Профилактика профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска

Профилактика профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска (по результатам анкетирования и психологического тестирования московских спасателей).

 Тиунов Сергей Викторович - начальник отдела экстренной психологической помощи ГБУ «Московская служба психологической помощи населению», к.м.н.

 По данным Всемирной организации здравоохранения синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто среди тех, чья профессиональная работа укладывается в систему взаимоотношений  «человек-техника-человек». По роду профессии сюда можно отнести: спасателей, пожарных, сотрудников полиции и др. Эта система одна из самых сложных и энергоемких, механизм которой  лежит в разнообразном проявлении  человеческой психики. Физическая нагрузка.

Многолетняя работа в такой системе требует от специалиста не только высокого профессионализма, самоотдачи и  терпения, но и умения освобождаться от накопленных негативных эмоций, то есть выстраивать психологическую защиту.

Одним из важных аспектов работы внутриведомственного психолога является обучение сотрудника (личного состава) навыкам саморегуляции и психологической защиты, а при признаках переутомления решения вопроса о направлении на  реабилитацию. Периодический курс реабилитации необходим всем, кто работает в такой системе взаимоотношений. Многие врачи, да и сами психологи считают зазорным  обратиться за помощью к своим коллегам, несмотря на то, что все признаки переутомления (синдрома эмоционального выгорания) на лицо. Что уж говорить о специалистах профессий особого риска: спасатель, пожарный, полицейский, военный. Единицы из них, в случаях необходимости,  способны сами «сдаться» в руки психолога-консультанта или пройти курс реабилитации. И не потому, что  не понимают пользы от психологической реабилитации, а потому, что находятся во власти анахронизмов, стереотипов. «Я не псих…, я не хочу огласки» – вот основной аргумент не идти к психологу.  Человек думает, что поход к своему внутриведомственному психологу  отразится на службе, но это не так. 

  Психолог не заинтересован «испачкать» кому-то  личное дело или репутацию. Задача психолога, в случае если к нему обратился сотрудник, помочь человеку  разобраться в своих проблемах, найти пути  выхода из трудной ситуации, своевременно направить его на курс реабилитации. Длительная, затянувшаяся на месяцы и годы семейная или личностная проблема,  может привести к  стойким нарушениям сна, аппетита, к состоянию апатии и страха неразрешимости ситуации. В случаях, когда человек по долгу своей службы  постоянно видит переживания по поводу гибели людей, эмоциональные и поведенческие  реакции из-за  внезапной потери дома, значимого имущества и т.д., у некоторых профессионалов лабильность психики может варьировать от легкой апатии до  глубокой депрессии, а иногда появляются и мысли о самоубийстве. Нередко, при неумении освобождаться от накопленных негативных эмоций, специалисты профессий особого риска прибегают к неумеренному употреблению медикаментов или  алкоголя.

        Повседневный стресс, в результате которого происходит «перегрузка» психологических, физиологических и адаптационных возможностей человека, когда разрушается психологическая защита  и появляется тревога, может стать  травматическим. Начальные проявления травматического  стресса могут показаться, особенно для специалистов опасных профессий, не существенными, а игнорирование их способствует развитию посттравматического стрессового расстройства.  ПТСР истощает организм, требуя от человека все больших и больших усилий для выполнения  простейшей работы.  Посттравматическое стрессовое расстройство способствует потери контроля человека над своими эмоциями, поведением и иногда приводит к инвалидности, что не редко в среде профессий особого риска.

Поддержание нормального психологического климата в коллективе, мониторинг психологического состояния спасателей и пожарных во время  дежурства - одна из основных  задач, не только для психолога, но и для  начальника отряда и старшего смены.  Умение поддержать «боевой дух», дружеский настрой в отряде во многом зависит и от самих спасателей.  Спасатель, имея хорошую профессиональную подготовку,  порой не владеет необходимыми навыками психологической само- и взаимопомощи, что ставит проблему возникновения синдрома эмоционального выгорания в данной среде особенно остро. Такой вывод был сделан после анализа результатов анкетирования и психологического тестирования  московских спасателей. Психологи Московской службы психологической помощи населению в 2010 году  провели исследование  62 спасателей в возрасте от 18 до 62 лет. В основном,  в ПСО работают молодые люди: спасателей в возрасте  до 35 лет составило 56,5%, лиц в возрасте от 36 до 49 лет - 30,6% и спасателей старшего возраста (50-62 лет) -12,9%.  При разработке методов профилактики синдрома эмоционального выгорания и способов психологической защиты  учитывались, степень риска профессии и личностные особенности спасателя. В рамках данного исследования особое внимание было уделено обучению спасателей навыкам самонаблюдения и приемам саморегуляции. Исследование проводилось в поисково-спасательных отрядах  Агентства гражданской защиты г. Москвы. Обследуемым контингентом были спасатели разных квалификационных классов со стажем от 0,5 до 10 лет.

С целью выявления используемых спасателями методов саморегуляции и способов психологической защиты, была разработана  специальная анкета.  Результаты анкетирования показали,  что специалисты поисково-спасательных отрядов после работы в условиях ЧС в качестве способов релаксации используют:

  • сон – 45 (72.6%),
  • поездки на природу - 41 (66.1%),
  • общение с друзьями - 38 (61.3%),
  •  общение с семьей - 28 (45.2%),
  •  занятия спортом - 26 (41.9%),
  • алкоголь - 22 (35.5%),
  • культурный отдых - 14 (22.6%),  
  • другие приемы релаксации - 2 (3.2%).
  • работа с психологом – 1 (1,6%)

 При этом алкоголь,  как средство расслабления,  выбирался обследуемыми из средней и старшей возрастных групп. Рубрика «работа с психологом», предложенная нами в качестве способа снятия напряжения, спасателями практически не выбиралась. В строке «другие» чаще указывались такие способы релаксации, как экстремальные виды спорта (стрит рейсинг, скейтборд и др.),  интернет и интенсивная работа. Формы такого отдыха на самом деле не способствуют восстановлению психо-физиологического состояния, а лишь переключают внимание на другой вид деятельности, тем самым отвлекая от основных уже имеющихся психологических проблем.

На вопрос: «Чем психолог может быть полезен спасателю?», были получены следующие ответы. При условии анонимности и конфиденциальности  в 19,3% случаев спасатели указали на помощь психолога в решении их психологических проблем. Большинство спасателей (75,8%) отмечали потребность в повышении уровня психологических знаний для работы с пострадавшими в зоне чрезвычайной ситуации, 61,3% указали на потребность «понимать людей»  и «оказывать на них влияние». Из этого возникает вопрос, с какой целью и насколько глубоко им нужно «понимать людей» и какое влияние на них оказывать. После анализа анкет и в процессе  устной беседы,  специалисты поисково-спасательных отрядов выссказались. (40,3% случаев) хотели бы научиться навыкам саморегуляции, в 33,9% отмечали необходимость в понимании себя для изменения своего поведения, в 32,9% хотели научиться решать свои проблемы самостоятельно и 12,9% считают, что психолог может помочь в улучшении взаимоотношения в коллективе. В строке «другое» указывалось желание обучиться специализированным навыкам работы. К таким навыкам спасатели отнесли: специфику работы в толпе, помощь при работе с текущим суицидом и получение знаний в области возрастной и гендерной психологии для дифференцирования возрастных, культурных и межполовых различий.

Психологи  провели работу по расширению психологических знаний, способствовали осознанию у спасателей тех или иных психологических проблем и наметили пути по их преодолению. Специалисты поисково-спасательных отрядов получили информацию по способам психологической защиты, а также обучились технике саморегуляции,  которую можно  использовать как в личных, так и в профессиональных целях. После анализа  результатов анкетирования руководству  поисково-спасательных отрядов были даны рекомендации по предупреждению и предотвращению конфликтов внутри коллектива.

        Таким образом, организация постоянно действующих психологических семинаров и тренингов с личным составом поисково-спасательных отрядов способствует профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания, улучшает климат в отряде и укрепляет здоровье спасателей в целом. Результаты данного исследования были представлены на конференции «Инновационные технологии психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля и психологического обеспечения чрезвычайных ситуаций», которая проходила в  рамках  международного салона «Комплексная безопасность».

 Литература:

  1. Александровский Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И. Психогении в экстремальных условиях. М., 1991. 96 с.
  2. Катастрофы и общество. М., 2000. 332 с.
  3. Никифоров А. М., Рыбников В. Ю., Вавилов М. В. Теория и практика оперативного психологического контроля специалистов экстремального профиля: учеб.-метод. пособие. СПб.: ВЦЭРМ, 2002.- 53 с.
  4. Психиатрия чрезвычайных ситуаций: сборник научных работ / Под ред. Академика РАМН Т. Б. Дмитриевой. М., 2003. 108 с.
  5. Психология экстремальных ситуаций / Под общей ред. Ю.С.Шойгу. М., 2007. 320 с.
  6. Сельченок  К. В. Психология экстремальных ситуаций. М.: Изд-во АСТ, 2000.- 480 с.
  7. Тиунов С.В. Повышение эффективности преподавания на курсах по подготовке спасателей (психологические аспекты).// Современные способы активизации обучения. Материалы методико-практической конференции УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы – М., 2008, С.26-27.
  8. Тиунов С.В., Крылов М.Ю.  Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов, работающих в экстремальных условиях // Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе – М.: Изд-во «Институт психологии РАН».2012. - С.285-295.
  9. Федунина  Н.Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 4. С. 6–24.

 

 

 



Просмотров: 643
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • Мини тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде»
  • Костян и Тимон решают помочь. Спасение от спасателей.
  • Про спасателей!
  • Опыт выхода из синдрома эмоционального выгорания.
  • Метод арт-терапии в преодолении «синдрома эмоционального выгорания»
  • Фазы синдрома эмоционального выгорания
  • Психологическая помощь дошкольным педагогам в ситуации эмоционального выгорания
  • Отличие психологического иммунитета от психологической защиты
  • Упражнения для выхода из психологического выгорания
  • Синдром профессионального эмоционального выгорания. Пути выхода.
  • Профилактика эмоционального выгорания или вновь о "мухах и котлетах" (записки психолога).
  • Исследование психологической готовности к риску лиц опасных профессий
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Психологическая помощь и синдром эмоционального выгорания
  • Логинова О.И. Как выбрать психолога для работы с психологической травмой?
  • Методы борьбы и профилактики эмоционального выгорания в системе здравоохранения
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Диагностика и лечение эмоционального выгорания для профилактики психосоматических заболеваний.
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Психограмма для эффективного подбора специалистов рабочих профессий
  • Использование приемов релаксации для профилактики возникновения психологической усталости у педагогов.
  • Профилактика эмоционального выгорания
  • Профилактика эмоционального выгорания
  • Профилактика эмоционального выгорания.
  • Профилактика эмоционального выгорания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь