Сущность личностной готовности к зависимому поведению

По мнению большинства наркологов и психиатров, не существует определенной личностной предрасположенности к аддиктивному поведению [3] и не существует методов, которые могли бы выделить в человеке черты, определяющие то, будет ли человек злоупотреблять наркотическими веществами или нет. Выявление феномена «психологической готовности» к приему алкоголя и наркотиков позволяет по-новому взглянуть на данную проблему. С.Н. Зайцев  указывает, что синдром зависимости от ПАВ «не вырастает на пустом месте»: «наркогенная готовность» - психологическая готовность к приему алкоголя и наркотиков, формируется в процессе воспитания в семье. Как указывает автор, если у человека нет наркогенной готовности, то какие бы испытания и стрессы не случились в его жизни, даже при самой отягощенной наследственности, он не станет зависимым от психоактивных веществ (ПАВ). «Чтобы сделать своего ребенка наркоманом или алкоголиком, надо воспитать в нем эгоизм и привить ему ложную систему ценностей» - отмечает С.Н. Зайцев.[1]

Внедрение личностного подхода к проблеме алкоголизма позволяет по-новому взглянуть на возможность выявления и коррекции черт личности, составляющих психологическую готовность к употреблению ПАВ. «Психологические факторы риска возникновения зависимости – это совокупность мотивов, побуждающих к употреблению алкоголя и наркотиков» - пишет профессор А.Ю.Егоров (2002г.). «Предрасположенность к аддиктивному поведению – это личностное образование, детерминирующее готовность к употреблению ПАВ».

Проводя анализ многочисленных исследований, можно выделить некоторые черты личности, которые являются факторами риска в развитии аддиктивного поведения (И.Н. Пятницкая, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, Э.Е. Бехтель, А.Е. Личко, А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.В. Пушина). Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния (Ц.П.Короленко, 1991). Аддиктивное поведение предшествует возникновению алкогольной, наркотической или любой нехимической зависимости (В. Миллер, 1984).

В аффективной сфере у лиц, находящихся в группе риска возникновения аддиктивного поведения, можно отметить выраженную эмоциональную неустойчивость, проявляющуюся в импульсивности, необдуманном принятии решений, ранимости, обидчивости. В проводимых исследованиях, лицам,  склонным к зависимому поведению, были свойственны частые смены настроения, связанные с комплексом неполноценности, чувством неуверенности в себе. Такие лица ожидали от своей деятельности только отрицательных эмоций, не стремились к похвале, вознаграждению, у них преобладала избегающая мотивация. Большинство авторов отмечают повышенную тревожность и депрессивность, эмоциональную напряженность, постоянное стремление произвести хорошее впечатление на окружающих. [2,3,5]

Следующие черты, определяющие готовность личности к приему ПАВ, можно условно объединить под общим понятием «личностная незрелость». Она проявляется прежде всего в инфантилизме, несамостоятельности в принятии решений, подчиняемости, внушаемости. Важной чертой здесь является конформизм (соглашательство). Конформные личности проявляют зависимость от мнения и требований референтной группы, низкую самостоятельность, стремятся принимать решения вместе с другими людьми, часто принимают предложение попробовать наркотик, чтобы «стать своим», быть «как все».

