|
Как определить, лежит ли запрос клиента в зоне ваших компетенций?Автор статьи: Ирина Сукач
Я уже публиковала заметку о том, что соблюдаю правила этического кодекса психотерапевтов, и о том какие именно из них являются для меня основными. Замечаю, что данная тема остается для меня актуальной, связываю это с формированием собственной профессиональной идентичности, и предполагаю, что это может стать полезным для кого-то еще. Общаясь с коллегами, и учитывая свои собственные ощущения, могу сказать, что те из нас, кто всерьез развивает свою терапевтическую практику и относится к своей работе профессионально, стремится следовать и духу, и этическим нормам психотерапии. Однако, несмотря на это, данная деятельность сопряжена с целым рядом рисков. И риски – не сама проблема, но оставаясь мало урегулированными они создают для специалиста тревожный фон, что напрямую может влиять на качество терапии. В данной статье я коротко изложу личный взгляд и опыт, касающийся одного из основных, по моему мнению, аспектов профессиональной безопасности практикующего психолога - соблюдению границ компетенции. Возможно, само написание этой статьи, где я попытаюсь свой опыт «разложить по полкам», поможет мне справиться с собственной тревогой, и вызовет у кого-либо интерес к данной теме. Если говорить кратко, то основная цель соблюдения границ компетенции в том, чтобы не навредить клиенту. Рассматривая законодательною сторону вопроса, я «притягиваю» сюда статью о халатности при оказании услуг (Ст. 12.17 КоАП РБ Нарушение правил оказания услуг населению), на мой взгляд, наиболее подходящую. Но, думаю, применить ее к деятельности психолога крайне сложно. Поэтому в качестве основного риска я вижу именно нарушение требований этических кодексов - деятельность за границами компетенции. Как определить, лежит ли запрос клиента в зоне ваших компетенций? На данном этапе моего терапевтического пути это является важным вопросом, и я готова, исключительно из личного опыта, поделиться идеями на этот счет. Пойду от простого, на мой взгляд, наиболее ясными является запросы «медицинской» области. Реальность такова, что клиенты с такими запросами обращаются к психологу, притом, что не всегда характер проблематики можно выяснить по телефону. На мой взгляд, столкнувшись с такой ситуацией, оптимальным будет рекомендовать обратившемуся профильного специалиста, а также обсуждение возможности поддерживающей терапии в дальнейшем. Главная компетентность в этом случае - отказаться от работы по данному запросу, оставляя возможность лишь ресурсной консультации перед обращением к врачу. Сложнее ситуация, когда к нам обращаются клиенты с запросами, лежащими исключительно в «психологической» области, казалось бы, тут достаточно дифференцировать запросы по критерию «с этим работаю/с этим не работаю». Однако на начальных этапах практики, сложность возникает. Связываю это с отсутствием устойчивой практики и неустойчивой профессиональной идентичностью. В данной ситуации, на мой взгляд, в помощь психологу непрерывная личная терапия и супервизия. Считаю главной компетентностью в этом случае – смелость осознавать свои собственные ограничения, смелость предъявиться этим клиенту, а также налаженная связь с коллегами, для возможности «передачи» клиента, если такая необходимость возникла. Так же сложной является ситуация, где мы встречаемся с симптомом, лежащим в пересечении областей. Этот симптом может быть основной темой запроса, или проявляться на фоне иной психологической проблематики. Во всех этих случаях ситуация неоднозначная. На мой взгляд, для реализации принципа «не навреди», обеспечения безопасности клиента, а также собственной безопасности необходимо тесное профессиональное сотрудничество с коллегой-врачом. Из личного опыта знаю, что наладить такое сотрудничество задача не простая, так как здесь очень важно понимание коллегами языка друг друга и уважительное отношение к деятельности друг друга. Я имею разный опыт в решении этого вопроса. Впервые столкнувшись с данной необходимостью, моя попытка убедить врача моего клиента в целесообразности работать втроем: клиент, психолог, врач, не увенчалась успехом. Несмотря на это мое мнение в данном вопросе не менялось. На сегодняшний день я имею опыт профессионального сотрудничество с врачами моих клиентов, где и сами клиенты привлечены к данной системе сотрудничества, что позволяет лучше понимать процессы, шире видеть работу и ограничение в ней, продвигает терапию. Поэтому считаю, что в случае с запросом, лежащим в пересечении «психологической» и «медицинской» областей, главной компетентностью является профессиональное сотрудничество с врачами, что так же является значимым фактором обеспечения нашей профессиональной безопасности, что, в свою очередь понижает уровень тревоги специалиста. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|