Исследование психологической готовности к риску лиц опасных профессий

А.С.Домашенкина, И.В.Ярославцева

Иркутский Государственный Университет, факультет психологии

 Проблема психологической готовности к риску представителей различных профессий является недостаточно изученной. В частности, открытым остается вопрос особенностей психологической готовности к риску лиц опасных профессий, профессиональная деятельность которых связана с повышенными, а часто и экстремальными психологическими и физическими нагрузками, а успешное ее исполнение во многом зависит от уровня развития моральных и волевых качеств, самообладания, мужества и мастерства, осознания ответственности, долга перед коллективом,

Целью нашего исследования выступило изучение психологической готовности к риску военнослужащих. В исследовании приняли участие 20 мужчин, участвовавших в боевых действиях в возрасте от 22 до 45 лет. Для изучения психологической готовности к риску военнослужащих были использованы методика диагностики степени готовности к риску («PSK») А.М.Шуберта и методика EPI (Eysenck Personality Inventory) Г. Айзенка.

В ходе исследования было установлено, что уровень психологической готовности к риску напрямую связан с возрастом (r=0.45, p<0.05)  и выслугой лет военнослужащего (r=0.47, p<0.05). Так, военнослужащие в возрасте 20-30 лет проявили более высокий уровень к риску, чем военнослужащие в возрасте от 31-40 лет. На наш взгляд связь психологической готовности к риску с выслугой лет военнослужащего объясняется теми же обстоятельствами, что и связь возраста с готовностью к риску. Высокий уровень готовности к риску прямо пропорционален опыту военнослужащего, а последний, в свою очередь, зависит от выслуги лет.

Кроме того, прослежено влияние типа темперамента на уровень готовности к риску. Так, 40% от общего числа обследованных лиц, являются интровертами и амбивертами. Их характеризует сдержанность, сосредоточенность, самоконтроль. Согласно полученным данным, военнослужащие в 75% случаев характеризуются низкой выраженностью нейротизма, они обладают нервно-психической устойчивостью, зрелостью и высоким уровнем адаптированности к экстремальным ситуациям. Согласно нашим результатам, значимых связей между готовностью к риску и темпераментом не обнаружено. Это, по-видимому, является косвенным подтверждением того, что: готовность к риску является личностной чертой. Рискованность профессии определяет развитие профессионально значимых личностных качеств и их сочетание.

Итак, военнослужащим с высоким уровнем психологической готовности к риску свойственны такие личностные проявления, как сдержанность, сосредоточенность, самоконтроль, они отличаются нервно-психической устойчивостью, зрелостью и высоким уровнем адаптированности к экстремальным ситуациям. При этом уровень психологической готовности к риску напрямую связан с возрастом и выслугой лет военнослужащих.



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взаимосвязь склонности (готовности) к риску и стрессоустойчивости.
  • Мотивация достижения успеха, избегания неудач, готовность к риску у суеверных студентов
  • Чек лист психологической готовности к НГ.
  • Иллюзия "уверенности в себе" и готовность к риску
  • Критерий психологической готовности к современным особенностям школы.
  • Взаимосвязь перинатальных факторов и психологической готовности к обучению в школе.
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Выход из кризиса: определяем уровень готовности к переменам
  • Сущность личностной готовности к зависимому поведению
  • Еще раз о готовности к школе
  • О готовности к психотерапии
  • Тест готовности к отношениям
  • О готовности ребенка к школе
  • О готовности играть и платить...
  • О сензитивных периодах и готовности
  • Еще раз о готовности ребенка к школе.
  • О формировании наркогенной готовности.
  • О готовности клиента к психотерапии
  • Создание Готовности в Консультировании
  • Критерии готовности к новым отношениям
  • Родителям о готовности ребёнка к школе
  • Критерии школьной ЗРЕЛОСТИ (готовности)
  • О готовности к изменениям (личный опыт)!
  • Алертность - состояние максимальной готовности к действию
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • 10 признаков готовности взрослого человека к отношениям
  • Диагностика готовности к профессиональному выбору у подростков и старшеклассников
  • Уровни практики и обучения в Рэйки и критерии готовности к ним
  • Бесплатный вебинар. Обретаем стройность. Создание готовности.
  • Чего школьникам не хватает для готовности к учебному году



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь