|
«Уникальный опыт». Программы для ребят с ограниченными возможностями.Автор статьи: Ноздрунова Елена Николаевна
Что часто называют уникальным опытом. Это опыт, которого в повседневной жизни нет и, которой важен для нормального развития человека. Это могут быть какие-то специальные программы по типу «Содружества» ГАООРДИ. Занятия, которые принято называть «Марафон» - это, когда ребенок ходит на развивающие занятие каждый день, некоторый срок, при этом ведущие разные и дети разные, такое возможно организовать только на базе центра, где все сотрудники работают примерно в одном ключе. Бывает, выездные программы, которые организует специалисты с родителями за свой счет. Уникальность такого опыта, в том, что ребенок погружается в иные условия нежели его повседневная жизнь. Погружение достаточно длительное от 4 дней до месяца. Ребята не просто занимаются, а потом идут домой в привычные условия, а так и продолжают жить каждую минуту, каждую секунду, в новых условиях, что и дает толчок к развитию. Да, это уникальный и важный опыт для ребят, и важно поддерживать такие программы. Но в чем причина его уникальности? – А в том, что ребенок некоторое время живет просто нормальной жизнью! В большинстве программ именно так. Только программы по типу «Марафона» имеют другую, но отчасти похожую структуру. Что вкладывается в понятие «нормальная жизнь». Во-первых, это жизнь соответствующая их психическому развитию и физическим возможностям. Во-вторых, она включает адекватные требования и свободы по отношению к детям. Адекватные не просто их уровню развития, но и просто каким-то нормальным человеческим отношениям. Именно эти два фактора являются решающими: - требования, предъявляемые к ребятам. Они адекватны их возможностям. Как правила в семье они намного ниже. Возможности детей и взрослых людей с нарушениями не просто недооцениваются, а часто в семье вообще не видят у детей ни возможностей, ни способностей. Поэтому отношение получается, как к маленьким детям. - уровень свободы. Он тоже адекватен и наличному уровню ответственности, и реальным потребностям ребят. Ведь, каждому хочется иметь что-то своё – какой-то кусочек только своей жизни. Каждому из нас хочется быть настолько самостоятельным насколько он сам может. Это не просто естественно, - это жизненно важная потребность человека. Поэтому ограничения этого, часто является причиной различных неврозоподобных состояний у взрослых людей с нарушениями развития. На программах специалисты имеют реальную возможность создать для ребят такие условия. И в этом уникальность таких программ и такого опыта. Конечно, грустно, что, нередко, весь этот уникальный опыт – это лишь нормальное адекватное взаимодействие между людьми. Но сегодня неправильное воспитание детей с нарушением развития, как правило, гиперопекающее и крайне тревожное, если говорить о состояние родителей, встречается очень часто. И, когда ребята вырастаю отношение в семьях, в основном, остается прежнем. Причины такого явления – это уже тема для следующих статей. В этой я хотела лишь подчеркнуть значимость таких программ, подчеркнуть то, что опыт и переживания, которые ребята получают на них действительно уникальны. И, что специалистам действительно стоит и принимать в них участие, и всеми силами способствовать их существованию. Хотя, конечно, работа с родителями – это главная задача специалиста по работе с детьми с нарушенным развитием! Вот тут сюжет 1-го канала о фестивале "Содружество". Это фотографии с прошлогоднего фестиваля "Содружество". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|