формированием навыков управления этой силой. 

Работа с субличностями - помогает принимать эту силу в себе, получит доступ к этой силе. И разрешить внутренние конфликты, которые забирают много энергии. 

Пример работы.

Девушка, 26 лет (это уже не первая консультация), назовем ее Н.

В начале сессии была обозначена проблема: муж предложил Н.   заняться бизнесом и у нее поднялось много страха. На вопрос, над чем бы вы сегодня хотели бы поработать, Н. начала еще больше раскрывать проблему, говорить о страхе, о том, что не справится… все глубже погружаясь в свои переживания.

-Хорошо, попробуйте обозначит запрос, чего бы вы хотели? С чем мы с вами сегодня будем работать?

- Не знаю, чего хочу.. я боюсь, что не справлюсь, не смогу.. а потом начнутся упреки. Я не люблю когда меня упрекают… И вообще это касается всего, мне сложно начинать новое… я боюсь нового… и тд и тп

((П.С. Девушка много говорила о страхе.. и мне так хотелось начать разбирать ее страхи. Прямо казалось, что уже все ясно и понятно. Хотелось мотивации добавить.. Поддержать ее в решении начать свое дело.  Но я убрала своего внутреннего  коуча и просто ждала.. Кстати, не всегда так просто , выслушивая клиента, занимать нейтральную позицию и дождаться самой сути, прояснить запрос .. на это, бывает, уходит третья часть сессии :)

- Чего хотите то??

-  Ну не знаю… Может со страхам разобраться.. ну вообще хотелось бы быть смелее в жизни. Быть увереннее.

-В каких ситуациях вам бы хотелось быть увереннее?

-Я могу быть уверенной , но только когда это надо дочке. Ради себя не могу. Например, когда в поликлинике стоим в очереди и дочка устала, я могу пройти без очереди и отстоять  это право!

- В каких ситуациях вы бы хотели быть более уверенной для себя?

- Вот, например, чтобы договорить об аренде помещения для своего бизнеса.

- Представьте, что вы это делаете…

- Не могу.. в горле все сдавлено..

Девушка очень зажалась, на глазах появились слезы.. Она провалилась в состояние " я не могу.. у меня не получится.. ничего не знаю.. "

- Как же та часть, которая смелая и активная (хотя и для ребенка..) Как сейчас можно включить это состояние?

- Эта часть стоит за спиной. А я бы хотела, чтобы она была впереди. Я не знаю, как ее включить.

- Нарисуйте эти две части. Одна та, которая смелая. Другая та, которая не может и слова сказать.

На листе бумаги появились две фигуры. Они нарисованы схематично (конечно, лучше бы было, если были прорисованы и позы и выражения лиц). Но и так тоже хорошо. Теперь понятно, с какими состояниями мы имеем дело. Девушка дала имена им: Тютя и Сила.

Мы поговорили о том, как все-таки получить доступ к этому второму состоянию? Как они включаются и выключаются?  Сколько в них энергии и насколько они проявлены в жизни?

- Не знаю, как они включаются.. как найти к ним доступ. Все происходит само по себе. Эта часть (Сила) включается вообще только ради ребенка. Одна часть присутствует на 93% (Тютя), другая на 3%  и это вообще как будто и не моя часть (Сила). Я почти всегда в таком состоянии. Мне ничего не хочется, нет сил и энергии. Никакой активности.

- Представьте, что они оказались на кухне, вдвоем. И завязался разговор.. О чем они говорят?

- Сила говорит: давай, действуй! ты сможешь..

((О! это как раз то, что мне хотелось делать вначале сессии J

Но вторая часть (Тютя) она не может.. не знает.. у нее не получается..

Эти части довольно позитивно друг к другу относятся. Диалог между ними есть. Но ничего не происходит. Никаких инсайтов.

Я предложила посмотреть на них со стороны..

- Что вы чувствует к ним? Есть ли какие идеи?

- Я начинаю злиться..

- На кого?

- Да на всех! больше всего на себя!

И у девушки полились слезы. Со слезами полился поток самобичевания.

- Лучше бы меня не было. Это не жизнь..

- Что вы чувствуете?

- Злость

- Из какой части?

- Это какая-то другая часть.

И она нарисовала третью часть (которая никак не была назвала, но обозначалась как Злая)

Вот такой рисунок получился. В центре Сила, она с ребенком  и в коконе (вакууме). По сторонам  Злая и Тютя.

