|
Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.Автор статьи: Берлов Антон Владимирович
Проникновение в сферу медицинского обслуживания передовых технологий, широкое использование новейшей техники, а также применение эффективных принципов управления настоятельно требуют учета личностных факторов, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути человека, выбравшего профессию врача. Узкая профессионализация врачей, обусловленная активным внедрением в медицину достижений научно-техническогопрогресса, введение большого количества параклинических методов исследования несут в себе не только новые возможности исцеления недугов, их профилактики, но и определенную опасность формирования состояний профессиональной и личностной рассогласованности в труде врача. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема психологической компетентности специалиста, т.е. готовность успешно и адекватно решать проблемы, возникающие в процессе его врачебной деятельности. Профессиональные кризисы являются неблагоприятными факторами в труде врача. Источником кризиса могут служить: неудовлетворенность условиями труда, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено, или когда творческие находки работника встречают внешнее сопротивление в профессиональной среде, отсутствие реальных результатов профессионального роста. Профессиональный кризис есть момент перехода от одной стадии профессионального развития личности к последующей. Их содержательным аспектом является кардинальная перестройка личности. Так, с периодом профессионального образования как этапом жизненного пути личности связан кризис профессионального выбора, обусловленный большим или меньшим разочарованием в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Далее можно выделить профессиональные кризисы, переживаемые в период вузовского образования будущего врача. Последующие профессиональные кризисы возникают между требованиями, предъявляемыми к специалисту социально-профессиональнымиусловиями труда и его профессиональной «Я-концепцией»,индивидуальным стилем деятельности. Пути решения этому можно найти в выборе средств профессионального развития, в углублении специализации, в совершенствовании индивидуального стиля деятельности. Спецификой протекания последнего кризиса в профессиональной жизни врача является сохранение профессиональной активности, профессиональной позиции в той части жизненного пути, который принято называть «пенсионным периодом». Оставив активную клиническую практику, многие врачи продолжают вести консультационные приемы, передавая свой опыт и знания молодым коллегам. Врач в этот период жизни находит ценностный смысл в оказании профессиональной помощи семье, близким. Но все это можно отнести к нормативным кризисам, которые встречаются на пути каждого врача. Содержание кризисных переживаний отдельных эпизодов клинического опыта имеет выраженный индивидуальный характер. К ним можно отнести: профессиональную (объективную) беспомощность; необоснованную критику профессиональных действий врача со стороны пациента или его родственников; лечебно-диагностическиеошибки; конфликтная ситуация с руководством ЛПУ; конфликт с коллегами на профессиональном или межличностном уровне.И последнее время объедение нормативных и профессиональных кризисов ведет к проявлению высокого уровня нервно-психическогонапряжения, формируя синдром хронической усталости, рассогласованности самого себя с окружающим миром. ИЗУЧЕНИЕпрофессионального стресса в работе врача-стоматологапоследнее время привлекает внимание все большего числа исследователей. В первую очередь это связанно с жизненно важными требованиями современной жизни. Как уже говорилось профессия врача-стоматологаявляется одной из наиболее стрессогенных и поэтому проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, справедливо воспринимаются как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью. Находясь в состоянии дезадаптации (рассогласованности) или, проще говоря, в состоянии стресса врач испытывает очень сильное напряжение от контакта с пациентом. Он не в состоянии умело организовать информационно-коммуникативноеполе, сформировать доверительные отношения с пациентом. Хотя известно, что врач является важнейшим источником сведений, необходимых больному. С увеличением информированности увеличивается общая удовлетворенность пациента, его способность и готовность к сотрудничеству. Информированные пациенты дают более точное описание симптомов при последующих контактах с врачом. Информация и успокоение пациента в беседе повышают собственную активность и ответственность пациента в лечебном процессе, предотвращают регрессивные тенденции. Другим следствием позитивного построения отношений является возрастание у врача чувства уверенности в успехе лечебно-диагностическихдействий. Хороший врач — это врач терпимый и терпеливый, даже если пациент проявляет враждебность и сопротивление, каждая межличностная связь, характеризующаяся теплотой, пониманием, приносит пользу. Поэтому врач должен обладать способностью, общаясь с пациентом, создавать сердечную, безопасную, теплую атмосферу, лишенную страха, враждебности или неодобрения. Высокая значимость феномена общения в профессиональной деятельности врача очевидна. Доверие должно начаться с первого контакта пациента и врача. Если в начале встречи доверия не получилось, то в дальнейшем успех лечения вряд ли можно прогнозировать. Каким бы высококвалифицированным специалистом не был врач, если он не внушил больному доверие, успеха в лечении достичь будет очень трудно. Доверие больного к врачу завоевывается целым комплексом поведения врача, начиная с его общего вида и кончая ведением опроса и методами исследования. Врач должен быть внимательным: это качество больше всего ценят во враче пациенты. Предоставляя пациенту возможность свободного, непрерывного рассказа о его переживаниях, ощущениях, врач, по сути, организует психотерапевтический процесс. При этом врач должен обладать способностью, реагировать на высказывания пациента. Если пациенту не будет в необходимой мере предоставлена возможность «психической вентиляции», у него может возникнуть ощущение, что врач его «вообще не выслушал», а возможно, и не обследовал с необходимой тщательностью. Врач не должен давить на психику пациента, но и не должен пускать расспрос «по воле волн». Всему должна быть мера. Лицо его не должно выражать удивления, если даже он встретится с совершенно необычным симптомом или нетипичным развитием патологии. Это всегда имеет неприятные последствия и ведет к испугу пациентов. Каждое слово, сказанное врачом, должно возыметь действие, оно должно быть подкреплено определенными манипуляциями, а не только обещанием. Каждое обещание должно быть выполнено, иначе оно будет расценено как болтовня, но, в то же время, не следует во всем идти на поводу у пациента, особенно словоохотливого, считающего себя полностью просвещенным в медицинских вопросах. Это может привести к непоправимым ошибкам. Врач в каждом случае должен спокойно объяснить пациенту о встретившихся трудностях, которые обязательно будут преодолены. От того, как себя будет вести врач при встретившихся трудностях, зависит успех лечения. Спокойствие врача быстро передается пациенту и наоборот нервозность, неуверенность создают напряженность у пациента и провоцируют возникновение непреодолимого психологического барьера, который в дальнейшем очень трудно или практически невозможно преодолеть. Вера пациента в профессиональные и мануальные знания врача, обоснованность действий никогда не должна быть поколеблена ни при каких условиях. Вот почему, при подготовке врача-стоматолога,психологические дисциплины должны занять необходимое и достойное место. Также является целесообразной разработка мероприятий для обеспечения психологической поддержки врачам-стоматологам.Эту поддержку могут осуществлять психологи и психотерапевты в форме психокоррекционных индивидуальных бесед Организацию таких мероприятий могут и должны осуществлять руководители тех лечебных учреждений, где работают специалисты.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|