Меня часто спрашивают: "Как реагировать на детские истерики?!". Часть II

В продолжение статьи: "Меня часто спрашивают: Как реагировать на детские истерики? Часть I". 

https://www.psyoffice.ru/article/detskie_isteriki_chto_delat/

Меня часто спрашивают Как реагировать на детские истерики  Часть II

Сразу предлагаю перейти к самому волнительному для большинства родителей вопросу: «Как же реагировать на детские истерики?!».

Для этого предлагаю рассмотреть различные способы реагирования

1.     Переключение внимания ребенка с желаемого предмета на что-либо другое.

Подходит: до наступления у ребенка истерики, либо при хорошей переключаемости ребенка.

Частенько родители спрашивают меня: «А что делать, если он вообще никак не переключается?! Бывает, конечно, и такое. Но прежде, чем делать такие выводы, нужно перепробовать все различные варианты. Чтобы знать, на что можно переключить ребенка, как минимум, нужно еще знать, что его увлекает и что ему нравится. А это «нравится» не всегда приходит к детям само по себе, бывает, что его нужно «создать» или «подметить».

Не подходит: если ребенок нуждается в помощи родителя (например, в защите, поддержке, контейнировании или просто внимании).

2.     Поддержка и контейнирование чувств ребенка

Поддержка, контейнирование, создание для ребенка «психологической утробы» - основополагающие родительские стратегии во взаимоотношении с ребенком.

Л. Петрановская дает этим понятиям следующие определения:

«Психологическая утроба» - это успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.Контейнирование (от слова «вместилище», по смыслу сходно с выражением психологическая утроба) – способность одного человека быть для другого психологической утробой, дать ему утешение и успокоение, «принимая» его чувства.

Контейнер вмещает чувства, с которыми человеку не под силу справиться самому: боль, страх, обиду, разочарование.

Для успешной реализации данной стратегии нужно:

- уважать личность ребенка;

- уважать чувства ребенка (в том числе и негативные);

- учить ребенка понимать, различать, вербализировать и правильно выражать чувства.

Универсальные способы помощи: объятия, помощь в вербализации чувств ребенка, вербализация собственных чувств.

При реализации данной стратегии родитель может встретиться с множеством собственных ограничений. Так, например, реализация данного способа реагирования на истерику ребенка будет затруднена у родителей, не имеющих в детстве опыта контейнирования взрослыми, а также у родителей, переживающих различные стрессовые состояния и испытывающих трудности при правильной трансформации собственных негативных эмоций. То есть, родитель, находящийся не в ресурсном состоянии, сам будет в нем нуждаться, что уже говорить о принятии чувств ребенка («со своими бы чувствами справиться»).
3.     Игнорирование

 Позволю себе разделить такую стратегию, как игнорирование, на осознанное и неосознанное.

3.1. Осознанное игнорирование (авт. определение) – тип родительской реакции, при которой родитель целенаправленно делает вид, что не замечает n-ых действий ребенка, и находится в полной уверенности, что данный тип реагирования в момент «здесь и сейчас» будет наиболее продуктивным.

Подходит:

- при 100% уверенности в манипулятивном поведении ребенка;

- при быстрой переключаемости и отходчивости ребенка;

- при сильном эмоциональном напряжении родителя (для предупреждения цепной реакции и еще большего конфликта).

Не подходит:

1)   детям, имеющим соматические проблемы;

2)   в ситуациях, когда ребенку нужна помощь родителя;

3) при воссоединении с матерью после длительной разлуки (в ситуациях восстановления привязанности).

3.2.  Неосознанное игнорирование – нечувствительность к чувствам и желаниям ребенка, отсутствие интереса к его жизни и потребностям.

На этом пункте я не буду подробно останавливаться. Мне кажется, что последствия такой стратегии очевидны.

 4.    Физическая и психологическая (вербальная) агрессия:

 

Физическая и (или) психологическая агрессия могут включать в себя:

- запрет на выражение чувств,

- обвинения,

- пристыжения,

- шантаж,

- подкуп,

- навешивание ярлыков.

Как правило, данную форму реагирования используют уставшие, обессилевшие родители или родители, перенявшие негативные установки из собственного детства.

Данные поведенческие стратегии препятствуют гармоничному развитию ребенка, а то и более – оставляют тяжелые психотравмы.

5.     Лишение публики (в ситуациях истерик в общественных местах)

Нередки ситуации, когда ребенок в общественных местах устраивает истерику: падает на пол, кричит или даже начинает биться головой об пол. Причин здесь может быть множество, но наиболее частые могут быть связаны с потребностью добиться желаемого, особенно если чуть ранее был получен отказ.

 

При этом данное поведение вызывает множество трудностей для родителей в понимании того, что же делать и как самим реагировать на взгляды окружающих. Более глубокими причинами родительской растерянности могут быть: неуверенность в правильности своих действий, стыд, боязнь осуждения окружающих или публичной потери родительского авторитета.

Стоит отметить, что в нашем обществе окружающие любят подключаться: «А кто это тут плачет?! Сейчас я тебя с собой заберу, раз ты маму не слушаешься», «Может хочет конфетку? На, съешь, только не кричи», «Какая плохая девочка/мальчик. Мама совсем не научила тебя, как себя вести!!!».

 

Всю эту помощь ничем другим, кроме как «медвежьей услугой», назвать нельзя.

А Вам, дорогие родители, нужно помнить о том, что никакое мнение окружающих не должно поколебать Ваши родительские убеждения (по умолчанию я надеюсь, что они продуктивные). Никакая добрая бабушка/тётенька/дяденька не могут знать, как Вам воспитывать своего ребенка.

Если вдруг у Вашего ребенка случилась истерика в общественном месте,  мысленно абстрагируйтесь от окружающих, лишите ребенка публики (для этого можно выйти из общественного места, отвести ребенка в сторону или посадить в машину, успокоить (или применить другую из рассмотренных нами стратегий), а уже после, когда ребенок полностью успокоится и придет в себя, объяснить, как вести себя правильно, а как нет.

И конечно, нужно помнить, что лучший способ реагирования на детскую истерику – её предупреждение.

 

Способы предупреждения детских истерик:

  • Соблюдение режима дня с чередованием сна и отдыха.
  • Соблюдение режима питания.
  • Удобная одежда и обувь для предупреждения дискомфорта.
  • Подбор игрушек (в том числе развивающих) в соответствии с возрастом ребенка.
  • Уважительное отношение к игре и творчеству ребенка: редоставление возможности играть и ДОигрывать, самостоятельно исследовать мир и заниматься творчеством. Для этого необходима организация развивающей среды дома и на улице.  
  • Своевременное лечение у врача-невролога или других специалистов при необходимости.
  • Своевременная и постепенная социализация ребенка.
  • Включенность в жизнь ребенка.
  • Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье.
  • Выделение времени для собственного отдыха (поиск и накопление собственных ресурсов).
  • Собственная терапия взрослого при выявлении негативных воспитательных установок, а также наличии детских психотравм.

 

Если Вы столкнулись с детскими истериками, помните, что однажды они прекратятся. Главное, правильно реагировать и, конечно, сохранять спокойствие и позитивный настрой. А если самостоятельно достичь этого  не получается - своевременно обращайтесь к специалистам ;-)

 Уважаемые коллеги и родители! Буду рада Вашим комментариям и дополнениям!
И, конечно, если статья оказалась для Вас полезной, Вы можете показать это, нажав кнопку «сказать спасибо».


Просмотров: 697
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Истерики у ребенка, как быть
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Что нужно знать о воспитании самостоятельности у ребенка.
  • Слезы ребенка. Как правильно реагировать, чтобы помочь ему вырасти психологически устойчивой личностью?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь