"Жизнь, которая не случилась". Онкология с точки зрения психосоматики. Часть 2.

Автор статьи: 404

 Жизнь которая не случилась Онкология с точки зрения психосоматики Часть 2

Все, что есть – лишь этот удивительный танец печали и радости, рождения и смерти, близости и одиночества...
Лишь этот загадочный танец, по имени Жизнь.
Танцуя, есть риск оказаться неловким, утратить свой ритм, с кем-то столкнуться.
Есть выбор и право выйти из круга и просто смотреть на других.
Но единственный способ обучения танцу – Танец.
И единственный способ обучения жизни – Жизнь...
В.Гусев

Как уже говорилось в предыдущей статье https://www.psyoffice.ru/article/kak_ygasayt_miri_psihosomatika_onkologii/ , одной из причин возникновения онкологического заболевания является чувство обиды (и вины).
В своё время я имела опыт работы в хосписе в качестве психолога, а также ведения онкологических клиентов. Я могла бы охарактеризовать онкологию как "жизнь, которая не случилась". Многие онкологические клиенты описывали те важные моменты, которых не произошло: "не признался в любви", " не рискнул уйти с работы и начать своё дело при всех возможностях", "не успел посмотреть мир", " не был на последнем звонке/ выпускном/свадьбе" своего ребенка, так как "мы не общались после развода с его/её мамой(папой)".
Иллюстрацией может служить фильм Р.Райнера "Пока не сыграл в ящик", где главные герои начинают жить свою несостоявшуюся жизнь, когда страшный диагноз был озвучен.

И именно чувство вины/ обиды является триггером к развитию онкологии.
Обида содержит в себе послание "ты поступил неправильно", вина- " я не должен был поступать так". Печаль в том, что зачастую не всегда есть возможность наладить диалог с обидчиком/ тем, перед кем есть чувство вины ( допустим, когда с этим человеком связь потеряна и/ или этого человека уже нет в живых). И тогда, продолжая метафору В.Гусева, человек "выходит из круга" танцующих, отходит ближе к стене и просто наблюдает за тем, как вальсируют другие, замыкаясь в собственной вине/обиде, которая становится всё более токсичной день ото дня.
Рискну сказать, что именно эти чувства не только фиксируют человека в прошлом ( "цирк уехал, а клоуны остались"), но и искажают восприятие действительности: жизнь воспринимается через линзу прошлой травматизации, которая не имеет никакого отношения к моменту " сейчас", превращая обыденность в ад.

Ещё одной задачей в работе с онкологически больным человеком я вижу в помощи формирования более гибкого восприятия травматических событий и их меньшей эмоциональной окрашенности ( отсутствии фиксации на болезненных переживаниях) и возможности оказаться в моменте " здесь и сейчас", из которого можно двигаться в будущее.. Превратить фрустрацию (обиду/вину, непрожитое горе) из кособоких движений в подлинный танец.. Помочь человеку увидеть ситуацию с другой стороны, тем самым превратив " чёрно-белое мышление" в радугу.
Да, это непростые задачи, которые будет проходить красной нитью в процессе всей терапии, но, на мой взгляд, оно того стоит.

Для подобной работы я предложила бы к рассмотрению следующий алгоритм, который можно использовать в психотерапевтической работе с онкологией или обычной жизни, когда есть симптом и (или) чувство вины-обиды, от которого хочется быть свободным.

АЛГОРИТМ 1 (если вы обижены или есть симптом, который связан с этим чувством).


Шаг 1. Закойте глаза ( или останьтесь с открытыми) и сместите фокус внимания в телесные ощущения. Что происходит в вашем теле сейчас, как ощущается ваш симптом/чувство обиды?

Шаг 2. Вспомните ситуацию и человека, который вас обидел. Что именно он сказал или сделал?

Шаг 3. А теперь на секундочку допустите такую возможность: то, что сказал или сделал обидчик, было именно то, о чём вы его просили.( Если посмотреть на это с точки зрения трансперсонального или эзотерического подхода, то ваша душа попросила душу оппонента сделать то, что было сделано). Понимаю, что звучит странно и неприятно, но вдруг получится?!

Шаг 4. Далее мысленно обратитесь к себе и продолжите фразу : "Это было сделано для того, чтобы я..." Услыште или почувствуйте ответ: чему научила вас эта ситуация, что ценного вы приобрели с помощью неё? Возможно, это будут какие-то новые ваши личностные качества (ощущение собственной силы, способности сопереживать, возможности доверять себе и опираться на себя); возможно, в вашей жизни появились новые значимые люди или вы увидели ценность тех, кто оставался с вами; возможно, вы открыли новые грани и таланты в себе? (Критерий того, что фраза не "от головы"- физическое ощущение тепла).

Шаг 5. Ответ получен. Если хочется, можно поблагодарить оппонента за данный "урок".
Если- нет, не страшно. Теперь снова обратите внимание на симптом или интенсивность переживания обиды, которые были изначально. В результате проделанной техники они должны уйти/стать менее проявленными. Отметьте этот момент. Сделайте пару глубоких вдохов и возвращайтесь обратно. Как вы ощущаете себя сейчас? Что изменилось в вашем восприятии изначальной ситуации?

АЛГОРИТМ 2 (если вы чувствуете вину или есть симптом, связанный с ней).

Шаг 1. Закойте глаза ( или останьтесь с открытыми) и сместите фокус внимания в телесные ощущения. Что происходит в вашем теле сейчас, как ощущается ваш симптом/чувство вины?
Шаг 2. Вспомните ситуацию и человека, перед которым вы чувствуете вину.

Шаг 3. А теперь на секундочку допустите такую возможность: то, что вы сказали или сделали, было именно тем, о чём вас просил этот человек. Другими словами, вы выступили максимально хорошим учителем на определенном уровне вашего взаимодействия с этим человеком.
Шаг 4. Мысленно обратитесь к себе и продолжите фразу: " Ты попросил меня научить тебя ...."( возможно, это будут похожие качества: ощущение собственной силы, доверию к себе и интуиции, опоры на себя/ других или вы помогли запустить новый этап жизни " обиженного " вами человека) добавьте при необходимости: " Я сделал то, о чем ты просил. Я сожалению, если тебе было больно". (Критерий тот же- ощущение тепла). И продолжая обращаться к себе, продолжите ещё одну фразу: " И в этой ситуации я научился...."
Шаг 5. Возможно, вы почувствуете, что оппонент благодарен вам. Если нет, не страшно. Теперь снова обратите внимание на симптом или на интенсивность переживания обиды, которые были изначально. В результате проделанной техники они должны уйти/стать менее проявленными. Отметьте этот момент. Сделайте пару глубоких вдохов и возвращайтесь обратно. Как вы ощущаете себя сейчас? Что изменилось в вашем восприятии изначальной ситуации?
Данные алгоритмы лучше всего использовать в обе стороны, так как вина и обида ходят парой.

Olgaverbitskaya.ru

Удачи.



Просмотров: 837
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Здравствуй, симптом!" Зачем нужен симптом, если он мешает жить?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Симптом- сигнальная "лампочка" организма"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь