Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Психолог начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни - с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности [3].
Таким образом, психолог сразу оказывался перед необходимостью работы с двумя реальностями:
реальностью психометрических данных, полученных с помощью конкретного метода (наблюдения, теста и т. п.);
реальностью теории (своей или принятой в качестве рабочей), в свете которой он мыслил о психометрических данных.
В целом появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей. По нашему мнению, это вызвано тем, что по мере развития общества резко возросла зависимость больших групп людей от действий одного человека и относительно небольших групп людей [2].
Отсюда и возрастание общественного интереса к проблемам человека, его индивидуальности, к возможностям воздействия на человека. Эти обстоятельства и привели к созданию практической психологии, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. При этом практическая психология ставит своей задачей не только изучение индивидуальности человека, но и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека.
Чтобы получить знание об индивидуальности человека, практический психолог должен обладать обобщенным знанием, которое он будет использовать, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека. Это обобщенное знание о человеке, научное, достоверное обеспечит ему рефлексию на содержание своего житейского опыта и позволит пользоваться критериями научной, а не житейской психологии, при анализе индивидуальности человека и конкретных обстоятельств его жизни [3].
Обобщенная теория в работе квалифицированного психолога занимает особое место. Это обобщенное научное знание, на содержание которого он активно рефлексирует в ходе своей работы, постоянно осваивает новые теории и подходы. На их основе квалифицированный психолог создает и развивает собственную концепцию психологической помощи. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному подходу в своей практической работе.
Отношение к обобщенной теории характеризуется тем, что он рассматривает теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой принадлежности. Он рассматривает теорию как способ мышления, Который может совершенствоваться и меняться в зависимости от культурной и половой принадлежности человека. Исходя из этого, отношение квалифицированного психолога к любой теории основано на выделении в ней моментов, как отражающих реальность психической жизни человека, так и реальность культурной и половой принадлежности автора теории, отражающего эту реальность в своей манере мышления [2].
Квалифицированный психолог понимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания; если предмет (внутренний мир человека) для всех исследователей один, то способы его описания, анализа, обобщения для всех авторов будут разными. Это он видит и в своей собственной обобщенной теории, поэтому может соотносить ее с другими теориями.
Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность являются основой для культурной продуктивности. Это позволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы. Это позволяет психологу обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного [2].
Сопоставительный анализ профессий психолога и врача
Профессия психолога
Профессия врача
Виды знания
Психологическое знание – это знание о свойствах сознания, которые есть у каждого человека как самопроявленность, как самопредставленность, то есть как то, что дано в виде Я человека, как присутствие человека для самого себя, т.е. знание о душе [3].
Медицинское знание – это знание человека о свойствах его организма и возможностях воздействия на них. Медицинское знание – знание о функционировании тела и его болезнях. Это то знание, которое человек получает сам, о своем организме, основанное на самоощущении [1].
Способы получения знаний
Житейская и научная психология
Традиционная и нетрадиционная медицина
Научная психология стремится к обобщениям использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Знания рациональны и вполне осознанны [3].
Житейская психология - запас житейских психологических знаний, эмпирический опыт людей. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны [3]. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, пато и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др [3].
Традиционная медицина связана с изучением лекарственных способов воздействия на боль и особенностей их применения при различных симптомах и синдромах заболевания. Она основывается на понимании болезни как поражении отдельной функции или органа. Заболевший человек обычно обращается, прежде всего, к носителю традиционного медицинского знания [1].
Нетрадиционная медицина, которая сегодня получает очень большое распространение, связана, прежде всего, с транскультурным распространением знаний об организме человека. Когда методы лечения, основанные на этом знании, применяются в другой культуре (например, китайские в европейской и т.п.) уже можно говорить о нетрадиционной медицине. Сюда относятся различные информационные модели, которые описывают связь человека с разными силами (космическими, прежде всего), приводят к созданию соответствующих методов воздействия – лечению по фото, трансляции энергии через представление на расстоянии. К сфере нетрадиционной медицины относится обращение к колдунам, знахарям, экстрасенсам [1].
Предмет профессиональной деятельности
Предмет профессиональной деятельности-
внутренний мир человека для всех психологов один; способы его описания, анализ, обобщение, систематизация и т.д.
Объект – другой человек (обратившийся за психологической помощью) [2].
Предмет профессиональной деятельности -осознавание своих профессиональных возможностей врачом и границ воздействия на другого человека.
Объект – другой человек (обратившийся за медицинской помощью) [1].
Цели профессиональной помощи
Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним [3].
Квалифицированный врач владеющий диагностическими приборами и средствами, информированный о различных симптомах и симптомокомплексах заболевания и провоцирующих их факторах выявляет, обобщает, сопоставляет, анализирует, прогнозирует, если еще возможно осуществляет профилактику заболевания, выполняет и оценивает качество лечения [1]
Нормативно-ориентирующие параметры исполнения профессиональных задач
Гуманизация психологической деятельности.
Высокая квалификация психолога, наличие высшего специального образования.
Психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации, работает в определенном направлении, понимает и принимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. [2].
Он рефлексирует свою деятельность, что является источником профессионального роста.
Психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами, повышения своего профессионализма.
Для психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этими вопросами» не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и обоснование как для клиента, так и для себя являются источником профессионального роста практического психолога [3].
Конфиденциальность в работе психолога присутствует всегда.
Обобщенная теория в работе квалифицированного психолога занимает особое место. Это обобщенное научное знание, на содержание которого он активно рефлексирует в ходе своей работы, постоянно осваивает новые теории и подходы. На их основе квалифицированный психолог создает и развивает собственную концепцию психологической помощи [3].
Ценностный и целостный подход к личности обратившегося за профессиональной помощью пациенту, к системе его жизненных ценностей [1].
Общая и специальная подготовка; наличие высшего специального образования;
соответствие уровню квалификации и профессиональной подготовки.
Постоянное повышение квалификации. Свободное владение диагностическими приборами и средствами. Информированность о различных симптомах и симптомокомплексах заболевания и провоцирующих их факторах. [4]. Профессиональные интересы и склонности. Согласованность и непротиворечивость мотивов.
Высокая квалификация врача - основа его информированности о различных симптомах и симптомокомплексах заболевания и провоцирующих их факторах. Осознавание своих профессиональных возможностей врачом и границ воздействия на другого человека.
Знание фармакологии. Соответствие лекарственных препаратов данному заболеванию; не влияние их на сопутствующие болезни. Активное, совместное с коллегами решение профессиональных задач в рамках гуманистического ценностного подхода (планерки, консилиумы и т.д.) [1].
Врач имеет узкую специализацию, также постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации. Врач постоянно совершенствуется, пополняет свои знания, адекватно относится к проблеме профессионального роста, постоянного повышения своей квалификации на различных курсах, семинарах, постоянного профессионального взаимодействия с коллегами – врачами [1].
Условия работы
-наличие у психолога своего кабинета;
-хорошая материально-техническая база;
-правильная расстановка мебели и необходимого оборудования;
- нормированный прием клиентов;
-достойная заработная плата;
-семичасовой рабочий день;
-наличие разумной нагрузки;
-наличие выходного дня;
-полноценный отдых после работы [3].
-не переполненные палаты;
-присутствие медикаментов;
-хорошая материально-техническая база;
-наличие у врача своего кабинета;
-нечастые ночные дежурства;
-достойная заработная плата;
-наличие разумной нагрузки;
-наличие выходного дня;
-полноценный отдых после них [1].
Профессионально значимые качества
· Умение активно взаимодействовать с людьми, общаться, коммуницировать.
· Доброжелательное отношение к своим пациентам.
· Эмоциональная устойчивость.
· Осмысленность ответственных действий.
· Профессиональное рефлексивное мышление.
· Соблюдение норм профессиональной этики.
· Ответственность, как обращенность на себя, осознание собственных действий, как проживание вместе с другим человеком его жизни, включенность в субъективное время жизни человека.
· Обязательность и исполнительность.
· Способность к эмпатии.
· Уважение к другому человеку.
· Активность по овладению новыми знаниями, внедрению новых апробированных технологий и прогрессивных методов лечения.
· Устойчивость к стрессорам профессий, (боль, страдания, болезнь, смерть, психосоматика).
· Оптимизм, бескорыстность, честность, порядочность и правдивость.
· Эмоционально-волевая устойчивость.
· Смелость, решительность [1].
Основные методы
Метод наблюдения, т.е. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т.д. Одной из разновидностей беседы служит интервью - беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.
Большое значение имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.
В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.
Тестирование - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. Различают тесты - опросники, тесты-задания, проективные тесты.
Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Формирующий эксперимент - это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального процесса [2].
Обследование больного с помощью диагностических приборов, терапевтической, лабораторной и функциональной диагностики.
Метод наблюдения, т.е. целенаправленное восприятие внешних проявлений болевых ощущений в поведении человека при осмотре больного, с целью его последующего анализа и объяснения.
Сбор медицинского анамнеза осуществляется методом беседы и диагностики; в психотерапии – клинической беседы.
Постановка диагноза на основе обследования.
Назначение лечения, соответствующих лекарственных препаратов данному заболеванию .
Использование биологически-обратной связи.
Генеалогический скрининг для новорожденных .
Исследование наследственности и среды.
Методы психологического консультирования (у врачей психотерапевтов) - методы психотерапии, направленные на профилактику основного заболевания и первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности задачам психотерапии при неврозах. Консультирование в медицине может быть направлено на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации [1].
Виды профессиональной деятельности
Профилактика и гигиена.
Психогигиена это сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни.
Профилактика направлена на предупреждение психических расстройств.
Психологическое консультирование- профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. Задачи психологического консультирования
· эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;
· расширение сознания и повышение психологической компетентности;
· изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);
· повышение стрессовой и кризисной толерантности;
· повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.
Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [3].
Профилактика и гигиена.
Сюда входит просвещение пациента - познакомить человека со способами и методами предотвращения заболевания, а также с последствиями болезни
Диагностическая деятельность.
· Диагностировать и выявить отклонения в физиологии человека.
· Изучить особенности личности больного и систему его жизненных ценностей.
· Определить структуру внутренней картины болезни.
Существуют различные виды диагностики: терапевтическая, лабораторная, функциональная.
Лечебная деятельность.
· Составить адекватный анамнез
· Выяснить причины заболевания, определить правильно заболевания с учетом всех симптомов и симптомокомплеков.
· Найти эффективные методы лечения заболевания (физиологических изменений).
Реабилитационная деятельность. Реабилитация после лечения – это система мероприятий после болезни, направленная на поддержку организма человека в процессе выздоровления и восстановления (массаж, витаминотерапия, физиолечение ЛФК и т.д.) [1].
Вывод. В профессиях, связанных с взаимодействием человек-человек, огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодействия. Особенно важна в этих профессиях способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности.
От врачей и психологов требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности. Главный принцип у всех «не навреди».
Эти две профессии не могут существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев.
Существование нравственных моделей поведения - это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих в психологической и врачебной деятельности. Эти ситуации часто требуют быстрого принятия нестандартных решений, проявления инициативы, взятия на себя ответственности.
Специалистам данных областей присущи одинаковые профессионально-значимые качества [5].
Психология находится в тесной взаимосвязи с медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.
Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида профилактики.
Так, для первичной профилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам первичной профилактики относятся также определение факторов риска - групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям [4].
Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование).
Во вторичной профилактике ведущую роль играет комплексная фармакотерапия и психотерапия. При третичной профилактике основное значение приобретает социальная реабилитация.
Психологическая коррекция, как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, где можно указать три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение - психотерапия и реабилитация, но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию.
Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур - с целью выявления наиболее перспективных направлений ее развития [5].
Таким образом, профессия педагог-психолог является не только одной из самых гуманных, но и требует от личности человека ориентации на общечеловеческие ценности, способности к эмпатии, наличие устойчивых профессиональных мотивов и предпочтений.
Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним. Он понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности.
Психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций.
Психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации, понимает и принимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. Свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с собственной Я-концепцией. Он рефлексирует это отношение как один из возможных источников профессионального роста. Психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами [2].
Список литературы
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: ЛПА «Кафедра-М», 2002. – 272с.
Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.-368с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996.-336с.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: МОДЭК, 1997. – 352с.
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. М.: ЭКМОС, 1999. – 352 с.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.