Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье

  Человек так ведет себя  в семье, какова ее социокультурная среда, которая включает ее саму и ближайшее окружение. Именно она, в первую очередь, задает ему те или иные способы поведения и типы отношений, которые могут быть, как  позитивными, направленными на развитие семьи, так и негативными, разрушающими ее.

   Изначальным в понимании того, как ведет себя человек в внутри семьи, являются представления его о том, что представляет собой его избранник, его окружение и его родственники, т.е. те люди, с которыми ему предстоит жить или достаточно часто общаться, в том числе и по необходимости.  Соответственно, у него постепенно формируется образ не только избранника, но и его будущей  семьи.  Эти образы он соотносит со своим собственным «Я» - образом,  где отражаются его представления о себе,  о сильных сторонах собственной личности и тех чертах, которые ему бы хотелось скрыть и замаскировать. Сюда же мы можем отнести  его ожидания и опасения, которые он испытывает в самом начале создания семьи, желания и стремления, представления о своих возможностях,  рисках, способностях использовать и «довести до ума» первые и  успешно преодолеть другие.

   Что даст ему его избранник и семья в целом? Что он даст им? Если образ избранника, его окружения,  их будущей семьи и его «Я» совмещается  в его самосознании, то его поведение в семье будет носить адаптивный характер. Если же эти образы не совмещаются, то его поведения и отношения в семье, скорее всего, примут дезадаптивный, приспособленческий или откровенной конфликтный характер.

   Образ семьи и его окружения в субъективном плане начинают формироваться  с представлений о том, что есть человек семейный, а также  каково должно быть социокультурное окружение такого человека, включающее в себя  социальные нормы и ценностные ориентации, этические взгляды и социальные оценки и ожидания, образцы поведения, уровни бытовой и деловой воспитанности воспитанности, социально-психологический фон семенных отношений, творческая атмосфера, компетентность члена семьи в решении тех или иных семейных проблем, индивидуальные стили общения, воспитания детей, семейного лидерства  и др.

  Семейному человеку или, человеку семейному, важно знать, какие  социокультурные и социально-психологические образцы поведения  буде задавать ему семья,  решая альтернативу: «Человек для семьи или семья для человека?». В первом случае для  его семейного окружения важен исполнитель, своеобразный семейный функционер (для женщины – «кухня, дети, церковь, для мужа – добытчик и «золотые руки»), во втором – творец, инициатор, зачинатель большинства семейных дел и традиций.  Именно от этого зависит и осмысление своего собственного поведения, которое для человека  семейного вырастает в настоящую личную проблему, а то и драму: «Я связал (а) себя семейными узами, чтобы жить, или я живу, чтобы эти семейные узы поддерживать? И вообще, для чего мне нужна семья?».

  Выделим четыре типа (не исключаем, что их может быть и больше) представлений (стереотипов) о человеке семейном, о том, что он есть:

 

  • «расчетливый человек», т.е. человек, ориентированный, прежде всего, на выгоду, на получение от создания семьи каких-либо последующих благ, будь то материальные ценности, продвижение по службе, новый перспективный бизнес и т.п.;
  • «человек функциональный», т.е. некий функциональный придаток к жизни семьи: она удовлетворяет мужа, хлопочет по хозяйству, занимается детьми, он – зарабатывает деньги, ремонтирует, делает всю мужскую работу, принимает важнейшие решения (или, наоборот, это делает она);

 

  • «человек любящий», т.е. в семье и браке делающий акцент на своих переживаниях, эмоциональных состояниях, которые  очень мощно влияют на психоэмоциональный фон в семье, ее психологическую атмосферу, комфортность ее существования.

 

  •  «человек моральный», т.е. оценивающий все происходящие в семье события с точки зрения морально-этических представлений о ней, того, «какая должна быть идеальная семья».

 

   Эти стереотипы и являются важнейшими ориентирами для людей, создающих семью и вступающих в брак.  Интересно, что в том или ином соотношении они встречаются в самосознании каждого человека, стремящегося создать семью. От того,  какие из этих стереотипов доминируют в сознании каждого члена семьи, зависит  его поведение в целом и в конкретных ситуациях.

                                           

На рис. показана модель преломления стереотипов представлений о человеке семейном в сознании типичного молодого человека:

 Управление семьей стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье

 

 



Просмотров: 682
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Оптимальная стратегия поведения жены при измене мужа или его уходе из семьи
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Чтобы удержать или вернуть человека, нужно его отпустить
  • Ни за что не прощу его.....или себя?
  • Человек, это та информация, которая его окружает
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • Человек жив, но в твоей жизни его больше нет.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Как зависит счастье человека от его склада ума?
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Мастерство психотерапевта или немного о том, как его выбирать.
  • Человек и его субъективная жизнь.
  • Человек и его жизнь, одно и то же.
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Управление семьей: «все для семьи», либо «да пошла она»!
  • Человек и его дело – в поисках смысла.
  • Человек и его род. Часть вторая
  • Человек и его род. Часть первая
  • Человек и его род. Часть первая
  • Человек и его род. Часть вторая



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь