"Каждый человек имеет достоинство и ценен именно в силу своей отдельности и уникальности. Когда мы чувствуем и понимаем, что нас ценят как людей, мы сами постепенно можем начать ценить различные стороны самих себя".
К. Роджерс
1. Актуальность проблемы профессионального выгорания у педагогов в сфере дошкольного образования.
Как и многие представители помогающих профессий педагоги и воспитатели ДОО испытывают в процессе своей работы постоянный стресс и высокое эмоциональное напряжение, вызывающие усталость, снижение внутренней мотивации и потерю интереса к работе, ощущение своей несостоятельности как профессионала, недовольство и раздражение во время общения с детьми и их родителями, чувство одиночества, беспомощности и апатии при столкновении с профессиональными трудностями, переживание недостатка эмоциональной поддержки в кругу коллег и даже психосоматичесие реакции (головные боли, резкие колебания давления, бессонницу и другие).
2. Определение эмоционального выгорания.
Впервые о профессиональном выгорании в психотерапевтической практике заговорил американский психиатр Х. Фрейденберг в 1974 году. По мнению ученого, профессиональное выгорание "является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей". Когда сотрудник выгорает по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих действиях.
Маслач определяет эмоциональное выгорание как "синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам", которое возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением.
Отечественный психолог В.В. Бойко разработал собственную методику определения эмоционального выгорания, под которым он понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия".
По мнению Г. Селье, профессиональное выгорание – это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома, то есть стадия истощения.
Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, личностных и психофизических ресурсов работающего человека. Оно наступает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них.
Главная причина профессионального выгорания – это психоэмоциональное истощение и переутомление от вынужденного интенсивного, близкого общения с клиентами на работе (в данном случае - это дети дошкольного возраста и их семьи).
В психологической литературе наиболее часто описывают три основных стадии эмоционального выгорания:
- Стадия уплощения эмоций или напряжения. На фоне утомления возникает равнодушие, ощущение скуки, исчезает острота чувств и переживаний. Человек может испытывать неудовлетворенность собой или даже безысходность ("как будто меня загнали в клетку").
- Стадия конфронтации или сопротивления. Педагоги начинают пренебрежительно высказываться о своих воспитанниках, их семьях и коллегах по работе. Они более формально и отстраненно выполняют свои профессиональные обязанности. Нередко реагируют беспричинным, на первый взгляд, раздражением и злостью в общении с людьми на работе и в личной жизни.
- Стадия истощения и потери ценностных ориентаций. Появляется эмоциональная и личностная отстранённость, недовольство собой, ощущение своей некомпетентности в решении профессиональных задач, потеря чувства значимости и ценности своей деятельности. На этой стадии у человека могут возникать психосоматические и психовегетативные нарушения.
Симптомы, как и фазы эмоционального выгорания формируются с разной степенью интенсивности, от низкого уровня (еще не сложились) до высокого (уже сформированы).
Кроме того, немаловажную роль в профилактике профессионального выгорания играют такие факторы, как чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства, отсутствие конфликта социальных ролей и ролевая определенность, согласованная работа в команде и поддержка коллег, здоровая конкуренция, благополучная атмосфера в коллективе и не высокая конфликтность, грамотная организация и планирование работы.
Знание стадий и симптомов профессионального выгорания поможет психологу диагностировать внутреннюю картину, степень нарушений, уровень стресса, которому подвергаются педагоги, а также их актуальные трудности, вовремя провести профилактику, а педагогам, соответственно, лучше ориентироваться в своем эмоциональном состоянии, повысить осознанность и умение замечать начальные стадии утомления, чтобы вовремя обратиться за необходимой помощью.
3. Специфика работы и трудности, с которыми приходится сталкиваться дошкольным педагогам.
Нередко дошкольные педагоги встречаются с обесцениванием своего профессионального вклада не только со стороны "трудных" родителей, администрации ДОО, или чиновников образования, но и со стороны общества в целом. Потому что быть воспитателем в нашем государстве до сих пор считается не престижным. Отсюда может рождаться чувство стыда и внутренней неуверенности в себе и своих профессиональных достижениях.
Частое изменение нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере дошкольного образования создает у педагогов ощущение нестабильности и дополнительные трудности, например такие, как написание бесконечного количества бессмысленных отчетов и бумаг.
Другой особенностью является высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции (раздражение, злость, страх, тревога и т.д.) во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или их родителями.
Постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс втечении всего дня и невозможность "переключиться", "выйти" из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть. Необходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, общаться с ними.
Установление и поддержание контакта с родителями, в том числе "трудными" семьями, необходимость развивать психологические навыки при столкновении с "семейным контекстом" в своей педагогической работе с детьми.
Если это учреждение специализированного вида, например помогающее детям с нарушениями в развитии, то это тоже накладывает свой отпечаток на работу дошкольных педагогов.
Повышенная психологическая и юридическая ответственность за жизнь, здоровье и благополучие маленьких детей.
Сюда также относится ограниченная возможность дошкольных педагогов обращаться к такому ресурсу, как помощь коллег и профессионального сообщества, если на базе организации не проводятся специальные интервизорские или Балинтовские группы, практические семинары и тренинги, либо недостаток информации о наличии таких мероприятий в своем городе.
4. Профилактика и способы практической психологической помощи дошкольным педагогам в решении проблемы профессионального выгорания.
В настоящее время существует множество психологических тренингов по работе с педагогами в этом направлении. Поэтому мы расскажем в целом о необходимых условиях для эффективной психологической помощи и опишем одно интересное, на наш взгляд, групповое упражнение, которое может быть с пользой применено коллегами-психологами для эмоциональной поддержки педагогов.
Важное условие работы с дошкольными педагогами заключается в комплексном и системном подходе, когда запрос к психологу поступает непосредственно от администрации ДОО, готовой к открытому сотрудничеству. Такая помощь не может быть разовой, поэтому требуется проводить длительные и регулярные встречи с педагогами.
Также есть разница в том, является ли психолог приглашенным со стороны специалистом или внутренним сотрудником учреждения. В последнем случае может происходить смешение ролей, нарушение или даже потеря профессиональных границ, что потребует большей внимательности, осторожности и грамотности от психолога.
Однако приглашенный специалист затратит гораздо больше времени и ресурсов для погружения в ситуацию, знакомство с организацией и установление доверительных отношений с педагогами. Поэтому желательно заключить контракт как с администрацией ДОО, так и педагогами, который защищал бы интересы всех сторон и соответствовал профессиональным этическим принципам, особенно сохранению конфиденциальности личной информации, полученной психологом от педагогов.
Цели и задачи психологической работы с дошкольными педагогами в ДОО:
- длительное выстраивание между психологом и педагогами доверительного контакта, так как последние очень чувствительны к фальши и ожидают от психолога конгруэнтности;
- уважительное отношение к их мнению, позиция "на равных", а не сверху, потому что педагоги часто опасаются, что их самих начнут учить тому, "как надо";
- четкое обозначение границ в работе с психологическими группами, соблюдение правила конфиденциальности и "стоп", чтобы педагоги не чувствовали себя незащищенными;
- возвращение педагогам субъектности, возможности почувствовать себя уникальными и ценными личностями;
- возвращение педагогам возможности снова почувствовать свою профессиональную позицию, уверенность в себе, потому что государственная система образования нередко оказывается бездушной и обезличивающей;
- эмоциональная поддержка педагогов, признание значимости того, что они делают, их каждодневного труда;
- повышение саморефлексии и осознанности в своей работе ("В чем заключаются мои трудности? В чем я хотел бы получить помощь?");
- обучение педагогов техникам релаксации и снятия психоэмоционального напряжения, потому что любому представителю публичной профессии бывает необходимо побыть в тишине одному, сбросить физическое и эмоциональное напряжение;
- поиск совместно с педагогами новых ресурсов, на которые можно опираться, повышение самооценки, веры в свои силы, возможности и умения;
- работа с отношениями внутри коллектива педагогов, помощь в решении конфликтов и командообразовании, улучшение общего эмоционального климата в организации;
- работа с педагогами в по принципу Балинтовских или интервизорских групп, обсуждение трудных случаев и обмен опытом с коллегами, при необходимости ролевое моделирование ситуаций, вызывающих напряжение, и поиск творческих способов их решения.
Какие параметры могут тогда служить индикаторами эффективности психологической помощи, оказываемой дошкольным педагогам? Что изменится в их работе с детьми и профессиональных качествах?
На мой взгляд, это следующие моменты:
- повысится спонтанность и креативность педагогов в процессе взаимодействия с детьми. Они в большей степени начнут доверять себе, используя творческий подход к решению профессиональных задач и трудностей;
- возрастет игровая компетентность педагогов, умение играть с детьми в свободные сюжетно-ролевые игры и групповые игры с правилами, а также самим получать удовольствие от совместной деятельности с детьми;
- качество взаимодействия с детьми изменится в сторону большего доверия и сотрудничества, умения договариваться и, в свою очередь, воспринимать их как уникальных личностей, заслуживающих уважения;
- улучшится общий эмоциональный фон настроения педагогов и уровень удовлетворенности результатами своей работы;
- возрастет уровень профессиональной субъектности, саморефлексии и осознанности своих переживаний, мыслей, поступков, а также признание значимости и ценности собственной трудовой деятельности;
- появятся новые ресурсы, как внешние, так и личностные, на которые педагоги смогут опираться в работе с детьми и семьями;
- коллектив педагогов станет более сплоченным, готовым работать в команде, сотрудничать и поддерживать друг друга.
Общепризнанным способом профилактики эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий, в том числе и педагогов, стали Балинтовские группы, давно зарекомендовавшие себя и хорошо известные на Западе. У нас, к сожалению, они не так широко распространены в сфере школьного и дошкольного образования, хотя педагоги также, как врачи и психологи, нуждаются в эмоциональной поддержке и возможности поделиться своими профессиональными трудностями с коллегами.
Подобные группы проводятся обычно 2 раза в месяц. Их может модерировать один из опытных педагогов или психолог, при условии наличия доверительного контакта и сотрудничества между ним и остальными участниками.
Здесь главная задача ведущего – это создание безопасной атмосферы в группе, сфокусированной на эффективной коммуникации, а не на решениях
Здесь главная задача ведущего – это создание безопасной атмосферы в группе, сфокусированной на эффективной коммуникации, а не на решениях психологических проблем членов группы. Поэтому психологу важно помнить об этом и не пытаться "лечить" педагогов. Центральное место в этом процессе отводится исследованию отношений "ребенок и его семья - педагог". Основные принципы Балинтовской группы заключаются в следующем:
- конфиденциальность,
- искренность ("я-высказывания"),
- личная ответственность,
- уважение к мнению других,
- правило «стоп»,
- безоценочность.
Также полезны в работе психолога с дошкольными педагогами различные психодраматические и гештальт-терапевтические упражнения. В их основе находится обмен ролями и разыгрывание реальных проблемных ситуаций, возникающих на работе. Они помогают педагогу на время идентифицироваться с ребенком или родителем, взяв на себя его роль, лучше понять переживания и поступки Другого в той или иной трудной ситуации, по-новому взглянуть на нее и найти творческий способ решения.
Кроме того, знакомство педагогов с возможностями недирективной игровой терапии, потенциалом свободной сюжетно-ролевой игры и различными музыкально-фольклорными играми облегчает задачу построения доверительных взаимоотношений с детьми, налаживания с ними близкого контакта и организации развивающей среды для дошкольников. Что также в совокупности с другими методами помогает педагогам в их работе.
5. Практическое упражнение-интервью "Мой путь в профессии".
Это упражнение лучше всего предлагать педагогам, когда создана атмосфера безопасности и доверия в группе, а стадия знакомства и преконтакта уже пройдена. Участникам предлагается разбиться на пары и договориться об очередности в выполнении упражнения, кто из них будет вначале интервьюером, а кто - респондентом. На упражнение отводится от 30 до 60 минут в зависимости от количества участников и глубины работы. Очень важно, чтобы упражнение было выполнено в обе стороны и участники успели поменяться ролями.
Цель упражнения - поиск ресурсов, повышение самооценки, рефлексия своего профессионального опыта.
Инструкция может звучать следующим образом:"Представьте, что к вам в гости пришли начинающие коллеги, которым интересен ваш опыт. Ваша задача в роли интервьюера - придумать такие вопросы, которые помогут второму участнику рассказать о своем уникальном опыте работы, об успешном преодолении собственных профессиональных трудностей, по-новому взглянуть на свой профессиональный путь и найти ресурсные моменты, на которые в дальнейшем он сможет опираться. Когда вы закончите интервью, то сделайте небольшую паузу, поделитесь своими впечатлениями с партнером, а затем поменяйтесь ролями". Примеры вопросов:"Как вы пришли в свою профессию? Что вызывает у вас интерес и любопытство в вашей работе".
После выполнения упражнения необходимо, чтобы все педагоги дали обратную связь. Поэтому ведущий может предложить участникам вернуться в общий круг и при желании поделиться со всей группой своими эмоциональными переживаниями, телесными ощущениями, образами, метафорами и мыслями, которые они испытали в той или иной роли. Что было для них важного или нового? С какими сложностями они столкнулись? Какие ресурсы смогли обнаружить в ходе интервью? Что их поддерживает в трудных профессиональных ситуациях? Легко ли им обращаться за помощью и поддержкой? Кто или что помогает им в эти моменты?
6. Заключение.
Таким образом, на практике встречаются разнообразные сочетания симптомов и динамики эмоционального выгорания у дошкольных педагогов. Поэтому при первых признаках его появления стоит обратиться к психологу, а если эти симптомы психосоматические, то может понадобиться консультация врача.
Чтобы помочь педагогам избежать обезличивания и самообесценивания в своей профессиональной деятельности, психологу важно уделять внимание, в первую очередь, личности педагога, его уникальности, а не воспринимать как унифицированный "объекта" сферы образования.
Психолог совершает важную работу, организуя эмоциональную и профессиональная поддержку педагогов в формате тренинговых или Балинтовских групп, на которых проводится разбор трудных случаев и обмен опытом с коллегами. На группе психолог создает безопасное пространство для возможности дошкольных педагогов поделиться своими непростыми переживаниями, возникающими во время общения с детьми и их родителями.
При необходимости психолог улучшает отношениями и внутри коллектива, помогая решать конфликтные ситуации между сотрудниками, администрацией, или между педагогами и семьями, приходящими в ДОО. Он также может консультировать педагогов по вопросам в сфере личной жизни.