|
Синдром профессионального выгорания и способы профилактики «профессиональной болезни»Автор статьи: Екатерина Сергеевна Юферова
Психологическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья человека. Это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам и продуктивно исполнять свои должностные обязанности. Современный ритм жизни постоянно оказывает воздействие на человека, на его здоровье, как физическое, так и психологическое. Сложная социально-экономическая обстановка нашего края и страны в целом пробуждает широкий спектр стрессовых ситуаций у людей всех возрастных категорий, вне зависимости от социального статуса, национальных, гендерных и возрастных различий. Усиление социальной напряженности в обществе приводит к увеличению числа отдельных индивидов и целых групп людей, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации, требующих социально-психологической помощи. Квалифицированную помощь и поддержку они могут получить в системе социальной защиты населения. Деятельность представителей «помогающих профессий» в системе социальной защиты различна и направлена на комплексное решение задач, но общим для них является наличие профессионально обусловленного близкого контакта с людьми. Работа специалиста требует высокого уровня компетентности для решения комплексных социально-психологических проблем каждого клиента, коммуникабельности, эмпатии, особого милосердия и гуманизма. Эмоциональное состояние клиентов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, как правило, характеризуется негативным настроением, усталостью, неудовлетворенностью жизнью и зачастую агрессией или депрессивными проявлениями. Профессиональная деятельность требует от специалиста больших психологических и физических затрат, которые часто приводят к эмоциональному, физическому, интеллектуальному истощению специалиста. Одним из наиболее частых последствий такого рода профессиональной деятельности является развитие синдрома эмоционального выгорания. Следует отметить, что многие авторы употребляют термины «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание», которые считаются тождественными термину «психическое выгорание». Синдром эмоционального выгорания – понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Доктор описывал данное состояние проявляющимся нарастающим эмоциональным истощением, которое может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений), нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам, так и к коллегам, ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге – в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем у специалиста могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные симптомы заболеваний, обусловленные психосоматикой. Из этого следует, что эмоциональное выгорание профессионала как некий психологический синдром проявляется как в рабочем, так и внерабочем, личном пространстве, проявляясь сложностями коммуникации с другими людьми, и приводя к большему числу экзистенциальных проблем. Именно поэтому крайне важно информировать специалистов «помогающих» профессий о феномене данного синдрома, разрабатывать эффективные модели помощи специалистам, работающим в профессиональной схеме «Человек- Человек» в целом, и специалистам «помогающих» профессий, работающим в системе социальной защиты, в частности. Теоретический и эмпирический анализ исследований, посвященных теме синдрома эмоционального выгорания, позволил выделить три основных фактора, играющих существенную роль в развитии и формировании «синдрома эмоционального выгорания»: личностный, ролевой и организационный. К личностным особенностям, способствующим профессиональному выгоранию, относят: способность к эмпатии, открытость, гуманность, конгруэнтность, способность к самообладанию, коммуникабельность и, казалось бы, не связанные с этиологией этого феномена особенности, такие как: увлекаемость и фанатичность, идеализированность, интровертированность, понятийность мышления. К ролевому фактору относятся особенности поведения сотрудников в организации; коммуникации в рабочем коллективе также влияют на развитие выгорания. Здесь важно отметить, что ролевые факторы часто пересекаются с личностными, так как поведение каждого работника в компании тесно связано с его характером. Внешними организационными факторами, способствующими развитию профессионального выгорания, являются: многолетний характер профессиональной деятельности, не получающий должного материального вознаграждения, размытые границы профессиональных компетенций, отсутствие объективно сформированных общественных ожиданий от сферы, желаемой социальной оценки, не имеющей очевидных критериев эффективности и рентабельности, требующей соответствия его результатов достаточно высоким планкам ожидания социума. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что для профилактики синдрома эмоционального выгорания необходимо не только ослабление внешних факторов стрессогенного характера, но и работа с личностью профессионала и коллективом в целом, обучение специалистов приемам самодиагностики, методам предупреждения синдрома выгорания и информированности о способах коррекции симптомов «профессиональной болезни». Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, в первую очередь, самому специалисту. На сегодняшний день нет универсального психологического инструмента для лечения синдрома эмоционального выгорания, но есть эффективные способы для предупреждения и коррекции «профессиональной болезни». Условно работу по профилактике и коррекции профессионального выгорания можно разделить на следующие этапы:
Доктор медицинских наук, профессор, специализирующийся в сфере наркологии, психиатрии, экологии человека, действительный член РАН Павел Иванович Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение синдрома, но и достичь снижения степени его выраженности:
На сегодняшний день в центре психолого-педагогической помощи «Доверие» Забайкальского края применяются психологические технологии поэтапного предупреждения и коррекции синдрома эмоционального выгорания. На первом этапе работы специалистам предлагается индивидуальное психологическое консультирование, далее проводится супервизия в форме балинтовской группы (группа профессионально – личностного роста с целью профилактики субдепрессий при эмоциональном выгорании, делающей психологическую помощь более эмоционально и интеллектуально насыщенной, направленной на развитие личностной рефлексии). Балинтовская группа как активная групповая супервизия профессионально сложных ситуаций является универсальным и высокоэффективным методом формирования коммуникативно – креативной основы толерантных отношений, развивающей коммуникации педагогов – психологов и представителей других профессий, работающих в профессиональной схеме «Человек – Человек». Для достижения максимальной эффективности психологической помощи специалистам «помогающих» профессий предлагается программа психологического тренинга «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Тренинг проводится по запросу организаций в группах обратившихся за помощью лиц, численностью от 8 до 12 человек. Педагогами-психологами центра проводится диагностика специалистов, направленная на изучение степени профессионального выгорания. Далее проводится сам тренинг, цель которого фокусируется вокруг трёх основных составляющих: когнитивной (самопонимание, самодиагностика), эмоциональной (отношение к себе), поведенческой (обучение саморегуляции). Главной целью предоставляемой психологической помощи является воссоздание у специалистов способности дифференцировать свои и чужие эмоции, ощущать фундаментальную ценность жизни и отношений. В заключение хочется отметить, что опасность феномена синдрома профессионального выгорания заключается в том, что ему свойственно прогрессировать изо дня в день. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться психосоматические заболевания. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, уже не дают скорого и долгосрочного результата. Поэтому самое разумное – профилактировать синдром, ежедневно используя в своей профессиональной деятельности рекомендации психологов. С уважением и заботой #психологЕкатеринаЮферова
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|