|
Меня часто спрашивают: "Как реагировать на детские истерики?!". Часть IIАвтор статьи: Фролова Мария Геннадьевна
В продолжение статьи: "Меня часто спрашивают: Как реагировать на детские истерики? Часть I". https://www.psyoffice.ru/article/detskie_isteriki_chto_delat/ Сразу предлагаю перейти к самому волнительному для большинства родителей вопросу: «Как же реагировать на детские истерики?!». Для этого предлагаю рассмотреть различные способы реагирования 1. Переключение внимания ребенка с желаемого предмета на что-либо другое. Подходит: до наступления у ребенка истерики, либо при хорошей переключаемости ребенка. Частенько родители спрашивают меня: «А что делать, если он вообще никак не переключается?! Бывает, конечно, и такое. Но прежде, чем делать такие выводы, нужно перепробовать все различные варианты. Чтобы знать, на что можно переключить ребенка, как минимум, нужно еще знать, что его увлекает и что ему нравится. А это «нравится» не всегда приходит к детям само по себе, бывает, что его нужно «создать» или «подметить». Не подходит: если ребенок нуждается в помощи родителя (например, в защите, поддержке, контейнировании или просто внимании). 2. Поддержка и контейнирование чувств ребенка Поддержка, контейнирование, создание для ребенка «психологической утробы» - основополагающие родительские стратегии во взаимоотношении с ребенком. Л. Петрановская дает этим понятиям следующие определения: «Психологическая утроба» - это успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.Контейнирование (от слова «вместилище», по смыслу сходно с выражением психологическая утроба) – способность одного человека быть для другого психологической утробой, дать ему утешение и успокоение, «принимая» его чувства.Контейнер вмещает чувства, с которыми человеку не под силу справиться самому: боль, страх, обиду, разочарование. Для успешной реализации данной стратегии нужно: - уважать личность ребенка; - уважать чувства ребенка (в том числе и негативные); - учить ребенка понимать, различать, вербализировать и правильно выражать чувства. Универсальные способы помощи: объятия, помощь в вербализации чувств ребенка, вербализация собственных чувств. При реализации данной стратегии родитель может встретиться с множеством собственных ограничений. Так, например, реализация данного способа реагирования на истерику ребенка будет затруднена у родителей, не имеющих в детстве опыта контейнирования взрослыми, а также у родителей, переживающих различные стрессовые состояния и испытывающих трудности при правильной трансформации собственных негативных эмоций. То есть, родитель, находящийся не в ресурсном состоянии, сам будет в нем нуждаться, что уже говорить о принятии чувств ребенка («со своими бы чувствами справиться»). 3. Игнорирование Позволю себе разделить такую стратегию, как игнорирование, на осознанное и неосознанное. 3.1. Осознанное игнорирование (авт. определение) – тип родительской реакции, при которой родитель целенаправленно делает вид, что не замечает n-ых действий ребенка, и находится в полной уверенности, что данный тип реагирования в момент «здесь и сейчас» будет наиболее продуктивным. Подходит: - при 100% уверенности в манипулятивном поведении ребенка; - при быстрой переключаемости и отходчивости ребенка; - при сильном эмоциональном напряжении родителя (для предупреждения цепной реакции и еще большего конфликта). Не подходит: 1) детям, имеющим соматические проблемы; 2) в ситуациях, когда ребенку нужна помощь родителя; 3) при воссоединении с матерью после длительной разлуки (в ситуациях восстановления привязанности). 3.2. Неосознанное игнорирование – нечувствительность к чувствам и желаниям ребенка, отсутствие интереса к его жизни и потребностям. На этом пункте я не буду подробно останавливаться. Мне кажется, что последствия такой стратегии очевидны. 4. Физическая и психологическая (вербальная) агрессия:
Физическая и (или) психологическая агрессия могут включать в себя: - запрет на выражение чувств, - обвинения, - пристыжения, - шантаж, - подкуп, - навешивание ярлыков. Как правило, данную форму реагирования используют уставшие, обессилевшие родители или родители, перенявшие негативные установки из собственного детства. Данные поведенческие стратегии препятствуют гармоничному развитию ребенка, а то и более – оставляют тяжелые психотравмы. 5. Лишение публики (в ситуациях истерик в общественных местах) Нередки ситуации, когда ребенок в общественных местах устраивает истерику: падает на пол, кричит или даже начинает биться головой об пол. Причин здесь может быть множество, но наиболее частые могут быть связаны с потребностью добиться желаемого, особенно если чуть ранее был получен отказ.
При этом данное поведение вызывает множество трудностей для родителей в понимании того, что же делать и как самим реагировать на взгляды окружающих. Более глубокими причинами родительской растерянности могут быть: неуверенность в правильности своих действий, стыд, боязнь осуждения окружающих или публичной потери родительского авторитета. Стоит отметить, что в нашем обществе окружающие любят подключаться: «А кто это тут плачет?! Сейчас я тебя с собой заберу, раз ты маму не слушаешься», «Может хочет конфетку? На, съешь, только не кричи», «Какая плохая девочка/мальчик. Мама совсем не научила тебя, как себя вести!!!».
Всю эту помощь ничем другим, кроме как «медвежьей услугой», назвать нельзя. А Вам, дорогие родители, нужно помнить о том, что никакое мнение окружающих не должно поколебать Ваши родительские убеждения (по умолчанию я надеюсь, что они продуктивные). Никакая добрая бабушка/тётенька/дяденька не могут знать, как Вам воспитывать своего ребенка. Если вдруг у Вашего ребенка случилась истерика в общественном месте, мысленно абстрагируйтесь от окружающих, лишите ребенка публики (для этого можно выйти из общественного места, отвести ребенка в сторону или посадить в машину, успокоить (или применить другую из рассмотренных нами стратегий), а уже после, когда ребенок полностью успокоится и придет в себя, объяснить, как вести себя правильно, а как нет. И конечно, нужно помнить, что лучший способ реагирования на детскую истерику – её предупреждение.
Способы предупреждения детских истерик:
Если Вы столкнулись с детскими истериками, помните, что однажды они прекратятся. Главное, правильно реагировать и, конечно, сохранять спокойствие и позитивный настрой. А если самостоятельно достичь этого не получается - своевременно обращайтесь к специалистам ;-) Уважаемые коллеги и родители! Буду рада Вашим комментариям и дополнениям! И, конечно, если статья оказалась для Вас полезной, Вы можете показать это, нажав кнопку «сказать спасибо». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|