Еще немного о кризисе трех лет. Ответ на вопрос родителей

«Дочке скоро будет 3 года, а уже пытается мной командовать. Простой пример, когда начинаем одеваться, то слышу сплошные не хочу – не те трусики, не нравится футболка, носки не того цвета и т.д. Если настаиваешь на своем, то скандалит, кричит. В чем причина такого поведения ребенка и что делать?»

                                                                            

 

Три года – очень ответственный возраст. Ответственный, в первую очередь, для родителей. Дело в том, что в этот период ребенок переживает большой возрастной кризис, связанный со структурированием психики. Это период, когда «Я» ребенка окончательно становится самостоятельным в плане отделения от «Я» мамы. Ведь психика ребенка, начиная с момента деления клеточек после зачатия, оформляется на «платформе» материнской психики. Еще до своего появления на свет, находясь в материнском организме, ребенок пользуется многими его физиологическими функциями. Пользуется ее телом, как своим. И это нормально. Этого требуют условия его развития, формирования собственного тела, всех его органов и систем. Нечто подобное происходит  и с детской психикой. На момент внутриутробной жизни ребенка  у него психика хоть и своя, но общая  с материнской. И только с момента рождения ребенка (его «умирания» для внутриутробной жизни), когда заканчивается его период «океанического блаженства», начинается активное развитие его собственной психики. Этому активно способствуют изменившиеся условия внешней среды.  При жизни в материнской  утробе  ему не нужно было прикладывать усилий для собственного выживания. Все условия для комфортного существования создавались материнским организмом. И с точки зрения душевного комфорта тоже. Но в тот момент, когда была перерезана пуповина, связывающая ребенка с матерью, и он вышел из зоны привычного комфорта, все его органы и системы начали функционировать самостоятельно. И психика, конечно, тоже.

В первый год жизни для  ребенка  его тесная симбиотическая связь с матерью обязательна, и на телесном, и на эмоциональном, уровнях. Она обеспечивает его адаптацию к внешнему миру, к изменившимся условиям. Снимает его тревогу и заряжает энергией. Базовым условием нормального психического развития ребенка при этом является безусловная любовь матери к своему ребенку.  Эту любовь мать выражает и телесно - своими прикосновениями, грудным вскармливанием. И эмоционально – любящим взглядом, голосом, своими чувствами к нему. И вот этот период «нормального симбиоза» как раз и дает возможность дальнейшего отделения ребенка от матери. И телесно, и психически. Взрослея, ребенок начинает делать самостоятельные первые шаги, ходить, говорить, обслуживать себя сам. Это все – стадии отделения ребенка от матери. В психологии их еще называют стадиями сепарации. По мере прохождения этого процесса сепарации психика ребенка приобретает все большую самостоятельность. Психика структурируется.

Кризис 3-х лет – это кульминация такого отделения от родительской, материнской, психики. Поведенчески  это проявляется в том, что малыш все чаще кричит «Я сам! (я сама)», вместо того, чтобы воспользоваться  помощью мамы или папы. Все чаще выражает собственное мнение, часто не совпадающее с мнением родителей. Все это связано с формированием собственного личностного ядра, собственного «Я» личности.  Очень характерный пример, подтверждающий  наступление этого возрастного кризиса: когда ребенок, глядя в зеркало, в ответ на вопрос родителей «Кто там?», отвечает не как раньше («Маша», «Петя», «Вова»). Он отвечает – «Я!». И это замечательно. Психологически ребенок уже отделил свою личность от личности  мамы. Он осознает сам себя, осознает свою уникальность и неповторимость. Осознает себя личностью. Для родителей важно сейчас не задавить в ребенке это удивительное чувство. Помочь ему поверить в себя, в свою зарождающуюся самооценку. Помочь ему понять, что окружающие любят его таким, каков он есть. Независимо от того, оправдывает он их ожидания или нет. Этот возраст требует от родителей большого терпения и доверия к ребенку. Зато и окупается сторицей – принимая любовь родителей, ребенок учится любить и уважать себя, родителей, друзей, и весь окружающий мир. Он учится доверять миру. И находить свое место в нем.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Развивающий диалог: у ребенка нет готовых программ, но это не основание лишать его уважения
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Про Эдипа, его маму, психосексуальное развитие и вот это вот все.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • «Это все гены». Вопрос наследственности у приемного ребенка
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь