|
Программа «Азбука семьи» – что это и зачем?Автор статьи: Иванова Светлана Владимировна
Иванова Светлана Владимировна – родилась и всю жизнь живу в Перми. Стать психологом, чтобы помогать людям – такой мысли близко не было. Всегда хотела вести праздники, но мама настояла на педагогическом образовании, что и привело в Пермское педагогическое училище № 1, где получила специальность: учитель начальных классов и (!) старший пионерский вожатый. Частично мечта сбылась. Но очень быстро поняла, что быть учителем – не мое. Вышла замуж (по любви), родила двух детей. Причем оба родились в кризисные моменты для всей страны – 92 и 98 годы, так что теперь в нашем близком кругу есть шутка, если в стране кризис, значит, я собираюсь кого-то или что-то «родить». Идея стать психологом мне пришла в тридцать лет, когда я уже реализовалась как жена, женщина, мать. На сегодняшний день я – любимая и любящая жена, и счастливая мать двух взрослых детей. Знаете, меня, иногда, удивляет фразы некоторых людей в мой адрес, типа «тебе повезло с детьми», или «конечно, ты же психолог!». Как будь-то, детей выдавали в какой-то очереди, а муж родился с единственной целью в жизни – выполнять все мои прихоти, чтобы я была счастлива. Поэтому повторюсь, в моем случае: сначала была семья, потом решение о карьере. Да и карьера тоже не сразу стала понятной. Пока я училась в институте, решила, что буду совмещать теорию и практику, поэтому пошла работать в школу, психологом. Видимо, благодаря тому, что у меня появилось много вопросов от детей-учителей-родителей, на которые я сама не могла ответить, а потому задавала их преподавателям, «на выходе» у меня получился красный диплом. После окончания института, я решила, что могу набираться опыта, как психолог, не только в школе, но в бизнес-направлениях. С этого момента началась моя карьера, как специалиста по работе с персоналом (набор, обучение, мотивация), дальше пошло развитие и как бизнес-тренера. Понятно, что после тренингов люди часто обращались ко мне как к специалисту за советом. Я начала работать и как психолог - консультант. Поняла, что у меня неплохо получается, и решила начать частную практику. Попутно получила сертификат медиатора, проучившись в «Новосибирском центре конфликтологии». Походила, как медиатор, на судебные заседания, связанные с разводами. Поучила женщин строить гармоничные отношения с мужчинами… А потом решила «спасти мир». Вопрос: Как возникло желание написать программу? Ответ: Собственно мои клиенты и навели меня на мысль, что в современном мире, где институт брака как таковой утерян, люди разучились не только строить отношения, но даже понимать, что «на одной романтике далеко не уедешь». А после возгласа одной моей клиентки «Господи, ну почему я раньше этого не понимала? Скольких ошибок можно было избежать!», я поняла, что могу и хочу как-то повлиять на ситуацию. Разумеется, вспомнила, что некогда был такой предмет «Этика и психология семейных отношений». Прочитала учебник. Поняла, что ничего не поняла и решила сделать что-то свое, особенное и очень практичное, чтобы было так – бери и работай. Вопрос: А чем же Ваша программа отличается от других, аналогичных программ? Ответ: Главное отличие моей программы – в ней нет готовых ответов, так называемый принцип коучинга. Зато в моей программе много жизненных ситуаций (из моей частной практики), обсуждая которые ученики могут получить новый, позитивный опыт понимания нужности и ценности семьи. В своих суждениях дети транслируют свои представления о чем-то и моя задача разубедить их в том, что опыт может быть только однозначным. Если хотите, то моя программа – это подборка чужих ТИПИЧНЫХ ошибок, разбирая которые можно научиться не допускать свои. Кроме того, темы в программе построены так, как события развиваются в жизни – от понимания, что есть такое семья с юридической точки зрения до личного понимания этого термина и значимости его этого, понимания того, как семья может социализироваться. На сегодняшний момент программа уже имеет завершенный вид и состоит из трех блоков: 1. Семья и другие человеческие отношения 2. Семейные войны. Нужны ли победители? 3. Семья и ее социализация Вопрос: А почему именно такой возраст – 16 – 18 лет? Ответ: Знаете, в презентации моей программы есть очень хорошая картинка: девочка-подросток сидит, заткнув уши, а на заднем плане мама, которая что-то пытается до дочери донести. Примерно в этом возрасте начинаются самые острые отрицания родительского опыта. Но отрицая опыт родителей, детям негде получить новый, тем более позитивный жизненный опыт. Не у сверстников же, которые сами такие. Так почему бы в этот момент не появиться значимому взрослому, который сможет экологично направить мысли учеников в позитив? Хотя, если говорить о полном спектре применения моей программы, то на этом возрасте останавливаться. Мои коллеги покупают программу для своей работы в садике – они ведут по ней «Школу молодых родителей», например. Мои подруги, которые читали программу, когда я проверяла на них «понятность» материала, сказали, что будут это разбирать со своими детьми, заодно и про себя что-то поймут. Вопрос: А как дети реагируют на Ваши занятия? Ответ: Знаете, я сама для себя веду статистику заинтересованности в моей программе учениками, т.е. в начале курса даю анкету и точно такую же – в конце курса. Результат интереса к программе вырастает минимум в два – три раза. Кстати, могу похвастаться: в этом году я принимала участие в «Первом краевом семейном форуме», теперь программа имеет статус социально значимого проекта. Вопрос: Как Вы считаете – такой интерес к программе обусловлен только харизмой преподавателя? Или её может преподавать любой учитель? Ответ: Харизма имеет значение, но не только это. На мой взгляд, человек, преподающий этот предмет должен обладать двумя значимыми качествами: 1. Быть толерантным, ведь дети, да и люди вообще, очень любят спорить, отстаивая свою позицию. Задача преподавателя разрешить им это, но уметь повернуть вопрос так, чтобы человек сам задумался о правильности или неправильности своего мнении. Кстати, в методической разработке программы есть такое понятие, как «рекомендуемые вопросы», вот они и помогают развивать рассуждения на заданную тему. 2. Быть самому счастливым человеком, создавшему счастливую семью. Я таковой являюсь, поэтому мне просто верят. Вопрос: А как можно обучиться Вашей программе, если вдруг кто-то сильно ею заинтересуется. Ответ: На сегодняшний день есть три варианта. 1. Обучить своего специалиста, направив его на курсы повышения квалификации, которые проводит «Академия родительского образования» 2. Можно пригласить меня, чтобы занятия вела я сама 3. Можно купить диск, где собраны все методические рекомендации по программе, т.е. подробно прописаны все занятия. И последний вопрос: У вас есть мечта? Ответ: Конечно! Я мечтаю, что моя программа получит статус «обязательной для обучения» во всех школах страны. Возможно, что тогда у нас появится шанс получить целое поколение ответственных, думающих родителей. Ведь все начинается в семье.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|