Образовательная программа «Азбука семьи», как способ профилактики жестокого обращения в семье.

     В современном мире давно уже поменялись представления о семье и семейной жизни. Раньше мы просто следовали природным задачам, ориентированным на выживание человеческого вида в принципе. Затем мы следовали правилам, которые устанавливали различные религиозные культы. Кстати, эти правила не входили в противоречие с природными задачами человека. И вот уже лет сто пятьдесят, начиная с феминистических взглядов, которые изначально не имели под собой никаких фанатичных перегибов,  продолжая революционными веяниями, затем поствоенными проблемами, а потом периодом лихих 90-х, мы получили полностью разрушенную систему семейных ценностей, т.е. значимости семьи, как первичного института, который формирует личность. Если в социалистическом обществе были хоть какие-то попытки сохранить ценность семьи, за счет пропаганды общечеловеческих ценностей, то 90-е годы все же сделали свое «черное дело», окончательно добив и похоронив ценность семьи.

    Работая семейным психологом, т.е. консультируя семьи на этапе создания отношений или по вопросам детско-родительских отношений, я обратила внимание на то, что при создании этих отношений люди совершают одни и те же ошибки. Если их условно разделить на категории, то получается следующие зоны,  откуда они к нам пришли:

  1. Опыт родительской семьи, ставший личным опытом
  2. Устойчивые социальные заблуждения

     Парадокс в том, что срастаясь со своим опытом, мы начинаем яро его защищать. В таком случае нам уже не интересно чужое мнение и чужой опыт. Собственно с этого момента и начинает копиться наше раздражение и недовольство отношениями, что приводит к неудовлетворенности браком в целом. Такая неудовлетворенность редко приводит к желанию исследовать причину нашего напряжения, чаще всего хочется «махнуть шашкой», т.е. развестись.  Так ведь легче. Особенно, если ты молод  и веришь в свои перспективы на личном фронте.

     Возможно, что развод – это выход. Хотя, лично мое мнение, развод - это необходимый выход только в том случае, если в семейных отношениях есть насилие или один из партнеров страдает какой-либо зависимостью. В первом случае, надо бежать из отношений. Во втором случае, реанимировать зависимого человека не всем по силам. Но вот о чем точно не думают «шашкомахатели», так это о детях, которые могут быть в этих отношениях. Да, можно оправдать свои действия тем, что лучше уж расстаться, чем травмировать детскую психику постоянными родительскими скандалами. Но у вас есть гарантии, что при таких исходных данных скандалы прекратятся? Мой опыт консультирования показывает, что чаще всего - нет. В данном случае дети становятся заложниками «родительских войн», которые продолжаются и после развода. Начинается взаимный шантаж детьми, желание присоединить ребенка к своему мнению. В любом случае, любовь уходит, и к детям в том числе, а злость остается. И ходим мы злые и обиженные на всех: нас недолюбили, мы недолюбливаем, распространяя это состояние дальше. Бывает немного другой поворот событий – нас недолюбили, поэтому всю свою нерастраченную любовь мы переводим на ребенка, буквально не давая ему самостоятельно дышать. И то и другое никак не способствует формированию нормальной адекватной личности, способной спокойно адаптироваться в наших социальных условиях. А ведь единственная задача у семьи как была,  так и осталась на протяжении многих тысяч лет: вырастить самостоятельного адаптивного человека, который способен выживать и продолжать род человеческий в целом.

     Для себя я поняла, что многие ошибки мы совершаем не столько по злому умыслу, сколько по незнанию. Но это не отменяет нашу злость, когда у нас что-то не получается или получается не то, что мы хотели, или вообще, когда нас не слышат и не хотят делать, то что мы просим. Но часто бывает так, что мы сами не четко понимаем: что же мы хотим? Еще часто бывает, что мы не умеем или не хотим просчитывать последствия своих поступков.  Как говорят – «живем одним днем». Это удобная позиция, но не при создании отношений, и уж тем более, не при воспитании детей. Вот и получается, что у нас формируется слишком много поводов для злости, которая со временем может перерасти в насилие. А в ответ мы получаем ту же самую злость в виде сопротивления, которое тоже может перерасти во встречное насилие. И мне стало жалко собственных детей, которые выходят во взрослую жизнь. Это же в каком мире им придется жить?!

     Примерно  в 2010-2011 годах мне пришла в голову фантазия: проанализировать ошибки своих клиентов при создании отношений. Я пришла к интересному наблюдению: ситуации бывают разные, но ошибки в них типичные. Собственно после этого открытия я и решила создать программу, которая помогала бы молодым людям находить свои конструктивные пути создания отношений, которые приводят к созданию семьи. Я вспомнила, что когда-то в школе был курс «Этика и психология семейной жизни». Нашла учебник. Прочитала. Честно скажу: ничего из текста не поняла. Но пришла к выводу, что информация воспринимается гораздо легче, если ее сразу отрабатывать на практике, т.е. через анализ чужих ошибок. Я решила написать программу, которая обобщала бы опыт типичных ошибок, совершаемых моими клиентами. Разумеется, все имена, явки и пароли поменяны из соображений конфиденциальности, но конечная цель программы: обобщить разные варианты жизненных опытов, чтобы иметь возможность создать свой уникальный и конструктивный, эта цель сохранена.

     Мой первый опыт демонстрации программы в школе, с учениками 9-11 классов, дал мне возможность понять две простые мысли:

  1. Ученики 9-х классов еще маленькие для взрослых разговоров, а ученики 11-х классов слишком заняты экзаменами.
  2. В программе должно быть больше диалогов. Дети любят высказывать свое мнение по предлагаемой теме.

     С 2012 года я начала работать в МАОУ «СОШ № 82», где и стала оттачивать свою программу на учениках 10-х классов. Удивилась вопросам, которые дети умеют задавать, но это всего лишь подстегивает к саморазвитию. Начала выносить программу на суд коллег,  презентовать ее на разных уровнях.

     В 2015 – 2016 году я начала проводить научно-исследовательскую работу для подтверждения эффективности моей программы. 

Мне были рекомендованы от ЦПМСС две методики:

  1. КОС – коммуникативные и организаторские способности
  2. А. Маслоу, методика САТ - тест самоактуализации личности (14 шкал)

      По итогам  методики КОС  результаты рабочей группы в течение учебного года улучшились в два раза.

    По результатам методики САТ результаты рабочей группы практически в три раза лучше результатов контрольной группы.

Фактически получается, что участие в программе содействует развитию:

  1. Коммуникативных навыков
  2. Организаторских способностей
  3. Формирует навык качественной социализации за счет развития критического мышления и умения ориентироваться на себя.

     В 2016 – 2017 учебных годах к эксперименту присоединились три колледжа города Перми:

  1. «Оникс», группа – 28 человек. Использовали в учебном плане оригинальное название предмета – «Азбука семьи», курс 32 часа
  2. «Академическая школа IT-технологий при ПГУ» – три группы, 54 человека. В учебном плане курс назывался «Социальная культура», 38 часов
  3. «Экономический колледж при ПГУ» - шесть групп,  172 человека, В учебном плане курс назывался «Психология семейной жизни», 20 часов

Т.е. всего в обучении, в этом году, приняли  участие – 394 человека.

Результаты диагностик, проводимые в колледжах,  так же показали положительную динамику в методиках.

     По итогам исследования получается, что программа, помимо основной задачи – воспитание ответственного семьянина (требование ФГОС), помогает детям освоить техники, позволяющие улучшить качество жизни не только в личных отношениях, но и в деловой сфере взрослой жизни. Помогает стать более думающими, за счет разрушения стереотипного мышления и иллюзий, связанных с социальными установками. Работа в программе помогает ребятам научиться ответственному отношению за свою жизнь и свои выборы, научиться решать проблемы, а не обвинять в них кого-то другого.

     Тема введения в систему образования программы «Семьеведение» или чего-то аналогичного озвучивается давно. Я предлагаю готовое решение.

  1. На сегодняшний день это программа состоит из 35 часов, т.е. подробно описанных уроков. Она гармонично вписывается в образовательный процесс, любого образовательного учреждения.
  2. Программа апробирована в 4-х образовательных учреждениях (более 5-ти лет в школе и два года в колледжах). Проведена научно-исследовательская работа, подтверждающая эффективность программы.
  3. Уникальность программы в том, что она на 80% процентов состоит из подборки типичных ошибок, которые допускают молодые люди при создании отношений. Таким образом, учащиеся экологично «проживают взрослый опыт», делая выводы о том, как стоит вести себя в тех, или иных ситуациях.

Тематика программы:

1: «Семья и другие человеческие отношения» -  блок ориентирован на разрушение социальных иллюзий и стереотипного мышления

2: «Семейные войны. Нужны ли победители?» – блок  ориентирован на формирование навыков бесконфликтного поведения

3: «Семья и ее социализация» – блок ориентирован на формирование

НЕ  потребительского отношения к социуму и социальным возможностям

Я думаю, что уже пора понять:  надо начинать  воспитывать адекватных/ответственных родителей

УЖЕ СЕЙЧАС  на уровне школ и колледжей.

Давайте влиять на проблему, а не бороться с ее последствиями!



Просмотров: 600
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Программа «Азбука семьи» – что это и зачем?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что важно знать при создании семьи?
  • Что написать мужчине при знакомстве в интернете. Для женщин, которые в поиске серьезных отношений.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Опыт отношений: а что это было?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Как понять, что это твой мужчина? Психология отношений
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Что делать, если ничего не получается, или как снять напряжение и расслабиться.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 5 фатальных ошибок при создании семьи
  • Что делать в случае, если родственник теряет интерес к жизни.
  • Созависимость – что это такое? Выход из зависимых отношений есть!
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь