|
Родительские программы длиною в жизнь: "Не думай"Автор статьи: Алена Казанцева
Не думай Передавая это послание, родители критикуют идеи и умозаключения ребенка, настаивают, чтобы он «делал, как ему говорят». Также родители могут транслировать негативное отношение к представителям мыслительных профессий. В других случаях родители могут давать заведомо ложную информацию, разрушая построенную малышом логическую модель (Например: Звонит домашний телефон. Мама берет трубку. Отец, сидящий в кресле, жестами показывает, что его нет дома. Мама говорит в трубку: «А Николая нет дома, он еще вчера на дачу уехал» и кладет трубку. Малыш, наблюдавший всю эту сцену, спрашивает: «Папа, почему тебя дома нет? Ты ведь дома, а не на даче». На что отец отвечает: «Не вздумай проболтаться, я на даче. Понял?»). Внутренний Ребенок отца или матери боится, что став умнее, малыш разоблачит их. В связи с этим родители могут убеждать ребенка, что его умственные способности – самые посредственные, и что не это главное в жизни, и вообще «Дуракам везет, им легче живется», тем самым показывая ему массу выгод от неиспользования своего ума. – Не умничай. – Много будешь знать – скоро состаришься. – Думать вредно. – Что тут думать – делать нужно. – Делай, как тебе говорят. – Куда ты со своим умишком то? – Подумай лучше о том, что я тебе сказал. – А об этом тебе вообще лучше не думать. Либо же запрет может касаться лишь отдельных сфер: не думай о сексе, не думай о последствиях, не думай о будущем, не думай о своих потребностях и т.п. Решение – Теперь мне не нужно думать. – Я глупый. – Другие знают, как лучше. Следствия Про таких часто говорят: человек действия. Но это не означает, что он решительный и целеустремленный. Скорее это происходит потому, что в наборе его жизненных стратегий нет стратегии взвешивания и обдумывания последствий. Во взрослой жизни у «недумающего» могут быть сложности с анализом и прогнозированием. Ему порой трудно выявить закономерности и построить стратегию. Он будет склонен к необдуманным импульсивным поступкам, о которых потом часто жалеет. Не научившись думать, такой человек периодически попадает в невыгодные ситуации и часто задает себе вопрос: «Как это могло случиться? Почему?» Он будет вынуждать других людей принимать за него решения, настаивать на конкретном совете и подробных рекомендациях, действовать по аналогии. Если же решение касается какой-то отдельной сферы, то она либо будет игнорироваться, либо же именно в этой сфере человека ждут наибольшие трудности, так как она ему не понятна. (В качестве иллюстраций к статье использовались карты из колоды МАК "Приказания и Решения") Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|