В последние годы всё чаще можно встретить статьи, телепередачи и целые книги на тему "Как прочитать человека". А после ряда зарубежных сериалов, это, порой, становилось эпидемией. То все повально ложь определяли, вслед за доктором Лайтманом, то чудеса дедуктивного метода проявляли, то считали себя менталистами, как Патрик Джейн. И обязательно были тренинги, когда люди, не умеющие, обучали других - тоже не умеющих. Первых вела жажда наживы, вторых вера в то, что за день-два тренинга смогут развить в себе джедайские способности.
Нет, друзья. Так не бывает. Есть еще одна распространённая штука. Называется НЛП. И все подряд бизнес-тренеры внедряют данные техники в жизнь, обучая персонал от торговых представителей до ТОПов. В итоге на переговорахсделке такой "студент" концентрирует своё внимание на том, КАК говорит визави, на жестах, мимике; подстраивается под дыхание и позы; начинает пытаться внушать что-то. Как результат - совершенно не понимает сути происходящего, а со стороны выглядит странно или смешно. А особенно, если визави тоже прошел подобную подготовку.
Еще одно глубокое заблуждение - психологи (менеджеры по персоналу, коучи и тд) "видят" людей. В большинстве случаев - ничего они не "видят", кроме очевидного. Любые трактовки движений, жестов и так далее - либо вольный пересказ книжек, либо заблуждение из-за раздутого ЭГО. Специальных предметов на эту тему на психфаках нет (либо теоретические), а без тестов многие психологи и вовсе ничего сделать не могут.
Так что же делать и как развить в себе такие способности. Да и возможно ли это? Ответ однозначный - возможно. Просто, как и во всём, нужна тренировка. Чем больше - тем лучше.
Рецепт таких чудо-способностей прост до безобразия. Будьте внимательны, обращайте внимание на мелочи и думайте.
Напомню немного теории. В некоторых источниках говорится о "холодном" и "горячем" чтении человека. Холодное чтение - это комплекс приёмов и техник, который позволяет получить некоторую информацию о человеке (и во многих случаях - продемонстрировать это человеку под ареолом загадочности и мистики, дабы отнять кровные денежки), еще до словесного контакта, анализируя внешний вид, позы, одежду и так далее. "Горячее" чтение - когда некоторая информация о "клиенте" уже известна. А с этим сегодня проблем нет, учитывая любовь людей выкладывать свою жизнь в социальные сети.
В предыдущей статье я рассказывал об одном из способов, как можно развивать внимание. В этой статье речь пойдёт о конкретных примерах и некоторых техниках "холодного чтения". В основном - крайне банальных и простых техниках.
Для кого будет полезна эта информация. Для психологов, врачей, менеджеров среднего и высшего звеньев и просто любителей прикладной психологии. Почему я считаю для себя возможным писать обучающую статью. Потому что с 1998 года углублённо изучаю именно эту отрасль, равно, как и с методоми влияния на людей. Помимо этого - годы работы психологом, психиатром и тысячи проведённых собеседований, встреч и интервью. И вместе с тем - эта информация есть всего лишь мой личный опыт, которым я хотел бы поделиться.
Итак, предположим, что у вас есть рабочий кабинет и люди, заходя к вам, вынуждены перед этим открывать дверь. В данном случае речь не идёт о кабинете бигбосса, хотя и там техники применимы. Просто с поправкой, что это кабинет бигбосса. И уже на этом этапе - на этапе открывание двери - вы можете собрать приличное количество полезной для себя информации о человеке и иметь несколько готовых версий о том, а что за человек к вам пришел. Давайте разберём несколько типичных ситуаций.
1. Стук в дверь, как правило два-три раза и не очень громко. После этого тишина. Если не сказать "войдите" - так может повториться еще несколько раз. Сейчас речь не идёт о деловом этикете.
Давайте размышлять вместе. Возможные варианты:
а. человек ждёт разрешения войти. Сам войти боится или стесняется. Вероятно - не уверен в себе, нуждается в поддержке, склонен к повиновению. Возможно - привыкший к работе с вертикальной иерархией в условиях авторитарного руководства. б. человек хочет проявить себя воспитанным и деликатным. (а мы помним деловой этикет - в рабочее время в кабинет стучать не очень красиво). человек не знаком с деловым этикетом. стало быть - не сотрудник офисов. возможно - привык к походам по "совковым" учреждениям, когда за открытую дверь могут и накричать. в. если стук не повторился - может дверью ошибся. Не берите в голову. г. человек не хочет вас раздражать, планирует застать вас в хорошем расположении духа и вероятно - что-то от вас хочет. д. свой вариант, учитывая условия вашей работы. (Я специально буду оставлять такой пункт, чтобы уже во время прочтения этой статьи вы бы на секунду задумались о своём конкретном примере).
2. Дверь открывается без стука. Достаточно резко. Как правило с вопросом "Можно?". (Тут, кстати, есть одна хитрость. Если задавать этот вопрос "утвердительной" интонацией и при этом заходить в кабинет - в большинстве случаев возражения не последует. Хотя, бывают исключения).
а. Человек способен брать ответственность за свою жизнь и поступки. Соблюдает и уважает социальные границы. Старается быть вежливым. б. Если сразу после вопроса входит - весьма самоуверенный. Не привык к отказам (либо боится их и избегает). в. Вариант, когда говорят "Разрешите?". Почти наверняка бывший военный. г. Вариант, когда резко открывают и с порога говорят о делах. Тогда скорее всего, вы терапевт в поликлинике.
Как вы понимаете, все варианты в рамках подобной заметки описать нереально. Более того, очень важная деталь. В этом процессе главное не правильно угадать, а начать думать над этими привычными и простыми вещами. Тренировка, помните?
После открывания двери вы видите уже самого человека. Смотрите на его одежду, обувь, украшения, часы, макияж, походку, позу, жесты, взгляд, мимику. Другими словами - на целую кучу источников информации. Как обычной и очевидной, так и той, о которой даже сам человек не подозревает.
Еще раз хочу подчеркнуть, что развить в себе подобные навыки возможно. Они должны быть отточены до автоматизма, чтобы вы получали уже практически готовую информацию. А для этого нужно тренироваться. Одно из очень лёгких и доступных упражнений - разглядывать людей в маршрутках, автобусах, метро, ресторанах. Только делать это так, чтобы не казаться, так сказать, странным. Пытайтесь обратить внимание на как можно большее количество мелочей. Ведь "куртка" - это не просто куртка, а степень потертости рукавов, застёжки, воротник, карманы. Обувь - один каблук стоптан больше другого? Может потому что постоянно нажимает педаль в автомобиле? Или на собеседование пришёл соискатель, а вы заметили, что подошва туфель практически новая. Редко носит туфли? Одна пара парадно-выходных? Купил новые перед собеседованием? Зачем? И тренируясь - вовсе не обязательно в итоге знать "правильный ответ".
Главное - научиться обращать внимание на мелочи. И спрашивать себя "почему так". И это относится далеко не только к "визуальной диагностике".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.