«Преаддиктивная» личность – это личность внешнего контроля, имеющая «экстернальный» локус контроля. Э.Е. Бехтель для обозначения этого типа личности вводит понятие «экстернализованная личность».[5] Ее отличает неспособность прогнозировать результаты собственных действий, поступков, такие личности вообще не считают себя субъектом жизнедеятельности, считая, что все происходящее с ними от них не зависит и является следствием каких-то внешних событий, обстоятельств, удачи. Известный врач-нарколог А.Г.Данилин, исследуя феномен зависимости, пользуется понятием «онтологически уверенной»  личности, введенного американским психиатром Р.Лэнгом. Под этим понятием он предполагает «наличие у человека необходимой для познания окружающего мира точки отсчета, которой является ощущение самого себя как единого целого». [4] Личность, у которой эта «точка отсчета» ослаблена или отсутствует, называется «онтологически неуверенной». Онтологически неуверенную личность характеризует неспособность выработать собственную стратегию взаимодействия с действительностью, стремление перенять как модель особенности поведения других людей, а также ощущение постоянного напряжения, тревоги, связанной со страхом полностью раствориться в другом индивиде. Онтологически неуверенная личность чувствует себя комфортно только в ситуациях социально запрограммированного поведения (служба в армии и т.п.) и в сфере собственных фантазий, где «Я» свободно управляет миром, которого так боится в реальности. Эффект психоактивных веществ, изменяющий сознание, и галлюцинаторный эффект некоторых психотропных средств близок к фантазированию, поэтому личность, которой свойственно онтологическая неуверенность, с большей вероятностью получит удовольствие от наркотического переживания. Допуская, что человек со слабо выраженным чувством собственной индивидуальности старается переложить ответственность за происходящее на кого-то или что-то, можно предположить, что «экстерналы» склонны к быстрому формированию зависимости от ПАВ, они будут зависеть и от других, не химических факторов, людей, которые возьмут на себя ответственность за их поведение. Интерналы же, напротив, будут рассматривать наркотическое переживание, как нечто чуждое их существу, что-то, мешающее реализации их самостоятельной жизненной позиции.[4]

Личностно незрелый человек плохо переносит возникающие трудности,  ситуации фрустрации. Стремится к немедленному удовлетворению своих потребностей, сиюминутному получению удовольствия (гедонистическая направленность). Среди копинг-стратегий незрелая личность использует неконструктивную стратегию избегания: стремление к уходу от реальности в ситуации стресса. Однако избегание не помогает справиться с психическим напряжением, болезненными переживаниями, а употребление наркотических веществ снимает все отрицательные эмоции и у личности формируется иллюзорно-компенсаторное мышление, стремление ухода от реальности посредством употребления ПАВ.

К факторам риска аддиктивного поведения относятся такие проявления незрелости как отсутствие представлений о своих целях, отсутствие социальных и духовных интересов, отсутствие стремления к саморазвитию, неумение организовать свой досуг, незаинтересованность в работе и учебе, отсутствие социально-позитивных установок.

В развитии зависимого поведения важную роль играет наличие интрапсихического конфликта. Он может проявляться в непринятии своей половой роли, несовпадении собственного мировоззрения и требований окружающей среды, в противоречивости самооценки и уровня притязаний, что проявляется в прекращении деятельности при возникновении малейших трудностей, заниженной самооценке, неприятии образа «Я», что может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку. [3]

Действующим фактором риска в развитии зависимого поведения служит неполная социальная адаптация, которая проявляется в конфликтности, непринятии социально приемлемых норм и правил, общественных ценностей, затруднения в установлении эмоциональных связей, раннее криминальное поведение.

Многочисленные исследования указывают на роль психопатий и акцентуаций характера в развитии зависимого поведения у подростков (Р.Крафт-Эбинг,1897; С.С.Корсаков 1901; Ф.Е.Рыбаков 1910; С.Г.Жислин 1928; Э.Кречмер 1930; W.H.Sheldon, S.S.Stevens, W.B. Tucker 1940; П.Б.Ганнушкин 1933; K.Pohlisch 1933; C.Amark 1951; М.Е.Бурно 1969; Fox.R. 1968; Susulovska M. Et al., 1972, А.Е. Личко 1977). Гипертимный тип акцентуации характера характеризуется повышенным уровнем активности, высокой самооценкой и положительным фоном настроения. Такие подростки быстро адаптируются в любой компании, в том числе асоциальной, не задумываясь, принимают предложение принять наркотик. Употребляют ПАВ в основном из желания повеселиться, поднять свое настроение,  чаще предпочитают препараты конопли и психостимуляторы. Циклоидный тип характеризуется резкими сменами настроения, чередованием фаз гипертимности и субдепрессивности. В субдепрессивной фазе чаще прибегают к употреблению психостимуляторов – амфетамина и эфедрина, чтобы повысить свое нормальное или пониженное настроение, увеличить активность. Шизоидный тип проявляется в холодности, эмоциональной сдержанности, отгороженности. Они с легкостью приобщаются к потреблению гашиша, опия и психостимуляторов, а также алкоголя. Мотивом употребления служит стремление облегчить контакты со сверстниками, улучшить свое эмоциональное состояние, изменение сознания с целью познания «сущности бытия», «потенцирование творческих возможностей». Наиболее неблагоприятный в плане приобщения к ПАВ тип акцентуации характера – эпилептоидный. Подростки характеризуются пониженным фоном настроения, угрюмостью, жестокостью, взрывчатостью, силой инстинктивных влечений, в то же время педантизмом, вязкостью и ригидностью. Легко начинают употреблять ПАВ, при этом у них сильно выражено влечение к ним, чаще употребляют опиаты, барбитураты и транквилизаторы. Истероидные черты характера проявляются в эгоцентричности, стремлении всегда быть в центре внимания, требовании повышенного к себе внимания, артистичностью, лживостью, склонностью к фантазированию. При попадании в делинквентную группу легко перенимает все привычки поведения, характерные для данной группы, принимают наркотики и алкоголь, чтобы «стать своим». Подростки с неустойчивой акцентуацией характера также входят в группу риска аддиктивного поведения из-за своего стремления постоянно развлекаться и получать удовольствие, а также из-за отсутствия самоконтроля и целенаправленности деятельности. Конформный тип характеризуется повышенной внушаемостью, подчиняемостью, консерватизмом и экстернальностью, в асоциальной группе начинают употреблять ПАВ, следуя стадному инстинкту, «как все». Некоторые авторы выделяют также апатический тип [5], для которого характерны слабоволие, апатичность, вялость, замедленность, безынициативность, чувствительность, ограниченный круг общения, стремление иметь близкого друга, привязчивость, что может стать фактором риска для развития аддиктивного поведения. [5]

Все исследователи сходятся в одном мнении, что для развития аддиктивного поведения, важную роль играет совокупность факторов: социальных, таких как влияние ближайшего окружения, значимых людей, традиции, раннее приобщение ребенка к пьянству в семье, особенности внутрисемейных отношений;  индивидуально-психологических: личностные предпосылки; и биологических (наследственная отягощенность, измененная  толерантность к алкоголю и т.д.)

Выявление личностных черт, которые могут являться факторами риска развития зависимого поведения, играет важную роль в преодолении деструктивного поведения среди подростков и молодежи. Ранняя диагностика данных черт, а также их психологическая коррекция, является действенным методом профилактики и коррекции аддиктивного поведения, а также является одним из важнейших направлений в работе психолога образовательных учреждений и специализированных  реабилитационных отделений и центров.

 

Список литературы:

 

  1. Зайцев С.Н. Созависимость – умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. – Н.Новгород, 2004.
  2. Пушина В.В. Особенности личности и семейных взаимоотношений у лиц мужского пола, больных алкоголизмом: Монография. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 167 с.
  3. Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. – М.: Медицина. - 1988. – 288 с.
  4. Данилин А.Г. ЛСД. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. – М.: Центрполиграф. 2001. - 521 с.
  5. Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. – М.: Медицина. – 1986. – 272 с., ил.

 

 



Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие когнитивно-поведенческой модели злоупотребления ПАВ и зависимого поведения.
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Конспект лекции "Духовная безопасность или причины аддиктивного зависимого поведения"
  • Какие черты характера и особенности поведения предрасполагают к депрессии?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Коррекция аддиктивного поведения в рамках психодинамических теорий
  • Влияние семьи на развитие аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
  • Для интересующихся как порвать с алкоголем и другими ПАВ.
  • Нарушения пищевого поведения. Факторы риска
  • Пример программы модификации поведения для коррекции компьютерной зависимости.
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Типы токсичного поведения матерей: влияние на личность ребенка
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Советы родственникам зависимых от психоактивных веществ (ПАВ)
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Классификация и факторы развития зависимого поведения
  • Роль семьи в профилактике употребления ПАВ детьми
  • О психологических и социальных последствиях зависимого поведения.
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Плюсы зависимого поведения.
  • Диагностика факторов риска пивной зависимости у молодых людей
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • Чтение характера и мотивов поведения по внешности
  • Лекция 5: Стратегический тип поведения
  • НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь