|
Самостоятельность ребенка и давление родителейАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ДАВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Все мы хотим вырастить ребенка самостоятельным. Мало того, родители школьников часто жалуются не несамостоятельность детей и отсутствие у них инициативы, поисковой активности. Действительно, эта проблема не надумана. Но сейчас речь не о школьниках. Сейчас речь о малышах. Мила (2 года) ходит на развивающие занятия вместе с мамой. Занятия предполагают совместное участие в процессе мамы и ребенка. Но, естественно, роль взрослого вспомогательная, ведь не ради развития мамы проводятся занятия. Итак, вернемся к занятию. Мила занята интересным делом. Перед ней стоит коробочка с разноцветными шариками: красными, желтыми, синими и зелеными. Задача Милы – специальными щипчиками разложить шарики по цветам, по четырем коробочкам. Это не так просто сделать. Нужно аккуратно взять щипчиками шарик и положить в нужную коробочку, к шарикам такого же цвета. Мила старается и полна энергии. Но вот один желтый шарик попадает в коробочку с синими. Мама тут же реагирует: «Мила, неправильно, это же для синих шариков». Мила вынимает желтый шарик, перекладывает его в нужную коробку. Но делает это как-то вяло, с меньшей энергией. Давайте попробуем понять, что произошло, помогла ли мама Миле или, наоборот, помешала. Мила сортировала шарики. Простая деятельность для взрослого. Раз-два и готово. А что с ребенком? Не так все просто и понятно. И ошибки случаются. Но для Милы было важно самой увидеть ошибку и исправить ее. Только она не успела. Знаете, в чем отличие мышления двухлетнего ребенка от мышления взрослого? Взрослый (мама) заранее видит, Мила не тот шарик подносит к нужной миске. То есть, оценка ситуации у взрослого происходит значительно быстрее, чем у ребенка. Миле же было нужно положить шарик, увидеть сделанное, оценить ситуацию, понять, что сделано что-то не так и уже потом исправить. Безусловно, на это ушло бы больше времени. Но зато Мила бы увидела и исправила свою ошибку сама. Вернемся к инициативности, самостоятельности и развитию этих качеств у детей. Какой урок получила Мила? Что-то типа: «Не торопить исправлять ошибки, на это есть мама, которая все видит и укажет тебе, что, как и когда делать». А теперь, забегая немного вперед, представим себе такую ситуацию. Мила-школьница сидит и делает уроки. А мама стоит над ней и указывает на каждую ошибку, сделанную девочкой. Мила особо и не стремится не делать ошибок, искать их в своих работах. Зачем? Мама все исправит, верно? Не стоит быстро исправлять ошибки ребенка. это не принесет ребенку большой пользы. Но появится ощущение, что мама все сделает значительно лучше. Разве это то, чего вы хотели бы? Конечно, нет. Гораздо ценнее и полезнее для развития ребенка получить свой собственный опыт. Причем разный опыт: и опыт ошибок, и опыт их исправления, и опыт безошибочного выполнения дела. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|