|
Хочу быть увереннее.. ((Пример работы с субличностями.Автор статьи: Ештокина Евгения Александровна
Для проработки неуверенности, страхов, хорошо подходит работа с субличностями (частями личности). Части личности - это наши состояния. Когда мы даем им обозначения - мы начинаем управлять этими состояниями. Неуверенность чаще всего связана с тем, что человек не может получит доступ к своей силе, не умеет управлять своими слабыми сторонами, не хватает социальных навыков и непроработаны травмы (негативный прошлый опыт не дает двигаться вперед). Я приведу сейчас пример, когда самооценка более менее в норме, а социальной активности нет, проявить себя в социуме страшно. Самооценка - это только часть уверенности в себе. Еще необходимы социальные навыки. Умение конструктивно вести себя в ситуации конфликта, говорить НЕТ без агрессии и др. Когда таких навыков нет, выходить из "своего кокона" страшно. Агрессия подавляется и становится внутренними кошмариками, так как нет навыков ее конструктивно использовать. Мы немного коснулись в терапии проблемы неагрессивного решения проблем (скорее, проявления здоровой агрессии - ассертивности), но эта часть работы осталась за кадром. Я не стала перегружать статью подробностями. Просто, обозначу в самом начале. Всегда в проработке неуверенности мы работаем с принятием своей агрессии. Формированием навыков управления этой силой. Работа с субличностями - помогает принимать эту силу в себе, получит доступ к этой силе. И разрешить внутренние конфликты, которые забирают много энергии. Пример работы. Девушка, 26 лет (это уже не первая консультация), назовем ее Н. В начале сессии была обозначена проблема: муж предложил Н. заняться бизнесом и у нее поднялось много страха. На вопрос, над чем бы вы сегодня хотели бы поработать, Н. начала еще больше раскрывать проблему, говорить о страхе, о том, что не справится… все глубже погружаясь в свои переживания. -Хорошо, попробуйте обозначит запрос, чего бы вы хотели? С чем мы с вами сегодня будем работать? - Не знаю, чего хочу.. я боюсь, что не справлюсь, не смогу.. а потом начнутся упреки. Я не люблю когда меня упрекают… И вообще это касается всего, мне сложно начинать новое… я боюсь нового… и тд и тп ((П.С. Девушка много говорила о страхе.. и мне так хотелось начать разбирать ее страхи. Прямо казалось, что уже все ясно и понятно. Хотелось мотивации добавить.. Поддержать ее в решении начать свое дело. Но я убрала своего внутреннего коуча и просто ждала.. Кстати, не всегда так просто , выслушивая клиента, занимать нейтральную позицию и дождаться самой сути, прояснить запрос .. на это, бывает, уходит третья часть сессии :) - Чего хотите то?? - Ну не знаю… Может со страхам разобраться.. ну вообще хотелось бы быть смелее в жизни. Быть увереннее. -В каких ситуациях вам бы хотелось быть увереннее? -Я могу быть уверенной , но только когда это надо дочке. Ради себя не могу. Например, когда в поликлинике стоим в очереди и дочка устала, я могу пройти без очереди и отстоять это право! - В каких ситуациях вы бы хотели быть более уверенной для себя? - Вот, например, чтобы договорить об аренде помещения для своего бизнеса. - Представьте, что вы это делаете… - Не могу.. в горле все сдавлено.. Девушка очень зажалась, на глазах появились слезы.. Она провалилась в состояние " я не могу.. у меня не получится.. ничего не знаю.. " - Как же та часть, которая смелая и активная (хотя и для ребенка..) Как сейчас можно включить это состояние? - Эта часть стоит за спиной. А я бы хотела, чтобы она была впереди. Я не знаю, как ее включить. - Нарисуйте эти две части. Одна та, которая смелая. Другая та, которая не может и слова сказать. На листе бумаги появились две фигуры. Они нарисованы схематично (конечно, лучше бы было, если были прорисованы и позы и выражения лиц). Но и так тоже хорошо. Теперь понятно, с какими состояниями мы имеем дело. Девушка дала имена им: Тютя и Сила. Мы поговорили о том, как все-таки получить доступ к этому второму состоянию? Как они включаются и выключаются? Сколько в них энергии и насколько они проявлены в жизни? - Не знаю, как они включаются.. как найти к ним доступ. Все происходит само по себе. Эта часть (Сила) включается вообще только ради ребенка. Одна часть присутствует на 93% (Тютя), другая на 3% и это вообще как будто и не моя часть (Сила). Я почти всегда в таком состоянии. Мне ничего не хочется, нет сил и энергии. Никакой активности. - Представьте, что они оказались на кухне, вдвоем. И завязался разговор.. О чем они говорят? - Сила говорит: давай, действуй! ты сможешь.. ((О! это как раз то, что мне хотелось делать вначале сессии J Но вторая часть (Тютя) она не может.. не знает.. у нее не получается.. Эти части довольно позитивно друг к другу относятся. Диалог между ними есть. Но ничего не происходит. Никаких инсайтов. Я предложила посмотреть на них со стороны.. - Что вы чувствует к ним? Есть ли какие идеи? - Я начинаю злиться.. - На кого? - Да на всех! больше всего на себя! И у девушки полились слезы. Со слезами полился поток самобичевания. - Лучше бы меня не было. Это не жизнь.. - Что вы чувствуете? - Злость - Из какой части? - Это какая-то другая часть. И она нарисовала третью часть (которая никак не была назвала, но обозначалась как Злая) Вот такой рисунок получился. В центре Сила, она с ребенком и в коконе (вакууме). По сторонам Злая и Тютя. - Вы понимаете, что вот это подавленное обесточенное состояние у вас тогда, когда появляется третья часть. И эти мысли "лучше бы меня не было", которые вы только что проговаривали, это внутренний диалог этих двух частей. А вернее - злая часть нападает на Тютю. Мы выяснили, что диалога теперь никакого быть не может. Эта Злая часть, просто уничтожит всех… Как только появилась эта часть, активность Н. еще больше снизилась. И периодически она словно куда-то "девалась" , казалось, что она меня не слушает.. Я всегда диагностирую, что клиент чувствует в данный момент, слышит или нет меня.. На этот раз Н. меня почти не слушала. Оно описала свое состояние. Она словно в сфере, в вакууме. Где ничего нет. И у нее часто бывают такие состояния. И в этот момент она может даже не слышать , что говорит другой. И не замечать, что он делает. И ее пугают эти состояния. Я объяснила, что на самом деле это психологическая защита. Называется "изоляция". Ничего особенного в ней нет. Это не какое-то отклонение, как переживала Н. это способ, с помощью которого она справлялась с реальностью. Да, эта защита ограничивает контакт с реальностью. Но это же защита. И благодаря этой защите, Н. удалось выжить в тех условиях, в каких на оказалась в детстве (Н. из очень неблагополучной семьи..) Благодаря этой защите она смогла сохранить свою самооценку (Н. думала , что у нее низкая самооценка и мы провели диагностику.. все было в норме). Благодаря этой защите и более менее нормальной самооценке Н. создала свою семью! Достаточно благополучную! У нее любящий и любимый муж, который ее поддерживает. У нее прекрасный ребенок! Есть свое любимое дело (только сил и смелости не хватает погрузиться в него, но это дело времени!) И это был ключевой момент. Н. осознала, что этот вакуум, которого она так боялась - это не кошмарное зло и психическое отклонение, а то, что помогало ей в жизни. И уже другими глазами посмотрела на весь рисунок. - А даже хорошо, что эта Тютя так много участвовала в моей жизни. Если бы не она, не знаю, где бы я уже была! Она умела быть спокойной в самых сложных конфликтных ситуациях. Она гасила эти конфликты только так.. Н. начала вспоминать ситуации, которые ей удавалось благополучно разрешить.. Внимание переключилось на Злую часть: - И благодаря этой части я выжила! Иногда приходилось защищать себя физически! Удивительно! У Н. появилось понимание, принятие своих частей и благодарность им! В конце нашей встречи Н. сказала: - Вы знаете, эта средняя часть, Сила, она продвинулась на шаг вперед. Я это очень хорошо ощущаю. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|