Хочу быть увереннее   Пример работы с субличностями

- Вы понимаете, что вот это подавленное обесточенное состояние у вас тогда, когда появляется третья часть. И эти мысли "лучше бы меня не было", которые вы только что проговаривали, это внутренний диалог этих двух частей. А вернее - злая часть нападает на Тютю.

Мы выяснили, что диалога теперь никакого быть не может. Эта Злая часть, просто уничтожит всех…

Как только появилась эта часть, активность Н. еще больше снизилась. И периодически она словно куда-то "девалась" , казалось, что она меня не слушает.. Я всегда диагностирую, что клиент чувствует в данный момент, слышит или нет меня.. На этот раз Н. меня почти не слушала.

Оно описала свое состояние. Она словно в сфере, в вакууме. Где ничего нет. И у нее часто бывают такие состояния. И в этот момент она может даже не слышать , что говорит другой. И не замечать, что он делает.

И ее пугают эти состояния.

Я объяснила, что на самом деле это психологическая защита. Называется  "изоляция". Ничего особенного в ней нет. Это не какое-то отклонение, как переживала Н. это способ, с помощью которого она справлялась с реальностью. Да, эта защита ограничивает контакт с реальностью. Но это же защита.

И благодаря этой защите, Н. удалось выжить в тех условиях, в каких на оказалась в детстве (Н. из очень неблагополучной семьи..)

Благодаря этой защите она смогла сохранить свою самооценку (Н. думала , что у нее низкая самооценка и мы провели диагностику.. все было в норме).

Благодаря этой защите и более менее нормальной самооценке Н. создала свою семью! Достаточно благополучную! У нее любящий и любимый муж, который ее поддерживает. У нее прекрасный ребенок! Есть свое любимое дело (только сил и смелости не хватает погрузиться в него, но это дело времени!)

И это был ключевой момент. Н. осознала, что этот вакуум, которого она так боялась - это не кошмарное  зло и психическое отклонение, а то, что помогало ей в жизни.

И уже другими глазами посмотрела на весь рисунок.

- А даже хорошо, что эта Тютя так много участвовала в моей жизни. Если  бы не она, не знаю, где бы я уже была! Она умела быть спокойной в самых сложных конфликтных ситуациях. Она гасила эти конфликты только так..

Н. начала вспоминать ситуации, которые ей удавалось благополучно разрешить..

Внимание переключилось на Злую часть:

- И благодаря этой части я выжила! Иногда приходилось защищать себя физически!

Удивительно! У Н. появилось понимание, принятие своих частей и благодарность им!

В конце нашей встречи Н. сказала:

- Вы знаете, эта средняя часть,  Сила, она продвинулась на шаг вперед. Я это очень хорошо ощущаю.



Просмотров: 644
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • О правилах, часть 3: "Это зависит не от меня!" или о силе влияния
  • Как найти дело жизни и начать реализовывать себя в нем? Часть 1
  • Как найти дело жизни и начать реализовывать себя в нем? Часть 2
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Меня часто спрашивают: "Как реагировать на детские истерики?!". Часть I
  • Меня часто спрашивают: "Как реагировать на детские истерики?!". Часть II
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • 10 ВРЕДНЫХ советов для мужей и жён со стажем и не только, часть 1. Из цикла "Дверь в спальню"
  • Женщина должна быть слабой, а мужчина героем? Часть 2. Мифы, которые хорошо продаются
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Когда боль заставляет танцевать танец под названием "Жизнь", часть 2.
  • Характер - это судьба (Я не знаю, я ничего не знаю…..Я даже не помню, когда я думал иначе)
  • Дневники Стройняшки часть 53 "Спаси меня!"
  • Семейная психология. "Муж меня не возбуждает" 2 часть.
  • Хорошо ли быть... Хорошим? (Часть 1).
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Как перестать думать "у меня, как всегда, ничего не получится". Лекарство от лени N2.
  • У меня низкая самооценка! Что делать?! (1 часть)
  • Хорошо ли быть... Хорошим? Часть 3 (завершающая).
  • Хорошо ли быть... Хорошим? (Часть 2, интроспективная)
  • Когда аргумент "вы меня довели" перестает быть оправданием
  • Всегда говори "нет". Часть вторая: согласиться нельзя отказать
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • А как вообще психолог может помочь? (часть I)
  • "Жизнь, которая не случилась". Онкология с точки зрения психосоматики. Часть 2.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь